Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Материальная ответственность наступала за клевету на свою жену в отношении ее целомудренности (Вт.22.13-19). Виновный в клевете по решению суда должен был выплатить отцу женщины сто сиклей серебра я не мог развестись со своею женою.

Закон предусматривал возможность развода, причем после повторного развода жена не могла возвратиться к своему первому мужу (Вт.24.2-4).

В отличие от других законодательных актов древности, Закон Моисеев содержит целый перечень различных запрещений относительно половой жизни. Запрещалось кровосмешение в различных вариантах (в то время, как брак между братом и сестрой был распространенным в Египте), половая жизнь с сестрою и матерью жены, половая связь с женой во время ее очищения (Лев. 12.1-6; 15.19-28), гомосексуализм. Все виновные в этом должны были быть преданы смерти (Исх.22.19. Лев. 18.11-21). Виновные в кровосмешении и скотоложстве подлежали проклятию (Вт. 27.20-23).

"Не убивай"

Еврейские мудрецы говорят, что 6-я заповедь — это первая заповедь, высеченная на второй скрижали. Заповеди были расположены на скрижалях симметрично, так что 1-я соответствует 6-й, 2-я — 7-й и так далее. Заповедь "не убивай" связывается, таким образом, с заповедью "Я Господь, Бог твой..." И это очень естественно: человек создан по образу Божию, Всевышний вдохнул в него Божественную душу. Поднявший руку на человека отрицает тем самым не только жизнь этого человека, но и Бога, Его власть над природой и людьми. Душу, которую ты не в силах будешь восстановить, ты не имеешь права и уничтожать. Неудивительно поэтому, что Закон отводит много места насильственным преступлениям.

Человеческая жизнь, согласно Закону, является священной и неприкосновенной. Именно внушение уважения к человеческой жизни являлось первоначальной целью 6-й заповеди.

Человек, убивший другого, был повинен смерти (Исх.21.12). Закон делит убийства на неосторожные и умышленные (там же, ст. 13-14). Виновный в умышленном убийстве не мог искать зашиты от правосудия даже у жертвенника, в скинии, храме. Однако следует отметить, что Закон гласил: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего..." (Лев. 19.18). То есть нормы, закрепляющие право кровной мести за убийство, были не императивными (абсолютно определенными — делай так, а не иначе), а диапозитивными (относительно определенными, предоставляющими несколько вариантов поведения). Виновный же в неосторожном убийстве имел право на укрытие в определенных Господом шести городах-убежищах. Эти города служили "...убежищем от мстителя, чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред обществом на суд" (Чис.35.12-13). Причем Закон прямо оговаривал, что это касается лишь убивших человека неумышленно (там же, ст. 11, 15), так как в этом случае "...общество должно рассудить между убийцею и мстителем за кровь... и должно общество спасти убийцу от руки мстителя за кровь, и должно возвратить его общество в город убежища его, куда он убежал, чтоб жил там до смерти великого священника... а по смерти великого священника должен был возвратиться убийца в землю владения своего" (Чис.35.24-28). В случае же умышленного убийства "...мститель за кровь может умертвить убийцу, лишь только встретит его" (ст.21). Поэтому Закон и проводит четкую классификации умышленных и неумышленных убийств (там же, ст. 16-23).

Закон разделяет убийство и нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших за собою смерть потерпевшего, по разрыву во времени между причинением тяжких телесных повреждений и наступлением смерти (Исх.21.20-21) (Такое основание разграничения двух этих смежных составов преступления сохранилось в практике и по сей день, хотя основным критерием сейчас является направление умысла виновного. Для квалификации такого преступления, как нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего, необходимо установить наличие умысла виновного на причинение тяжкого телесного повреждения и неосторожной вины в отношении смерти потерпевшего. При убийстве же умысел виновного направлен на лишение жизни потерпевшего. Продолжительный промежуток времени, прошедший с момента умышленного причинения ранения до наступления смерти, не исключает возможности умысла виновного на лишение жизни потерпевшего).

