Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Исходя из большой общественной опасности проказы, Закон подробно рассматривает этот вопрос в целях недопущения распространения этого страшного заболевания (Лев. 13,14). Причем проказа отграничивалась от похожих на нее, но не заразных заболеваний — воспаление, нарыв, плешивость и др. Священнику предписывалось производить тщательную проверку в случае подозрения на проказу и при подтверждении подозрения, больной подлежал изоляции от общества (Лев. 13.45-46). Священник же решал и вопрос о признании прокаженного исцелившимся (14.1-32). Зараженная проказою вещь после обследования подлежала уничтожению (13.47-59). Так же и дом, на стенах которого появилась проказа, после обследования подлежал сносу (14.33-53).

Положение Вт.22.8 предусматривает определение нормы безопасности, которую необходимо было учитывать при строительстве. "Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с нега". Подобное требование учета интересов не только собственника дома, но и других лиц мы встречаем в Законе Моисеевом впервые в истории законодательства. Законы же Хаммурапи, касаясь вопроса строительства, защищают лишь интересы владельца дома (см. п. 229).

В Законе Моисеевом впервые в истории и, по сути, единственный раз до законодательства новейшего времени содержатся положения, направленные на защиту окружающей среды. Так, запрещалось портить деревья, от которых можно питаться, и опустошать окрестности осаждаемого города. "Только те деревья, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить, и строить укрепления против города, который ведет с тобою войну" (Вт.20.19-20). Удивительной заботой о всем Божием творении дышат эти строки, особенно удивительной на фоне прочно установившейся практики завоевателей вымещать свою ненависть и на природе. Но у земли есть лишь один Собственник - Господь, и Ему Одному принадлежит вершение ее судеб (Пс.23.1). Это еще более удивительно, если подумать, что речь идет о вражеской территории, хотя, в конечном итоге, этот запрет имел целью благо Израильского народа, которому предстояло жить на завоеванной земле. Стоит нам оглянуться вокруг, чтобы увидеть, насколько мы жестоко, безрассудно и, по меньшей мере, неосмотрительно обращаемся с природой, которую Господь даровал нам для жизни, сами разрушая условия нашей жизни.

Во Второзаконии 22.6-7 записано то, что в наши дни называется правилами охоты. И здесь также подчеркивается мысль о нераздельности благополучия природы и благополучия человека: "...мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои".

А во Второзаконии 23.13-14 предписывалось воинам, под угрозой отступления Господа от народа Израильского, иметь лопатку для соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Взглянем же теперь мы, цивилизованные люди XX века, на свалки, занимающие сотни гектаров земли вокруг наших городов, на реки, озера и моря, в которых невозможна жизнь из-за их загрязнения, вдохнем отравленный нами же воздух и задумаемся, кто же все-таки был ближе к цивилизации — древний Израиль или мы, сами поставившие под угрозу свое существование. Удивительно, как в этих положениях Закона совмещается величие Творца с Его заботой о самых малых деталях жизни Его народа.

Закон содержал и некоторые положения, определявшие внешнюю политику Израиля, — в частности, правила ведения войны (Вт.20.10-14). Согласно им, прежде начала боевых действий противнику следовало предложить мир. И лишь в случае отклонения им мирных условий и начала войны вражеский город подлежал осаде. Причем Закон делал четкое различие между народами, окружавшими Израиль и представлявшими для него непосредственную опасность (Вт.20.16-18), в теми, которые "...от тебя весьма далека' (там же, ст. 13-15).

