<<< ΛΛΛ >>>
смысловое натяжение в нашей расслабленной, бесславной жизни. Ибо само по себе
все настолько лишено смысла: практического, экономического, эстетического,
этического и т.д., что только этот едва брезжущий религиозный смысл может как-то
оправдать самые элементарные житейские поступки. Дух становится необходим, как
дыхание. Категории таинства: причастия, исповеди - обретают житейскую
насущность. В 1921-м году Мандельштам написал, что в советское время все
становятся христианами: скудость материальной жизни такова, что остается жить
духом святым, и простая домашняя трапеза превращается во вкушение святых даров.
"Культура стала церковью... Светская жизнь нас больше не касается, у нас не еда,
а трапеза, не комната, а келья, не одежда, а одеяние... Яблоки, хлеб, картофель
- отныне утоляют не только физический, но и духовный голод."5 Это верно и
глубоко, но дело не только в материальной скудости, а и в смысловом дефиците.
Каждая вещь советского обихода истерта и обеднена до такой прозрачности, что
сквозит нездешним. Оттого вере не приходится обособляться от жизни, что жизнь
потеряла свою самодостаточную культурную весомость, осмысленность, богатство,
красоту. Просто жить - уже означает верить. Такую веру нельзя искоренить, ибо ее
храм в каждом доме, и ее могут исповедовать как те, что посещают храмы прежних
вер, так и те, кто сразу пришел к единоверию. Тут протестантская идея как бы уже
перешагнула собственный предел, это не протест против церковной веры, а
основание веры в средоточии мирского. Как ни парадоксально, но именно в царстве
постатеизма начинают сбываться религиозные чаяния начала века - о слиянии жизни
<<< ΛΛΛ >>>
Заветом отца сведения бердяев . Религиоведение. Эпштейн М.Н. Постатеизм, или бедная религия 12 пустыне Путь бедной религии В россии чем дальше развертывается религиозное возрождение . Религиоведение. Эпштейн М.Н. Постатеизм, или бедная религия 12 многообразии
|