Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

8 “Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикару” (пер. Р. И. Рубинштейн)// Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. I. M., 1980. С. 32.

То же и в “Речи красноречивого крестьянина”, которая была, возможно, самым известным произведением этой ранней литературы: “Поступай справедливо для Повелителя Справедливости... Ибо справедливость — для вечности. Вместе с тем, кто поступает справедливо, она спускается в могилу, когда он положен в гроб и лежит в земле. Его имя не стерлось с лица земли, но о нем помнят из-за его справедливости. Такова честность слова Бога, который подобен правильным весам, безошибочно взвешивающим”9.

9 Breasted J. H. The Dawn of Conscience. 1933. P. 191.

Эта ассоциация справедливости с царской властью, с одной стороны, и с оправданием бессмертной души перед божественным судом — с другой, стала неотъемлемым элементом египетской религии. После того как смешение мифологии Осириса и солярной мифологии было завершено, посмертный суд более не ограничивался царем, его семьей и двором, но рассматривался в качестве судьбы каждого человека, которому придется давать отчет о своих деяниях в Зале Справедливости в присутствии Осириса. Постепенно обычный человек стал разделять привилегии и моральную ответственность, закрепленные за небесным бессмертием божественного царя. Таким образом, был открыт путь для новой формы личной религии и личного благочестия, которая, несмотря на гротескные магические элементы, замечательно демонстрирует также и высокие моральные идеалы, как, например, в так называемой отрицательной исповеди “Книги Мертвых”.

V

Но эта популяризация религии бессмертия и культа Осириса не предполагала принижения религиозного значения монархии. Наоборот, именно в этот период, с XVI по XIII век до нашей эры, цари Нового царства довели солярный культ до его полного развития в качестве универсальной и квазимонотеистической имперской религии. Ее наиболее замечательным выражением была попытка Эхнатона создать новую государственную религию, которая вполне может рассматриваться как первый сознательный эксперимент в естественной теологии. Он замечательным образом показывает, как теократическая монархия, даже в самой строгой иерархической культуре, сама может стать проводником революционного изменения в религии.

При великих фараонах XVIII династии Египет стал мировой державой в качестве азиатской империи и установил международные связи с отдаленными царствами Малой Азии и Месопотамии. Универсализм новой религии соответствовал космополитизму новой имперской культуры.

Традиционная мифология египетского пантеона решительным образом уничтожалась и заменялась универсальным солярным божеством (которое представляли в виде солнечного диска — Атона) и его единственным представителем на земле — Царем-Солнцем (Эхнатоном).

“О, как многочисленно то, что ты делаешь, и то, что [является] тайным, единственный бог, [кроме] которого нет другого!

Ты образовал землю по своему желанию, когда ты был один, с людьми, скотом и всеми животными, которые ходят по земле на своих ногах и которые подымаются вверх, летя на своих крыльях.

Чужеземные страны, Сирия и Куш, Египет — ты каждому человеку назначаешь его место...

Ты создаешь миллионы проявлений из себя одного.

Города, селения, поля, дороги, река — зрит тебя каждый человек перед ними, когда ты в виде дневного солнечного диска.

Ты в моем сердце и нет другого, который познал бы тебя, кроме твоего сына Неферхепрура (Эхнатона. — К. К.) — единственного для Ра. Ты даешь, чтобы он был сведущим в твоих помыслах и в твоей силе”10.

10 “Гимн Атону” (пер. И. С. Петровского) / / Хрестоматия по истории Древнего Востока. Ч. I. С. 91—92.

Дух, вдохновивший этот замечательный гимн, находит свое художественное выражение в натурализме и гуманизме царского искусства в Тель-эль-Амарне, городе Атона. Это искусство демонстрирует преобразующее воздействие новых религиозных идей на традиционные стили и мотивы египетской живописи и скульптуры. Несмотря на всё это, история Эхнатона и новый солярный монотеизм не только являются примером преобразующей силы царской власти в религии и культуре, но и показывают ее недостатки. Ибо весь этот эпизод был весьма мимолетным в истории египетской религии, и через несколько лет после смерти Эхнатона старые боги и старая мифология вновь появились, чтобы сохраниться в неизменном виде до эллинистического и римского времени.

Тенденция к универсализму тем не менее не исчезла и проявляется едва ли слабее, чем в самой религии Атона, в замечательном фиванском гимне богу Солнца как создателю и правителю вселенной.

VI

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В порядке жертвоприношения
Статичной культурой
человек был провидцем качестве процесса
Результатом этих тенденций явилась секуляризация культуры более широкая
Так же как для архаических культур

сайт копирайтеров Евгений