ОБЗОРНАЯ ТАБЛИЦА ПО ЗАКОНУ МОИСЕЕВУ 

Десять заповедей Исх.20.1-17 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО Теократия Исх.20.2' 70 старейшин Числ.11. 14,16-17 Должностные лица Вт. 1.9-15 Царь Вт.17.14-20 ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Исх.20.15, 17 Договор займа Исх.22.25, Лев.25.36-37, Вт.23.18-20, 15.1-10 ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО Исх. 27.36 Лев. 25 ТРУДОВОЕ ПРАВ Исх.21.1-11, Лев.25, Вт.15.12-18, Лев.19.13, Вт. 24.14-15 Праздничные дни Исх.20.8-11. 23.14-17, Лев.23 Воинская обязанность Вт.20.5-8; 24.5 БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО Исх.20,12; Вт.21:1-10; Лев.19.32 Брак Исх.34.16, Лев.21.7. 13-15 Развод Втор.24.1-4 Половые извращения Лев.21.1-6; 15.19-28 Прелюбодеяние Исх. 20.14 УГОЛОВНОЕ ПРАВО Идолопоклонство Исх.20.3-5; 22.18,20;Вт. 17.2-5; Вт. 13; Лев. 19.31;20.27; Вт.18.10-12.20; Лев.24.10-23 Убийство Исх.20.13: 21.12-14, Чис.35 Тяжкие телесные повреждения Исх.21.20-21 Телесные повреждения Исх.21.23-25, Лев.24.20 Изнасилование Вт.22.23-27. Лев.19.20-22 Имущественные преступления Исх.20.15,17; 21.16; Вт.24.7, Исх.22.1,4.7 Необходимая оборона Исх.22.2-3 Самоуправство Вт.19.14 Клевета Вт.13.19 СУДОПРОИЗВОДСТВО Чис.11.14; 16-17. Вт.1.9-15,17; Вт.17.8-13 Принцип равенства Исх.22.21-24; 23.9; Лев.19.33-34; Лев.24.22, Чис.15.15-16: 29-30 Осуществление правосудия только судом Исх. 22.9, Вт.25.1-2 Принцип всестороннего, Исх.23.1-3; 6-7: Лев.19.15; Вт.16.20; 24.17 полного и объективного исследования обстоятельств дела Участие общественности Вт. 13; 25.1-2 ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Свидетельские Исх.20.16; Чис.35.3; Вт.17.6-7; Вт.19.15-21 показания Вещественные Вт.22.13-17, Исх.22.13 доказательства Ордалии Чис.5.12-31 ОТДЕЛЬНЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ Оказание помощи Вт.22.4; Исх.23.5 Проказа Лев.13, 14 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО Вт. 20.19-20. 22.6-7. 23.13-14

ЗАКОН И ЗАВЕТ

Божий Завет с Израильским народом находился в неразрывном единстве и в прямой зависимости с Законом. Божие благословение являлось результатом соблюдения его положений, наградой за законопослушное поведение; в случае же нарушения следовало наказание. Господь предлагал народу выбор, в то же время указывая, что один из двух путей ведет к гибели. Но сделать этот выбор они вольны были сами. Господний Завет включал обетование земель Ханаана странствующему по пустыне народу, изгнание из нее противников Израиля и образование израильского государства с границами "...от моря Чермного [Красного] до моря филистимского [Средиземного] и от пустыни [Аравийской] до реки (Еф-рата]" (Исх.23.22-31). Благоденствие Израиля на занятых им землях также зависело от соблюдения им Закона. За точное соблюдение Его заповедей Господь обещал Израилю плодородие земли, спокойствие, мир, превосходство над противниками, размножение и благосостояние, а самое главное - обитание Самого Господа среди народа (Лев.26.1-13). В противном случае Господь предупреждал народ о неизбежном наказании. Но и в этом проявилась Его милость, так как наказания не должны. были постигнуть народ все сразу, но они приходили бы постепенно, по мере их тяжести, давая тем самым народу возможность покаяться и вернуться к соблюдению Закона (там же, ст. 14-45). История Израильского народа показывает, что Господь был всегда верен Своим обетованиям, в том числе и посылая благословения после покаяния народа за его преступления (2Пар.29-32; 34.19-33).

Нормы, содержащиеся в Законе, были предназначены для руководства израильтян как Святого Божьего народа. Простое послушание этим заповедям должно было отличать их от окружающих народов. По мере умножения знаний о религиозном окружении Египта и Ханаана в те далекие времена, для современного исследователя становятся более понятными многие ограничения, предусмотренные для израильтян. Эти нормы через Библию оказали влияние на формирование правовых систем христианских государств, в том числе, и на отечественное законодательство.

Не было такой области в жизни Израильского народа, которая не охватывалась бы Законом. Вся жизнь Израиля была под владычеством Бога. Притязания на близкие отношения с Ним должны были подкрепляться поведением, согласованным со всеми этими постановлениями. Но проблема заключалась в том, что грешный человек не мог путем собственных духовных усилий исполнить все заповеди Божий, составляющие Закон Моисеев. Стремление человека своими личными усилиями оправдаться пред Богом оказалось неосуществимым в силу невозможности для людей, унаследовавших греховную природу прародителей, исполнить Закон во всем его объеме. Поэтому Закон дал евреям осознание объективности факта их греховности и невозможности своими силами выбраться из бездны греха (Рим. 6.19-20). В этом смысле Закон явился "...детоводителем ко Христу..." (Гал.3.24), который вел евреев к тому, чтобы они получили оправдание через Христа, благодаря своей вере в Него и Его дело искупления.

