Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ПЕРВОБЫТИЕ - см.: ПЕРВОСУЩЕСТВО

ПЕРВОПРИЧИНА - в *схоластике и в новоевропейской философии Бога нередко называли
первопричиной мира: у Бонавентуры причиной творения является Божественное совершенство;
действуя (в творении) вне Себя, Бог ничего не теряет от Своей сущности, как и не добавляет к
ней. -Бог - это в такой же мере первопричина, как и последнее основание сущего, а вещи могут
быть познаны лишь из своих причин и оснований- (Г.Лейбниц). И.Кант настаивал, что
причинно-следственные отношения непригодны для понимания отношений Бога и мира: Бог
дает миру смысл и охватывает его спасающей любовью, Он - Сверхпричина. В *томизме,
однако, Бог рассматривается как Первопричина *существования (esse) вещей: Бог-Творец дарует
вещам существование и не является их причиной в смысле Лейбница и Канта.

ПЕРВОРЕЛИГИЯ - согласно Б.Паскалю, всегда на земле существовала -религия,
заключающаяся в веровании, что человек из состояния славы и общения с Богом впал в
состояние печали, раскаяния и удаления от Бога, но что после этой жизни мы будем
восстановлены (в наше первобытное состояние) имеющим явиться Мессией-. (См. также:
ПРАМОНОТЕИЗМ).

ПЕРВОСУЩЕСТВО - в метафизике *томизма: человек, осознавая себя существом
ограниченным, не реализовавшим до конца своих сил и зависящим от внешней реальности,
обнаруживает в себе возможность превзойти себя и обрести высшее достоинство, что ведет его к
признанию Бога как *Первосущества - Того, Кто един, свободен от всякой земной
зависимости, безграничен и совершен, Того, кто становится источником высших проявлений
духовной жизни, творчества и действий человека. *Первосущество, будучи Чистым *Актом,
являет себя как *Простота, *Бесконечность и *Вечность.

ПЕРВЫЕ УМОПОСТИГАЕМЫЕ (лат. prima intellegibilia) - в средневековой философии
высшие категории бытия: сущее (ens), единое (unum), истинное (verum) и благое (bonum). В них
- -душа интеллектуальной жизни- (А. Дондейн). Любой пробудившийся ум понимает (в той
или иной мере), что они значат; с ними связан *естественный свет разума как его высшая
познавательная способность. (См. также: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ).

ПЕРСОНАЛИЗМ (от лат. persona - личность) - -учение о том, что весь мир состоит из
личностей, действительных, как, напр., человек, или, по крайней мере потенциальных, т.е.
обладающих хотя бы подсознательным опытом и потому способных развиваться и стать
действительною личностью- (Н.Лосский). Основные представители: Н.Бердяев, Н.Лосский,
Э.Мунье и др.). Согласно Э.Мунье, цель персонализма - -строить общество личностей, где
обычаи и образ жизни, общественные структуры и установления соответствовали бы
требованиям личностного существования-. Персонализм связывает личностное достоинство
человека с библейским откровением о человеке как -образе и подобии Божием- и может
рассматриваться как христианское преодоление *гуманизма. Персонализм противопоставлял
себя индивидуализму, капитализму, тоталитаризму и *идеализму, вообще любому
идолопоклонству и всему, что унижает достоинство человека, и в этом он сблизился с
*экзистенциализмом. Н.Бердяев настаивал: -Христианство есть персонализм- и трактовал его
как бескомпромиссный протест против посягательств рода на свободу личности.