За убийство раба, как своей собственности, человек не подвергался смерти, а только наказанию, назначенному судом (Чис.35.20). В случае нанесения телесных повреждений виновный обязан был заплатить за остановку в работе потерпевшего и за его лечение (там же, ст. 19). Штраф налагался на виновного в случае выкидыша у беременной женщины, происшедшего из-за удара (ст. 22). Кроме того, подобно всем правовым системам древности (а также подобно и современному законодательству многих стран в части применения смертной казни за убийство), в отношениях между равными применялся принцип талиона (от латинского "talis" — такой) — воздаяние за зло равным злом, наказание, равное преступлению: "...душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение. рану за рану, ушиб за ушиб". "...Как он [виновный] сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать" (Исх. 21.23-25;

Лев.24.20). Потерпевший раб должен быть отпущен на свободу (Исх.21.26-27). Законом запрещалось брать выкуп за жизнь убийцы, повинного смерти и за убежавшего в город убежища, "...чтоб ему позволить жить в земле своей прежде смерти великого священника' (Чис.35.31-32). Убийца, умышленно убивший ближнего своего, находился под проклятием (Вт.27.24).

Слово Божие говорит, что убийством является не только лишение себя или другого человека жизни, но также и разрушение жизни, приводящее к преждевременной смерти. Что разрушает человеческую жизнь? Алкоголь медленно, но верно ведет алкоголика к преждевременной кончине, так же как наркотики и курение. Люди, злоупотребляющие этим, определенно нарушают заповедь "не убивай". Нарушают ее и те, кто рекламирует подобные вещи. А разве так называемое "планирование семьи" и искусственное прерывание беременности не является нарушением этой заповеди? Почему мы считаем, что вправе распоряжаться судьбой души, еще не родившейся, но уже пришедшей в этот мир? При размышлении над 6-й заповедью перед нами, в конечном счете, предстает весь современный мир с его чудовищной военной техникой, способной полностью уничтожить все человечество и все живое на земле, и самыми изощренными способами убийства. Перед лицом глобальной опасности так необходимо людям соблюдение этой данной Богом заповеди.

"Не кради". "Не желай... ничего, что у ближнего твоего"

Большое внимание уделяет Закон рассмотрению гражданско-правовых отношений, то есть имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений. Основой для этих отношений являлась защита права частной собственности, которая достигалась на конституционном уровне двумя заповедями: "не кради' и "не желай...ничего, что у ближнего твоего".

Последняя заповедь пресекает даже допущение возможности нарушения данного права. Греховные дела рождаются, как от сорных семян, от греховных желаний и помышлений. Именно внутренние мотивы порождают грехи. Злые помыслы потому и опасны, что каждый отдельный грех берет свое начало из них, гнездящихся в наших сердцах. Поэтому последняя заповедь Десятисловия, как бы подводя итог, была направлена на поддержание чистоты наших желаний и помышлений.

Гражданский Закон предусматривал суровые наказания за всякое преступление, причиняющее вред или убыток ближнему. Им предписывалось самым решительным образом истреблять зло из среды народа, так как народ, которому вверено Божие откровение, должен быть особенно безукоризненным. Закон требует от человека честности, правдивости и справедливости в делах с другими людьми. Все запреты Закона сфокусированы в одной заповеди: "...люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев. 19.18)

