Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Так, институт царской власти сильно развит среди первобытных нильских племен Бахр-эль-Газали. В то же время далее на западе, в Нигерии, мы найдем множество государств, сохраняющих традицию священной монархии в исключительно полной и высокоразвитой форме.

Здесь мы имеем примеры божественных царей и царей-жрецов, чье существование окружено сетью ритуальных предписаний и сакральных табу, поскольку их жизнь является жизнью земли, а река и урожай находятся в зависимости от их благосостояния. Так, среди джукун Центральной Нигерии, согласно доктору Мику (Meek), смерть царя никогда открыто не признавалась, потому что это могло бы уничтожить урожай: “она могла бы быть приглашением для злаков завянуть”.

Эта идентификация царя с жизнью земли, проводимая в духе мифологии Осириса, весьма ясно прослеживается в словах, обращенных к новому царю по поводу его облачения в царские одежды и вручения ему кнута и посевного зерна. “Сегодня, — говорят джукун, — мы дали тебе дом твоего отца. Весь мир — твой. Ты — наше зерно дурры и бобы, наше йо (jo) и наше аку (aku) (то есть духи и боги нашего культа). С этого времени у нас нет отца и матери. Но ты — отец и мать всех. Следуй по стопам своих праотцов и никому не причиняй зла, чтобы твой народ мог оставаться верным тебе и чтобы мы могли прийти к концу твоего царствования в мире”11.

11 Meek. Jukun — A Sudanese Kingdom. 1931. P. 137. См. также: Seligman С. G. Pagan Tribes of the Nilotic Sudan. P. 40.

Интересно отметить, что, согласно доктору Мику, этот священный царь не был военным вождем. Он не вел свое войско на поле битвы. Только когда на город нападали и народ находился в крайней нужде, он мог появиться среди воинов, окутанный с головы до ног и со священным копьем в руках.

Джукун — вымирающий народ, интересный, но бесплодный пережиток исчезнувшего прошлого. Однако в четырехстах милях к западу мы можем наблюдать одинаково замечательные типы сакральной царской власти, всё еще процветающие среди самого энергичного и предприимчивого из народов Западной Африки.

Йоруба, обитающие в Ойо и соседних областях Южной Нигерии, — наиболее урбанизированный и цивилизованный среди всех негритянских народов. Но несмотря на восприимчивость, проявленную ими по отношению к христианству и европейскому влиянию, они сохранили почти в нетронутом виде свои национальные традиции и институты, которые напоминают о замечательном уровне этой архаической культуры. Государства йоруба: Ойо, Ифе, Абеокута, Ибадан и так далее — города-государства, управляемые священными королями, каждый из которых обладает своим двором и тщательно разработанной официальной иерархией. Ибадан — крупнейший негритянский город в Африке с населением 387 000 человек, но по святости и престижу он ниже Ифе — города, являющегося религиозной столицей Иорубы (Yorubaland), со своим 201 храмом и святыней, каждый со своим жречеством и ежегодным праздником. Здесь даже в наши дни Они, или король-жрец, стал известен тем, что выступил против отмены некоторых жертвоприношений по причине того, что они необходимы не только для Ифе, но и для всего мира, и что их нарушение может иметь разрушительное воздействие на вселенский ход природы!12

12 Price Ward H. Land Tenure in the Yoruba Province. 1933. P. 4. Сравни: Perham M. Native Administration in Nigeria. 1937. P. 175.

Несомненно, это крайний случай культурного пережитка, и основное направление социальной эволюции или революции в Африке и Азии, так же как и в Европе, не благоприятствовало теократическим институтам. Однако это совсем недавний процесс, и вплоть до XIX столетия или даже позднее институт царской власти в различной степени сохранял свой религиозный характер на большей части мира. Еще слишком рано говорить, что это изменение — навсегда. Не исключена возможность, что через столетие народ Ифе будет рассматривать атомную бомбу не как данность научного прогресса, но как неудачный побочный продукт, появившийся в результате отказа от теократического строя и пренебрежения жертвоприношением.

VII

Это выдающиеся примеры сохранения первобытных черт священной монархии, которая передавалась от народа к народу, из века в век движением диффузии, происходившим из некоего первоначального центра архаической культуры. Но примеры из жизни современного африканского общества, к которым я обращался, — не что иное, как тихие заводи и отмели традиции священной царской власти; основной же поток протекает широко и глубоко через всю древнюю историю и оказывает неоценимое влияние на религиозную жизнь человечества. Ибо поклонение трансцендентной силе, воплощенной в человеческой личности и в социальных институтах, с моральной точки зрения амбивалентно и связано как с самым высоким, так и с самым низким в человеческой природе. С одной стороны, оно привело к ужасным и бесчеловечным событиям, подобным массовым человеческим жертвоприношениям “Великих обычаев” в Бенине13, и к обожествлению таких тиранов и безумцев, как Калигула и Аль-Хаким14. Но, с другой стороны, оно вселило надежду на царство справедливости и пришествие божественного Спасителя.