ПЕССИМИЗМ (от лат. pessimum - наихудший) - умонастроение, придающее основное
значение в жизни действию злой *судьбы и считающее его неизбежным, признает основной в
человеке предрасположенность ко злу, а не к добру, откуда делает вывод о тщете всяких
человеческих усилий. -Пессимизм - это вера в то, что в наисквернейшем из миров жизнь не
стоит того, чтобы жить, чтобы утверждать ее- (М.Хайдеггер). Пессимизм - результат личного
выбора, а иногда - симптом болезненности психики данного лица. Пессимистичны языческие
религии, культуры и связанные с ними метафизические и антропологические учения. В
европейской культуре начиная с Нового времени пессимизм имплицитно или явно присутствует
в *нигилизме, *фатализме, *материализме, *циклизме, в ряде направлений *экзистенциализма, в
философии жизни и др. Но и христианские философы нередко отдавали дань пессимизму, когда
заявляли, что христианская история и культура в конечном счете несостоятельны. В
христианстве пессимизм преодолевается в *надежде и в *радости от победы Христовой над
грехом и смертью. Если христианин убежден, что добро и зло на земле распределены более или
менее равномерно, что идеальное общество невозможно построить из далеко не идеального
человеческого материала и что царство зла в ходе истории постоянно возрастает, - это не
пессимизм как выбор души, а результат трезвого обобщения опыта. Личный выбор проявляется
прежде всего в вере, а не в знаниях, что и выразил А.Швейцер в известных словах: -Мое знание
пессимистично, но моя вера оптимистична-. -В серьезном пессимизме есть благородство-
(Н.Бердяев). Но навсегда перестанет быть пессимистом тот, кто с полным доверием примет
слова ап. Павла о том, что Бог -во всем содействует ко благу- любящих его (Рим.8.28).

ПИЕТИЗМ (от лат. pietas - долг перед Богом, благочестие) - распространившееся в XVIII в.
в Германии реформистское движение, направленное против лютеранской ортодоксии,
формализма ее теологии, слабости ее миссионерской работы и социального служения.
Основатель пиетизма - Ф.Шпенер (1635-1705). Пиетисты ставили на первое место строгую
мораль, преданность религиозному долгу и семейным обязательствам, распространение
Евангелия, сотрудничество в социальной работе, помощь бедным и др. Сохранялась верность
Св. Писанию как основе личного благочестия и подчеркивалось значение индивидуального
религиозного опыта. Пиетизм объясняли как христианский ответ на становление автономной
личности в светской культуре и критиковали за ослабление чувства принадлежности к традиции,
за религиозный индивидуализм, а Н.Бердяев - за духовную бескрылость, приземленность
практических интересов и недостаточную персоналистическую выраженность. Реформу в
лютеранстве пиетизм не осуществил, но оздоровил ряд его сторон.

ПЛАТОНИЗМ - учение древнегреческого философа Платона (V - IV вв. до Р.Х.),
породившее обширное течение религиозно-философской мысли, влиявшее до ХХ века.
Синтетические возможности и своеобразный духовный опыт платонизма привлекали внимание
представителей патристики, схоластики, мыслителей Возрождения, Нового времени и русских
религиозных философов. Главное здесь - учение об *идеях (эйдосах или формах), особом
идеальном мире помимо вещей и нашего их восприятия. Познание горнего идеального мира, во-
первых, открывает путь к сути вещей, а, во-вторых, готовит *душу войти в него после смерти,
вернуться на свою небесную родину, где душа была до своего рождения на земле (доктрина
предсуществования души). Весь горний мир полон *света *Высшего блага - и его познание
является целью философских исканий, мотивируемых *эросом - любовной страстью к
познанию и красоте. *Космос - мировой организм с *Мировой душой - динамическим и
оживляющим началом, наделенным высшим разумом (это Зевс вместе с Софией). Земная
природа - мир несовершенных тел, созданных согласно своим идеальным прообразам, но
остающихся ущербными из-за своей материальности (мэона или *не-сущего). Космос - место
ущербного, плененного и сумрачного существования воплощенных душ, из-за своих былых
ошибок направленных для нравственного исправления; но те, кто предан добродетели и
философии, после смерти обретают полноту жизни в горнем мире среди других чистых
бестелесных душ. Правильная подготовка к смерти и развоплощение - благо для души, а
смерть - не враг. Души, не желающие вести духовно-нравственную работу путем философии,
обречены на многократные *реинкарнации в земные тела. Познание - это припоминание (по
греч. анамнезис): душа, постигая суть вещей, просто вспоминает то, что она прежде, до
рождения, непосредственно созерцала в виде идей очами разума. *Созерцание увенчивает
всякое познание у Платона. Высшая *добродетель - разум. В политическом плане платонизм
настаивал на власти философской элиты. Раннехристианские мыслители положительно
отнеслись к учению Платона о высшем мире идеальных умопостигаемых сущностей, сблизив
его с Премудростью, *Логосом, но отвергли его учение о душе - с реинкарнациями,
развоплощением, индивидуалистически мотивированным познанием и эротикой.
Боговоплощение для платоников неприемлемо - оно, с их точки зрения, нарушает космический
порядок. Для платоников был бы более приемлем Иисус, покинувший этот мир, ничего не
затронув в космическом распорядке. В учении Церкви для них неприемлемо положение, что
спасает вера, а не *гнозис. Вера (pistis) для них - не самоотдача Богу, а незрелость души, не
доросшей до мистического ведения. В истории культуры платонизм был как вдохновляющим,
так и искушающим учением. Платонизм не возражал против языческого политеизма и ко
многим его представителям нужно адресовать упреки ап. Павла в Рим.1.18-32.

ПЛАТОНИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ - в истории христианской мысли представлен именами
Оригена, св. Григория Нисского, Боэция, Иоанна Скота Эриугены, М.Фичино, Николая
Кузанского, Дж.Бруно и мн. др., а в России - Вл.Соловьева, П.Флоренского, С.Булгакова и др.
Свою задачу они видели в преодолении крайностей платонизма, очищении его от язычества и
примирении христианской веры с откорректированным платоническим миропониманием. Они
приняли его основную интуицию первенства горнего (небесного) мира над земным и связи
между этими мирами, с укорененностью земного в небесном. П.Флоренский оценивал
платонизм как -мировоззрение, наиболее подходящее к религии как таковой-, и видел в нем
-самый могучий из ферментов культурной жизни-. Однако, платонизм не удалось органически
слить с верой в воплощенного Бога. Следствием этого стало, напр., у русских платоников то, что
именно *София, а не сам Христос, играет центральную роль в их системах. Многовековая
история христианизации платонизма показала, что его резкий дуализм горнего и земного
полному воцерковлению не поддается.

ПЛОТЬ И ДУХ - Плотское состояние человека обычно характеризуется как проистекающее
из обращенности на себя, из эгоизма, и поэтому необходимо оставить себя, чтобы вновь обрести
себя, но уже в духовном качестве. -Плоть есть бытие, не владеющее собой, всецело обращенное
наружу, - пустота, голод и ненасытность, - бытие, расплывающееся во внешности и
кончающее реальным распадением; в противоположность этому дух есть бытие по внутренним
определениям, вошедшее в себя, самообладающее и действующее наружу собственною своею
силою, не переходя во внешность, не теряясь и не разрешаясь в ней- (Вл.Соловьев).

ПЛЮРАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ -многобразие религий и вер, каждая из которых
претендует на *истину и нередко отрицает право на истину у других религий. В истории это
порождало конфликты и лишь в последнюю сотню лет сравнительное религиоведение и
философия религии утвердили идею, что истина в той или иной мере есть во всех достаточно
серьезных религиях. Самооценка христианства перед лицом других мировых религий менялась в
истории и до сих окончательно не определилась - от решительного противостояния всем и
настаивания на собственной исключительности (-абсолютность христианства- у Э.Трельча), до
универсалистской готовности признать, что в трансцендентном измерении бытия пути
христианства и других мировых религий сходятся: -Так в небесных высотах Логоса-Разума
было достигнуто согласие всех религий- (Николай Кузанский). В христианской мысли
религиозный плюрализм до Христа нередко оценивается как приготовление человечества к
Евангелию. Сохранение плюрализма после Христа с полной ясностью не раскрыто. Некоторые
говорят, что дохристианские заветы до сих пор не утратили своего значения для определенных
частей человечества, напр., завет с Ноем - в *Индуизме, завет с Авраамом обновлен в *Исламе,
а в *Иудаизме сохраняется завет Моисеев. Другие отмечают, что каждая из мировых религий
признается свою незавершенность и чает Второго Пришествия - Махди в *Исламе, Мессии в
*Иудаизме, Саошьянта в Зороастризме, Аватара в *Индуизме, Майтрейи в *Буддизме. Третьи
настаивают, что Евангелие создает ситуацию фундаментального выбора для приверженца любой
веры, потому что дает полновесный ответ на глубинные надежды любой из мировых религий.
-Много гор поднимается к небесам и много путей ведет к каждой вершине-, - таково
древнекитайское выражение религиозного плюрализма. Но лишь одну из этих гор - гору
Моисея и Пророков - избрал Господь, чтобы сойти на землю и явить единство Бога и человека
во Христе. Многие христиане настаивают, что жизнь во Христе - вне существующего
плюрализма, она ведет в жизнь будущего века, тогда как все прочие религии своим
плюрализмом отражают различные пути человеческих исканий Высшей правды,
осуществленные в рамках истории. -Если бы существовала только одна религия, то Бог был бы
очень явен, как и в том случае, если бы мученики были только в нашей религии (Б.Паскаль).

