Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Заповеди 8-я и 10-я определяли также и институт находки. Найденное имущество должно было быть возвращено владельцу или взято нашедшим на сохранение до обнаружения владельца (Исх.23.4, Вт.22.1-3).

Большое внимание было уделено институту возмещения вреда. Ответчик нес материальную ответственность за свои действия, причинившие вред истцу (Исх.21.33-34; 22.5-6). Кроме того, он нес ответственность за ущерб, причиненный его скотом, причем эта ответственность дифференцировалась в зависимости от вины ответчика, она увеличивалась вплоть до смертной казни в случае, если он не принял меры по безопасному для других содержанию заведомо буйного скота (Исх.21.28-32, 35-36). Здесь мы также видим дифференциацию ответственности в зависимости от социального статуса погибшего: был ли он свободным или рабом, что сходно с положениями закона Хаммурапи (п. п.251-252). Причем Закон Моисеев в случае наступления смерти человека предусматривал побивание скота, причинившего это, камнями, то есть уничтожение самого источника повышенной опасности, который создает вероятность причинения вреда, в связи с невозможностью полного контроля за ним со стороны человека.

Божие руководство и доверие к Нему народа проявлялось и в вопросе регулирования земельных отношений — в частности, в субботний и юбилейный годы. Здесь нам представлена отличительная черта принадлежащей Господу земли. Ему угодно было даровать ей целый год покоя, и в этот год обнаруживалось великое богатство, которым Он благословлял Своих управителей. Жаль, что об этом забыли в век споров об интенсивном и экстенсивном путях развития сельского хозяйства, забыли об единственно благословенном пути — пути доверия Господу.

Земля в Израильском государстве, как мы можем увидеть позже (И.Нав.13-19), была разделена между коленами. Внутри же колен земля делилась по семействам - "по числу имен" лиц мужского пола. Земельные участки получали имена своих владельцев, чтобы под этими именами переходить из рода в род, как материальное закрепление в народе "имени". Именно с этим и было связано регулирование наследования наделов, которое мы находим в 27-й и 36-й главах книги "Числа". Подобная регламентация наследования земельных наделов не встречается больше ни в одном правовом акте древности.

Закон устанавливал пять очередей наследников:

1) сыновья;

2) дочери;

3) братья наследодателя;

4) братья отца наследодателя;

5) близкие родственники наследодателя из поколения его. Каждая последующая очередь могла наследовать лишь в случае отсутствия наследников предыдущей очереди. Причем дочери наследовали с условием, что, в случае выхода замуж, дети будут продолжателями рода и носителями имени своего деда по матери. Этим определялось то, что они могли выходить замуж только за представителей своего колена, "...чтобы не переходил удел из колена в другое колено; ибо каждое из колен сынов Израилевых должно быть привязано к своему уделу" (Чис.36.9).

Земля могла продаваться лишь во временное пользование и только по причине бедности. В основание этого был положен теократический принцип единого собственника земли - Иеговы, по отношению к Которому все евреи являются временными собственниками — пришельцами и поселенцами, и произвольного распоряжения землею им не предоставлено (Лев.25.23). Причем в случае продажи земли за продавцом или его родственником сохранялись право выкупа (там же, ст.24-27), а если выкупа не последовало, то в юбилейный год земля без всякого выкупа возвращалась к продавцу (там же, ст. 13,28). Закон приравнивал в этом отношении к земле и дома в селениях, как тесно с нею связанные (ст.31), не распространяя указанные правила на дома в городах, на которые распространялось право свободной купли-продажи с возможностью выкупа лишь в течение года с момента заключения сделки (ст. 29 30) (исключение составляли дома левитов, на которые распространялись правила неограниченного временем права выкупа и юбилейного .года (там же, ст.32-34)).

"Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего"

Девятая заповедь Десятисловия служила основой для регуляции отношений судопроизводства. Человеку вменялось в обязанность говорить правду. В соответствии с принципом талиона, человеку, виновному в лжесвидетельстве, по Закону полагалось сделать то, чего он желал тому, против которого свидетельствовал (Вт. 19.16-21). Кстати, по римским Законам 12-ти таблиц лжесвидетели были повинны смерти (8. .п.23).

Неудивительно, что огромное значение на суде для установления объективной истины отводилось свидетельским показаниям. Судья мог осудить виновного на смерть лишь на основании показаний не менее двух свидетелей, причем для усиления моральной ответственности свидетеля за свои слова исполнение смертного приговора начинал именно он (Чис.35.30. Вт. 17.6-7; 19.15). Надо заметить, что определение свидетеля не было точно сформулировано в Законе (Ин.8.17-18).

Также Закон знает и институт вещественных доказательств — материальных носителей доказательственной информации, своим качеством или оставленными на них следами или местом своего нахождения свидетельствующих о фактах, имеющих значение для дела. Они, в частности, применялись при разрешении спора относительно девства жены (Вт.22.''3-17).

Кроме того, в качестве доказательств использовались ордалии — так называемый "Божий суд", который широко применялся вплоть до средневековья в судебном процессе и представлял собой испытание посредством поединка, воды, огня. Если испытуемый с честью выходил из испытания, то он считался оправданным. В нашем случае это было испытание горькой водой в случае подозрений мужа в неверности жены (Чис.5.12-31). Ордалии, применяемые по Закону (Чис.5.12-31), не были физически опасными, в отличие от тех, что применялись для установления вины другими народами. Это испытание серьезно могло напугать только виновную и оно едва ли причиняло больше вреда, чем современные бракоразводные процессы. Прелюбодеяние является тяжким грехом. Там, где существовали подозрения, вопрос должен был быть немедленно выяснен, или же брак разрушался. Данное обрядовое испытание решало проблему окончательно и бесповоротно. Женщина знала, что она в руке абсолютно праведного и милостивого Бога и ей было много лучше, чем в руках у невменяемого от ревности мужа. Некоторые современные женщины не имели бы, наверное, ничего против такого испытания, чтобы освободиться от необоснованных подозрений.

Хотя суд и не производит какой-либо продукции, но он является главным и решающим инструментом, объединяющим разнообразную человеческую деятельность в единую жизнь общества, — он является верным стражем Закона. Суд — главное средство воплощения Закона в реальную жизнь.

Справедливый суд приводит в порядок все части социального механизма, создает общественную гармонию. Суд несправедливый разрушает общество, умаляет роль закона, фактически устраняя его из жизни людей. Не случайно Г.Р.Державин говорил: "Пристрастный суд разбоя злее" [29, с.369].

Даже если право и суд отделены от святыни, они не должны быть отделены от Божиих нравственных норм, ибо Сам Господь, в конечном счете, будет судить самих судей. Легко спутать законность и справедливость, особенно сейчас, когда люди сами создают законы. Иногда эти законы могут быть несправедливыми, а поэтому важно помнить о том, что законность и справедливость - не одно и то же. У Бога Свои нормы, лишь у Него абсолютная справедливость, потому что Он заботится о каждом человеке.

Естественно поэтому, что Закон, полученный Моисеем на Синае, содержит много указаний относительно устройства суда. Но замечательно, что Господь считает важнейшим условием праведного суда не знания и достоинства судьи, не его независимость, не гласность суда (хотя обо всем этом и говорится в нем), а истинность свидетельских показаний! Сила правды такова, что она побеждает все уловки и приводит к установлению гармонии в мире.

Закон не допускал самоуправства, но провозглашал: "О всякой вещи спорной... о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей. Кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое" (Исх.22.9); а также: "Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их: правого пусть оправдают, а виновного осудят" (Вт.25.1-2).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Чтобы понять четвертую заповедь
Если испытуемый с честью выходил из испытания
Поскольку совершено преступление
По указанию господню отправлялись в путь следовали указанию господню по повелению господню

сайт копирайтеров Евгений