13 “Царь Бенина — фетиш и главный предмет почитания в своих владениях”, — сообщает очевидец. Умершим царям воздавали божеские почести, им приносили многочисленные человеческие жертвы. В XVII веке, по сведениям Даппера, на поминках по умершему царю Бенина умерщвляли по 400-500 человек, главным образом из осужденных преступников.

14 Аль-Хаким, шестой фатимидский халиф, правил Египтом и Северной Африкой с 996 по 1021 год. Он разрушил церковь Гроба Господня в 1009 году и объявил о своей божественности. Друзы в Ливане всё еще считают его божественным (Прим. К. Доусона.)

В Ветхом Завете мы видим, как две эти линии развития сознательно сопоставлены в качестве двух соперничающих царств: с одной стороны, демоническое возвышение власти, рассматриваемое как самовозвеличение человека перед Богом; а с другой — утверждение Царства Яхве среди язычников и освобождение народа Божьего мессианским царем-спасителем.

Замечательно, что хотя ничего не могло быть решительнее отрицания божественного характера языческих богов, подобного отказа не существовало относительно священного характера языческой царской власти. Нигде в литературе мы не найдем более яркой картины архетипической фигуры божественного царя-жреца, чем в описании Иезекиилем царя Тирского, первосвященника бога Мелькарта: “Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты”. “Я поставил тебя на то; ты был на святой торе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония...” “От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою...” “И Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней” (Иез. 28). Здесь принцип тот же самый, что и вдохновлявший учение о божественной царской власти в Древнем Китае. Царь правит по мандату Неба до тех пор, пока сознаёт свое отношение зависимости. Однако как только он становится самоуверенным и нарушает законы Неба, мандат отбирается и царство переходит к другому.

Но наиболее замечательным выражением идеи передачи царю божественного мандата милостью Божией является целый ряд пророчеств у Исайи — с 40-й главы по 55-ю, рассматривающих божественную миссию Кира. В них всемирный монарх будущей персидской империи объявлен избранным слугой истинного Бога, которого он не знает, помазанником и избранником в исполнении замысла Яхве о своем народе и мире.

Это замечательный пример того способа, которым религиозное откровение, в строго теологическом смысле, может вобрать в себя и наполнить новым значением старые архетипы и институциональные модели культуры и естественной религии. Процесс не останавливается в этой точке, ибо фигура Кира у Второисайи смешивается с фигурой пророка, чтобы образовать архетип новой мессианской личности.

Насколько зависима культура от процессов экономического производства? Способность культуры к духовному творчеству даже в первобытных условиях, например, мадленское искусство. Магические техники контроля над природой. Фрэзеровская теория магии как первобытной лженауки. Религиозные элементы в магии. Магия и мистерия. Знание и инициация. Три элемента религиозного культа — ритуал, миф и магическая сила. Связь между первобытной магией плодородия и культом богини-матери и бога растительности в архаической культуре Ближнего Востока. Земледельческий год и обрядовый цикл. Важность для религии знания календаря и согласования трех циклов — небесного, земного и человеческой жизни. Развитие религиозно-философской концепции универсального принципа, лежащего в основании космического порядка: Рита, Дао и т. д. Влияние астральной теологии на рациональную космологию. Истоки науки и философии находятся в попытке объяснить природу единства космического процесса, что уже имплицитно содержалось в религиозном учении о священном порядке. Философы и пророки.

I

Каждая человеческая культура есть сознательное приспособление общественной жизни к внешнему окружению человека и к природному порядку. Что животное делает инстинктивно, человек делает с сознательной целью и с большей или меньшей степенью рационального расчета. Таким образом, культура укоренена в природе, в то время как высшие достижения индивидуального человеческого сознания укоренены в культуре.

Это основы марксистской теории общества и материалистической интерпретации истории. Маркс доказывал, что человек должен уметь прокормить себя, чтобы творить историю, и что первое и необходимое условие жизни — экономическое производство. Поэтому “способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще”. Сведенная к своим первичным элементам, культура оказывается не чем иным, как социальной разработкой процесса экономического производства. Человек создает простой или сложный муравейник, который является одновременно и производственной единицей, и социальным организмом. Чем тщательнее разработан процесс производства, тем сложнее этот организм и тем более развита культура.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Извне своей зависимостью от нечеловеческих сил
Элементы религии бог
Совершенно чуждого классической китайской традиции
вляющийся культурой

сайт копирайтеров Евгений