ПЛЮРАЛИЗМ - 1) Видение мира, в котором многообразие *сущего объясняется
порожденным несколькими или же неопределенно большим числом различных начал, каждое из
которых существует независимо от других и не сводится к ним. Примеры: земля, вода, воздух и
огонь у Эмпедокла, атомы у Демокрита, монады у Лейбница. Плюрализм противостоит
*монизму и *дуализму и его преимущество - в лучших возможностях описать разнообразие
мира. 2) Плюрализм присущ философии как таковой - каждое из множества имеющихся
философских учений дает определенный подход к *истине, но ни одно не достигает и не
выражает ее полно и убедительно. Его происхождение - от сложности и многообразия мира, от
различий в свободных личных выборах каждого мыслителя и от несовершенства наших знаний.
Факт существования плюрализма означает, что истина пребывает не иначе как над различными
философскими учениями и лишь частично присутствует в них самих.

ПОЗИТИВИЗМ (от лат. positivus - положительный) - течение в философии, идущее от О.
Конта, настаивавшего, что научное знание - единственно достоверное, а метафизику и
теологию следует отбросить. Позитивизм отверг *материализм, *идеализм, *рационализм и
*натурализм и теологию. В религиозных вопросах позитивисты - сторонники *скептицизма
или *агностицизма: к примеру, утверждение -есть Бог- ненаучно, т.к. не выводится ни из какого
опыта. Заслуги позитивизма - в его противодействии идеологической демагогии ради свободы
от -догматического кошмара-. Христианская мысль сохраняет метафизику, веря, что реальность
в целом сложна и многопланова и требует таких средств познания, какими наука не располагает,
и считает искание религиозной правды высшим проявлением природы человека. Поэтому в
позитивизме есть бесчеловечность, характерная для современности (Л.Джуссани). Иногда
термином -позитивизм- обозначают снижение уровня духовной жизни и духовного наставления
в Церкви до оправдания бытового плотского благочестия и *морализма, а также
бесчувственность религиозной мысли к тайне космоса и человека.

ПОЗНАНИЕ - 1) движение разума к *истине. В познании человек утверждает свое
достоинство и осуществляет *призвание действовать согласно истине и облагораживать бытие.
Предпосылки познания: признание трансцендентности истины, вера в способность человека
найти ее и решимость разума идти по пути к ней. В познании человек -спасает свое
существование, только утверждая запредельное и себя в запредельном- (Е.Трубецкой). Познание
и *бытие - внутренне едины и не следует их противопоставлять друг другу: -Во всяком
познании особенного заключено бессознательное познание бытия вообще- (Г.Марсель).
-Познание есть посвящение в тайну бытия, в мистерии жизни. Оно есть свет, но свет,
блеснувший из бытия и в бытии- (Н.Бердяев). 2) Религиозно связь с бытием дается верой в Бога,
поэтому познание мира и человека неотрывно от *богопознания, от единения с Богом в вере и
любви, а для христиан - от жизни в Церкви. В *библейском мышлении познание -предполагает
единение познающего субъекта и познаваемого объекта, погружение субъекта в объект- (еп.
Кассиан Безобразов), вхождение в круг божественной любви, охватывающей усыновленных
Отцом небесным. Религиозное познание предполагает также новую жизнь, новый путь воли и
жизни человека, новый мир бытия: -Все это новое - божественно. Оно укоренено в
бессмертии, Оно стоит того, чтобы его поискать, его найти, поработать с ним, им задышать всею
жизнью своей... Здесь начинается тайна второго - и последнего - рождения человека-
(Архиеп. Иоанн Сан-Францисский). 3) В *томизме познание Бога - -конечная цель всякого
человеческого познания и действия- (Фома. -Против язычников-, I,5). В силу недостижимости
полноты знания Бога и крайней важности Богопознания для судеб человека в вечности
Откровение Божие становится -морально необходимым-.