Смысл заповеди "не кради" можно выразить так: будь честентрудолюбив, добросовестно относись ко всякому человеку, стараясь способствовать и его благу. Не воруй, не бери чужого, уважай результаты труда и собственность другого человека — такие положения есть, наверное, в законодательстве любой страны: вопросы собственности и отношения к ней составляют стержень одной из важнейших сторон человеческой деятельности - экономической. Однако данный Моисею на Сионе Закон уникален и в этом отношении. Как нигде более переплетены в нем правовые и этические отношения. Ведь понятие "кража" можно толковать очень широко. Вор — это не только запустивший руку в чужой карман или забравшийся в чужую квартиру, но и тот, кто сознательно наносит ущерб репутации невинного; и тот, кто не предлагает другому своего крова в случае необходимости; вором талмудисты называют и того, кто беззастенчиво пользуется гостеприимством хозяев. А разве не вор тот, кто отнимает время без нужды у своего ближнего или даже у самого себя? Воровство — это, в конце концов, обвинение Бога в том, что Он дает недостаточно. Подобные кражи, кажущиеся безобидными, совершаются нами постоянно. И как необходима людям драгоценная заповедь Божия, гласящая: "не кради". К сожалению, миллионы людей забыли эту заповедь или нарушают ее сознательно. Божий Закон строг и в отношении, так называемых, мелочей, ибо мелкие кражи ведут к большим хищениям, а главное - являются, как и большие кражи, нарушением 8-й заповеди.

Смерти был повинен укравший человека (Исх.21.16; Вт.24.7). Свобода драгоценна не менее жизни, поэтому лишение ее — похищение и продажа евреем своего соотечественника — приравнивалась к убийству. Закон предписывал взыскивать с вора кратную стоимость похищенного в зависимости от того, было ли это похищенное найдено или оно уже было продано (Исх.22.1,4,7). В случае же, если вору было нечем заплатить, он подвергался продаже в рабство, а вырученные деньги шли на покрытие ущерба, нанесенного потерпевшему (ст.З). Убивший домашнее животное также должен был заплатить за него (Лев.24.21). Необходимо заметить, что институт материальной ответственности за имущественные преступления появился в римском праве лишь во II веке по Р.Х.* До этого все правовые системы, кроме израильской, наказывали виновных в этих преступлениях смертной казнью.

Закон допускал необходимую оборону собственника при защите своей собственности, причем в темное время суток вплоть до убийства вора (Исх.22.2-3). Убийство вора ночью приравнивалось к неумышленному убийству, так как в темноте трудно определить, куда наносится удар, и соразмерить его силу. Убийство же вора в дневное время, когда собственник мог избежать его, употребив другие средства для защиты своей собственности и задержания вора, считалось умышленным и, как таковое, по общему правилу — каралось смертью ("Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти" — Исх.21.12).

Запрещалось также нарушение межи ближнего — границ участков земли (Вт. 19.14). Совершивший такое беззаконие подлежал проклятию (Вт.27.17).

Закон детально регламентирует несколько договорных обязательств, т.е. обязательств, возникающих из договора: договор займа, договор хранения, залог. Согласно Исх.22.25, Лев. 25.36 37 и Вт.23.19-20 Закон делал различие при заключении договора займа для евреев и иноплеменников. Для евреев это был безвозмездный договор (запрещалось налагать рост, в отличие от римского права, согласно которому договор займа был возмездным во всех случаях (Законы 12-ти таблиц. 8.18а), то есть на первое место выдвигались интересы благосостояния Израильского народа. Также Закон предусматривал ответственность заемщика и наступление неблагоприятных материальных последствий для него в зависимости от его вины в случае повреждения взятого взаймы (Исх.22.14-15). Так как в этом случае речь идет о займе скота, то, по-видимому, этот договор являлся договором найма (ср. законы Хаммурапи, п.п.237-429, 253). В случае неуплаты долга договор займа прекращался в седьмой (субботний) год с кассацией долга, причем и это правило не распространялось на иноплеменников (Вт. 15.1-10).

Договор хранения (Исх.22.7-8, 10-13) также предусматривал материальную ответственность хранителя за доверенное ему на хранение имущество перед поклажедателем, в зависимости от вины в утрате или повреждении имущества. Причем при краже скота в случае не нахождения вора и предложения, что скот украден из дома, где можно было уберечь его, хранитель должен был заплатить потерявшему поклажедателю.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Если в ком найдется преступление
Поэтому благословил господь день субботний
Будь человек совершенным
Данное обрядовое испытание решало проблему окончательно

сайт копирайтеров Евгений