Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Для придания решению суда большей объективности, особенно по важным делам. Закон предписывал коллегиальное их рассмотрение (Вт.17.8-13). Судьи должны были стремиться примирить спорящих. Строгое применение Закона было чревато возможностью допущения судебной ошибки — незаконного изъятия средств у одной из сторон. В связи с этим рабби Ишмаэль (I — II в. по Р.Х.) говорит: "Не суди единолично, ибо единолично судит только Один (Единый); и не говори остальным судьям: "Примите мое мнение"; ибо это право дано им, а не тебе" [11, с.280].

Для израильского судопроизводства было характерно, в отличие от Других народов, равенство всех перед законом. Это постановление распространялось не только на всех представителей народа Израильского, но также на иноплеменников и пришельцев. "Судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его" (Вт. 1.16; ср. Исх.22.21-24; 23.9;

Лев. 19.33-34; 24.22' Чис. 15.15-16, 29-30).

Г.Х.Макинтош пишет, что в словах Вт.16.18-20 заключено двойное поучение, Прежде всего, они представляют нам беспристрастное правосудие и совершенную праведность, которые являются характерными чертами владычества Божия. Но, с другой стороны, они указывают нам, что есть суждение человека, предоставленного самому себе. Нельзя ни минуты доверяют ему. Человек склонен "извращать Закон", "смотреть на лица", "брать дары", склонен пристрастно относиться к человеку состоятельному, занимающему высокое положение в мире.

Какой дивной нравственной чистотой и возвышенностью дышат Божественные постановления, дарованные сынам Израилевым! Они не должны были "извращать Закон", но справедливо и беспристрастно применять его ко всем, невзирая на лица.

В своей деятельности, наряду с принципом равенства всех перед Законом, суд должен был руководствоваться принципом всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела для установления объективной истины, — "...правды, правды ищи..." (Исх.23.1-3, 6-7; Лев.19.15;

Вт. 16.20; 24.17) — исключая предвзятость, необъективность. Нарушение этого принципа вело к проклятию (Вт.27.19). Суд должен искать правды (Вт. 16.20). Логическое рассмотрение этого места Писания приводит нас к выводу, что народ, допускающий несправедливость, может потерять свою землю. Естественно, что соблюдение данного принципа несовместимо со взяточничеством, "...ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых...", которое поэтому запрещалось под страхом смерти и проклятия (Исх.23.8; Вт. 16.19; 27.25).

Истину и справедливость не следует искать там, где большинство: "...не решай тяжбы, отступая по большинству от правды" (Исх.23.2).Это суеверие, что большинство всегда право, — одна из слабостей нашей современной демократии.

Закон предусматривал личную ответственность каждого за свои деяния, никто не мог быть наказан за вину другого (Вт.24.16).

Закон возмездия был делом общины, а не отдельного лица. Социальная группа должна была связать каждого своего члена ответственностью за жизнь, здоровье и собственность других. Правило об отмщении, данное по причине жестоковыйности (Исх.21.23-25), имеет тот общий смысл, что возмездие ни в коей мере не должно превышать степени преступления. Следует заметить, что Закон достаточно гуманно подходил к вопросу о телесных наказаниях: "Сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими" (Вт.25.3). О том, что такое положение сохранилось в Израильском народе даже во времена Нового Завета, свидетельствует апостол Павел во 2Кор.11.24. То есть Закон настаивал на том, что даже преступники имеют моральное право, которое общество должно защищать.

Вопрос допустимости смертной казни является в наши дни волнующим многие умы и сердца. Допустимо ли лишение человека жизни в порядке наказания? Не становится ли само государство в этом случае убийцей? Поэтому тот факт, что смертная казнь существовала в израильской системе наказаний может быть использован сторонниками применения смертной казни, а для противников ее применения этот факт может явиться камнем преткновения и поводом для обвинения Бога в жестокости. Но не будем забывать, что Закон был дан с учетом "жестокосердия" народа (Мф.19.8). Хотя в настоящей работе автор не ставит своей целью участие в дискуссии по этому вопросу, все же он вынужден высказать несколько мыслей. Смертная казнь не является самостоятельным вопросом, но наказанием за уже совершенное преступление. Поэтому она вызывается к жизни лишь постольку, поскольку совершено преступление, за которое она предусматривается. Как уже отмечалось, Господь предъявлял к народу, которому Он доверил Свое откровение, особые требования святости: "Будьте святы, ибо Я Господь Бог ваш, свят" (Лев.20.7). Святость народа несовместима с пребыванием преступника в его среде. Поэтому грозным предостережением для всякого замышляющего преступление, звучат слова Господа:

"Если же кто из туземцев или из пришельцев сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребите.» душа та из народа своего" (Чис.15.30) И кроме того в Законе ничего не говорится о тюремном заключении, да оно и было невозможным в период странствования по пустыне и завоевания Ханаана. Но в дальнейшем тюремное заключение широко применялось в Израиле (2Пар.16.10; Иер.29.26; 32.2; 37.15-16). При рассмотрении этого сложного вопроса надо помнить, что даже самые строгие положения, основанные на принципе талиона, несмотря на всю их суровость, являются частью того же Закона, который требует от человека любить ближнего, как самого себя (Лев. 19.18).

Форма смертной казни в Израиле дифференцировалась в зависимости от содеянного преступления. Обычно она совершалась путем побивания виновного камнями (Лев.20.2 Вт.21.21 и др.). Дочь священника, бесчестящая отца своим блудодеянием, подлежала сожжению (Лев.21.9). Такой же казни подлежали и находящиеся в интимной связи мужчина, женщина и ее мать. (Лев.20.14). Закон также предусматривает и повешание (Чис.25.4 Вт.21.2). Некоторые исследователи считают, что в случае сожжения и повешения это совершалось над уже мертвыми телами преступников, которые предварительно побивались камнями. Хотя мы и можем предположить это на основании Вт.21.22 —"...если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве...", - но для того, чтобы однозначно утверждать это, у нас нет достаточных оснований.

Как мы уже видели, полицейские функции возлагались на родственников виновного, потерпевшего и на весь народ (Вт. 13; 25:1-2), что соответствует современному принципу участия общественности в судопроизводстве и также вело к сокращению чиновничьего аппарата.

Но заповедь "не произноси ложного свидетельства..." имеет отношение не только к судопроизводству. Утверждая или отрицая что-либо, мы постоянно свидетельствуем перед лицом Высшего Судьи на процессе, именуемом жизнью. Девятая заповедь является осуждением лжи и клеветы в любых, даже самых невинных формах. Запрещается говорить ложь о ближних наших, даже если при этом мы не имеем намерения вредить им. Ничто не сравнится с разрушительной силой языка. Недаром в школе рабби Ишмаэля учили, что распространяющий клевету грешит так же, как если бы он совершил сразу три самых тяжких греха: идолослужение, кровосмешение и убийство.

Чудное время настанет на бедной, наполненной стонами и воздыханиями земле, когда на ней воцарятся чудные законы, описанные на вдохновенных страницах Пятикнижия Моисеева: "Тогда царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону" (Ис.31.1)

РАЗЛИЧНЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ

Помимо вышеназванных норм, Закон Моисеев содержал и большое число других предписаний, регламентирующих жизнь Израильского народа. Так, он предписывал оказывать помощь нуждающимся в ней, причем как брату (Вт.22.4), так и врагу (Исх.23.5). Предписывалась честность при осуществлении торговых операций (Вт.25.13-16).

Книга "Левит" содержит самые различные предписания, регламентирующие жизнь и служение священников. Основное требование, предъявляемое им, — сохранение святости. Под страхом смерти священникам запрещалось, имея на себе какую-либо нечистоту, приступать к святыням (частям жертв, предназначенных священникам и членам их семейств) (Лев.22.1-16), и запрещалось употребление перед и во время служения в скинии опьяняющих напитков, чтобы они "...могли отличать священное от не священного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея" (Лев. 10.10-11).

В жертву Господу предписывалось приносить самое лучшее, не имеющее на себе какого-либо порока, "...чтобы этим приобресть благоволение от Бога..." (Лев.22.17-29).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Говорится о любви к родителям
Чтобы понять четвертую заповедь
Улучшение естества человека
чем человек должен быть

сайт копирайтеров Евгений