ПОЛИТЕИЗМ (греч. многобожие) - языческая вера в множественность богов, существующих
отдельно и независимо друг от друга и не сливающихся с природой Вселенной. Политеизм
противостоит *пантеизму и *теизму. Часть мировых религий - политеистична (напр.,
*Индуизм). Привлекательность политеизма - в обещании относительной доступности того или
иного бога для исполнения каких-то определенных земных нужд. Отсюда и популярное
сближение богов с силами природы. Ложность политеизма возвещалась как древнеизраильскими
пророками, античными философами и раннехристианскими апологетами: политеизм - тот же
пандемонизм. Ф.Шеллинг: политеизм - это результат духовного кризиса человечества на
одном из ранних этапов его истории, вызванного горделивым намерением строителей Вавилона
-сделать себе имя-. После потери единства человеческого рода и единства веры в Бога и возник
политеизм как противодействие дальнейшему распаду, как попытка сохранить единство на
уровне национальном (религии народов или языков). В нынешнем увлечении восточными
доктринами, в теософии, а также в мифологиях фашистского типа есть попытки ревитализации
политеизма с явной антихристианской направленностью.

ПОНИМАНИЕ (нем. Verstehen) - в *герменевтике раскрытие внутреннего смысла текста.
Складывается из понимания сути содержания, языка текста, исторических обстоятельств его
написания, намерений, внутренней культуры, творческой оригинальности автора, традиции, к
которой он принадлежит, и, наконец, места и роли данного текста в нашей духовной жизни.
Понимание тесно связано с предпониманием - предварением и предвосхищением смысла
текста интерпретатором. М.Хайдеггер настаивал на экзистенциальной изначальности
предпонимания. Ф.Шлейермахер акцентировал значение авторского замысла и намерений для
понимания написанного им текста, а также роли *герменевтического круга в процессе
углубления понимания. В.Дильтей связал понимание с чувством историчности у интерпретатора,
позволяющим видеть текст принадлежащим определенному времени и месту. В. фон Гумбольдт
раскрыл языковую сторону понимания. Г.-Г.Гадамер настаивал на определяющем значении
существа передаваемой в тексте вести, на ее спасительном для читающего значении, если этот
текст религиозный. Свою объективную значимость текст получает, по Гадамеру, в той
традиции, в которой он возник, следовательно, принадлежность автора и интерпретатора данной
традиции является принципиально важным условием достижения глубины и полноты понимания
текста. Для православных и католических экзегетов осознание своей принадлежности традиции
неотрывно от веры в Церковь, в которой истина продолжает свою жизнь.

ПОНЯТИЕ БОГА - Р.Декарт настаивал: "В нашем понятии Бога содержится необходимость
Его существования". Он имел в виду понятие Бога как абсолютно совершенного Существа. Но
понятие Бога, ответили оппоненты, невозможно: если Бог понятийно выразим, тогда Он
попадает в ряд реальностей, определяемых в понятиях, следовательно, перестает быть Богом, а
если Он невыразим, тогда понятия нет. Сравн. у Л.Витгенштейна: -Высшее не выразить
предложениями-.

ПРАВЕДНОСТЬ - нравственное совершенство. Христианская мысль отличает праведность от
святости: праведники встречаются во всех религиях мира, тогда как святость означает жизнь
согласно евангельскому идеалу. Праведность достигается волей и подвигом человека, его
личным усилием, святость - сотрудничеством Бога и человека в деле благодатного
преображения души последнего. Праведность и святость не являются полной безгрешностью.
Иногда говорят о -пресвятости- как свободе от личного греха, но не от последствий греха
первородного (в отношении девы Марии).