Все несчастья происходят исключительно по причине нарушения людьми заповедей Божиих, по нерадению, по неверию, по незнанию. Не может быть гарантии спокойствия и счастья как в общественной, так и в личной жизни, если люди не будут руководствоваться принципами добра и справедливости. Без этих основных принципов ни общество, ни отдельный индивид не могут подняться до требуемого Богом морального уровня.

Закон, как мощная плотина, во все времена служил определенным заслоном от зла. Э.Зауер сравнивает Закон с оградой, уздою, правилом, запором и зеркалом.

Закон являлся оградой, которая отделила Израиль от других народов (Еф.2.14-15). Не напрасными были предупреждения Божий, чтобы евреи не поступали по гнусным обычаям, которые были распространены в стране Ханаанской (Лев. 18.30), ибо если какой-либо грех или порок в семье или народе переходит в принятый обычай, то его уже пьют, как воду, и никто не стыдится этого; и если в ком-нибудь еще появляются угрызения совести, то такие люди становится предметом насмешек. Чтобы удержать избранный народ от подобных греховных обычаев, Господь отделил его от других народов и в Своих заповедях и уставах даровал ему великие обетования для воспитания. Закон являлся также уздою, посредством которой Иегова управлял Своим народом.

И все же Ветхий Завет обладал определенным этическим несовершенством. Это была этика народа, не достигшего зрелого морального уровня. Свое развитие и последующее завершение она получила только в Новом Завете. Таким образом, этика Ветхого Завета — это этика переходного периода от безбожия к истинному познанию живого Бога.

Закон был дарован не всем людям, а только Израилю. "Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу..." (Пс.147.8-9). У остальных же народов "нет" Закона (Рим.2.14). Уже один только этот факт препятствует попыткам ввести Закон в Евангелие благодати уже для всех народов: ввести освящение по Закону, празднование субботы, ветхозаветные формы богослужений, особый священнический сан, священнические одежды, курения и т.д. Моисеев Закон никогда не был дарован ни язычникам, ни христианам:

он был дарован только Израилю. Правда, Израиль и его Закон являются "...наглядным уроком самого величественного стиля, который совершается на открытой сцене мировой истории (1 Кор. 10.11), так что все народы всех столетий могут читать его, когда проходят мимо" [18, с.107].

Также Закон являлся зеркалом (Иак.1.23,25), "...ибо законом познается грех" (Рим.3.20). Поэтому святость Господня является его основной мыслью. Благодаря этому он способен пробуждать в грешнике вопль об искуплении (Рим.7.24), являясь, таким образом, "...детоводителем ко Христу..." (Гал.3.24) [18, с.107-108]. Вот его главная задача. И эту ценность он сохраняет и в новозаветное время. Закон Моисеев призывает народ к совершенству, но не дает силы для его исполнения. Будучи зеркалом, Закон служит познанию, а именно: познанию греха (Рим.3.20); самопознанию грешника (Рим. 7.7).

1. Как уже говорилось, на арене мировой истории Закон в жизни Израиля дарован как возвещающий волю Божию в отношении нравственного поведения людей. Но он не только описывает идеал, но и предписывает его, требует его осуществления, повелевает, чтобы человек исполнил его.

Но именно таким образом обнаруживается характер греха. Ведь там, где нет разделяющей линии, не может быть и речи о "преступлении" границы:

"...где нет закона, нет и преступления" (Рим.4.15). Но там, где он существует, в случае его несоблюдения, существует и преступление. Поэтому с дарованием Закона появилось действующее вечно постановление о воспитании для познания греха и преступления. Заповеди выносят приговор: что верно, а что нет, что хорошо, а что плохо. То, что Господь требует, есть добро, а что запрещает - зло. Следовательно, Закон касается не только имеющегося в наличии греха, но и возможности того, что он может быть вменен в вину. "Но грех не вменяется, когда нет закона' (Рим. 5.13). Закон не создал грех, но он превратил грех в преступление. В этом случае становится невозможным легкое суждение о грехе, "...ибо закон производит гнев" (Рим.4.15).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

человек мог поверить
Их призвание на этот труд самим господом
Его значение как образца правового документа
Праздники первых плодов

сайт копирайтеров Евгений