ПРАВОСЛАВИЕ - христианская традиция, коренящаяся в апостольском Предании и
охватывающая ряд национальных Церквей Восточной Европы, Балкан и Ближнего Востока.
Центральным в православном мире по традиции считается Вселенский Константинопольский
Патриархат, признающий своей задачей сохранение единства восточных Церквей в вероучении
и в верности решениям отцов семи Вселенских Соборов (IV - VIII вв.). Православие отрицает
примат Папы по отношению к епископам, находящимся вне юрисдикции Рима, и не согласно с
католическим положением, что только в Римско-Католической Церкви - полнота Церкви
Христовой. Православие настаивает на сохранении верности более древнему принципу -где
епископ, там и Церковь-, из которого следует, что любая поместная Церковь, сохранившая
апостольское преемство и чистоту веры, является Церковью в полном и подлинном смысле
слова: в ней есть та мистическая глубина, существование которой удостоверяется сердцем
верующего человека. Этим Православие ставит под вопрос право протестантов называть свои
христианские общины Церквами. Верность традиции во всех ее деталях и чистота веры в
Православии ценится безусловно выше духовных исканий и нововведений - отсюда
традиционализм и большая роль храмового благочестия. Православие настаивает, что имеет все
необходимое для спасения и что вся Церковь является носителем и хранителем вероучительной
истины, а не только иерархия, как в Католичестве. Это провозглашается как принцип
*соборности, согласно которому дары Св. Духа распределяются по всей Церкви. Он не означает
отрицания учительного служения епископов и священников, но в Православии оно выражено
меньше. Православие сравнительно менее четко и целенаправленно организует свою
деятельность и меньше сил уделяет миссионерской работе и социальному служению, раскрытию
творческих сил человека и защите социальной правды. Сравнительно больший акцент делается
на духовном делании каждого члена Церкви в рамках ее уклада - в таинствах, в соблюдении
постов и в делах благочестия. Монашество считается лучшей частью православного народа
Божия, и его авторитет нередко стоит выше авторитета иерархии, что не соответствует
раннехристианскому Преданию. Поклонение Богу в Православии сочетается с развитым
почитанием Богородицы и святых, икон и чудес. -Дух горения любви к Богу и к человеку есть
признак истинного жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не
истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный-
(Архиеп. Сан-Францисский Иоанн). Православная философская мысль XIX - XX вв.
развивалась весьма свободно по отношению к иерархии и догматике и отличается высоким
уровнем и своеобразными подходами к вопросам богопознания, метафизики, антропологии,
космологии, проблематики культуры и общества.

ПРАГМАТИЗМ - философское течение XIX - XX вв., защищающее позицию, согласно
которой истинно и ценно лишь то, что практически действенно, что улучшает общественную и
индивидуальную жизни. Это не означает отрицания духовности, но прагматизм настаивает,
чтобы духовность приносила явные практические плоды. Он признает сосуществование разных
видов *реальности, которым соответствуют разные виды человеческого опыта, одним из
которых занимается научное познание. Для прагматиста реально то, что его вдохновляет, он
видит в мышлении средство служения человеческим интересам и требует от него содействия
этим интересам или же их ограждения, умения находить пути реализации идей и идеалов в
жизни в целях ее изменения в желательном направлении. Религию прагматизм оценивает с точки
зрения ее вклада в решение социальных и нравственных вопросов. Отрицательно относясь к
*материализму и *идеализму, прагматисты видят мир пластичным и незавершенным, отвергают
поиск первопринципов и абстрактных сущностей, относя их к субъективному выбору
философов-метафизиков. Критики прагматизма отмечают расплывчатость их общего понимания
реальности и чрезмерное связывание разума с человеческими интересами, придание разуму
значения инструмента для человеческих желаний.

ПРАМАТЕРИЯ (или ПЕРВОМАТЕРИЯ) - у Аристотеля: чистая возможность бытия;
праматерия - не предмет чувственного восприятия или интеллектуального постижения, она -
нижний предел движения философской мысли по пути последовательного отделения
материальных начал бытия от формообразующих. Чувственно воспринимаемая материя
предстает лишь как -материал-, из которого -сделаны- вещи, этот материал сам обладает
структурностью, обликом, свойствами и всем прочим, что у Аристотеля ассоциируется с
формами. Но если снять с -материала- все, что в нем есть формообразующее, останется нечто
положительное - чистая потенция, -слабейший вид бытия- (Фома Аквинский). Праматерия -
принцип индивидуации вещей, она придает им неповторимый индивидуальный характер. Иоанн
Дунс Скот не был удовлетворен представлением о чистой потенциальности первоматерии: как
нечто сотворенное, она хотя и не зависит от формы, но все же несет в себе некую внутреннюю
определенность или собственную актуальность - -акт быть материей-. Это - общий принцип
материальности, не определяемый формой. Его всеобщность - одновременно и
неопределенность, в силу чего праматерия оказывается низшим видом бытия, с одной стороны,
а с другой - она уже не принцип индивидуации вещей. Уникальность вещи - это ее
невыразимая индивидуальная сущность, -крайняя реальность всякого существования-.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Восполнении согласно богочеловеческому идеалу согласно идеализм
Василенко Л. Краткий религиознофилософский словарь философии 8 человека
Право человека перестраивать мир оно ограничивалось лишь законами природы
Лишило человека свободной воли
Термином абсолют нередко обозначают бога

сайт копирайтеров Евгений