Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Повторение частной формы (или структуры) ценности в событии происходит лишь тогда, когда событие как некая целостность повторяет свою форму, в которой обнаруживается точно такая же последовательность всех частей. Следовательно, какой бы анализ вы ни предпринимали, рассматривая последовательность частей события во времени, перед вами будет все та же самодостаточная вещь. Событие в своей внутренней реальности отражается в себе как нечто состоящее из частей, аспектов, присущей ему ценности, как полная реализация самого себя. Оно реализует себя в виде устойчивой индивидуальной сущности, которая содержит в себе историю своей жизни. Далее, внешняя реальность такого события, отражаясь в других событиях, также принимает форму устойчивой индивидуальности. Только в этом случае индивидуальность, представляющая повторение своих аспектов, может быть внедрена в контекст других событий, которые окружают ее.

Весь временной отрезок, на протяжении которого сохраняется устойчивая структура того или иного события, конституирует его существование в настоящем. В рамках этого настоящего событие реализует себя как тотальность, а также реализует себя как некоторое количество сгруппированных вместе аспектов своих собственных временных частей. Одна и та же структура реализуется в целом событии и проявляется во всех своих частях при помощи аспектов каждой части, схваченных в единстве всего события. Ранняя история жизни этой структуры также проявляется в аспектах целостного события. Следовательно, в данном событии сохраняется память о предшествующей истории своей собственной доминирующей структуры, содержащей в себе элемент ценности предшествующей среды. Это конкретное постижение изнутри жизненной истории длящегося факта может быть проанализировано при помощи двух абстракций: одной из них является устойчивая сущность, которая возникает как факт реальной действительности и которая принимается в расчет другими вещами; второй абстракцией является индивидуальное воплощение энергии, лежащей в основе реализации.

Рассмотрение общего потока событий приводит к анализу этой вечной энергии, в которой запечатлен образ всех вечных объектов. Такой образ служит основой индивидуализированных мыслей, которые возникают как

165

мыслительные аспекты, схваченные в рамках жизненной истории более тонких и более сложных устойчивых структур. В природе этой вечной активности должно содержаться также идеальное представление всех ценностей, которые в идеальных условиях могут быть получены в процессе реального объединения вечных объектов. Такая идеальная ситуация, помимо всякой реальности, лишена внутренней ценности, но оценивается в качестве элемента мысли. Индивидуализированное постижение в отдельных событиях аспектов этой идеальной ситуации принимает форму индивидуализированных мыслей, а потому имеет внутреннюю ценность. Таким образом, ценность возникает в силу того, что существует реальная совместимость идеи в мышлении с актуальными аспектами в процессе возникновения событий. Соответственно, ценность не может быть приписана этой основополагающей активности, если последняя оторвана от реальных событий реального мира.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что основополагающая активность, понятая отдельно от факта реализации, имеет три типа образов: во-первых, образы вечных объектов; во-вторых, образы возможных ценностей путем синтеза вечных объектов; и, наконец, образ действительности фактов, который должен войти во всю ситуацию с учетом ее будущего. Но в отрыве от действительности вечная активность отделена от ценности, ибо только действительность представляет собой ценность. Индивидуальное восприятие устойчивых объектов будет изменяться по своей индивидуальной глубине и охвату в соответствии с преобладающим способом развития структуры. Он может представлять собой слабую пульсацию, едва отличимую от общего субстрата энергии, или, если взять другую крайность, он может породить осознанную мысль, которая подразумевает выделение абстрактных возможностей ценности, присущей идеальному комплексу элементов. Промежуточные состояния будут группироваться вокруг индивидуального восприятия в виде рассмотрения единственной непосредственной возможности, аналогичной своему непосредственному прошлому, улавливая наличные аспекты действительности.

166

Законы физики представляют собой гармонизированное описание развития, которое основано на этом уникальном принципе детерминации. Так, динамика основывается на принципе наименьшего действия, детальный характер которого должен быть изучен путем наблюдения.

Атомистические материальные сущности, которые изучаются физической наукой, являются всего лишь индивидуальными устойчивыми сущностями, рассматриваемыми в отрыве от всего, кроме их взаимодействий, детерминирующих историю жизни каждой из них. Данные сущности частично формируются аспектами, унаследованными от их собственного прошлого. Но они также частично формируются аспектами других событий, составляющих окружающую среду. Законы физики указывают на то, как эти сущности взаимодействуют друг с другом. Для физики данные законы являются произвольными, так как эта наука абстрагируется от того, что представляют собой сущности сами по себе. Мы видели, что эти сущности могут изменяться под влиянием окружающей среды. Следовательно, предположение о том, что эти законы являются неизменными при рассмотрении окружающей среды, значительно отличающейся от той среды, для которой эти законы действительны, достаточно рискованно. Физические сущности, с которыми имеют дело эти законы, могут подвергаться очень значительному изменению. Не исключена возможность, что они будут развиваться в индивидуальности более фундаментальных типов с более обширной областью распространения. Такое распространение может привести к появлению альтернативных ценностей и выбору, лежащему за рамками физических законов и выразимому только в терминах цели. Кроме таких отдаленных возможностей, уже сейчас можно сделать вывод о том, что индивидуальная сущность, жизненная история которой является частью жизненной истории большей, более глубокой, более полной структуры, должна обладать аспектами этой большей структуры, определяющими ее собственное бытие, и изменять свое бытие в соответствии с изменениями, происходящими в большей структуре. Это и есть теория органического механизма.

Согласно этой теории, эволюция законов природы совпадает с эволюцией устойчивой структуры. Ибо общее состояние универсума, наблюдаемое в настоящий момент, частично определяет каждое состояние сущностей, способ функционирования которых выражают эти законы. Общий принцип состоит в том, что в новой окружающей среде происходит эволюция старых сущностей и переход их в новые формы.

167

Этот краткий очерк радикальной органической теории дает нам понимание основных предпосылок эволюционного учения. Главная работа, проделанная во время перерыва в конце XIX в., заключалась в принятии этой доктрины в качестве руководящей методологии во всех отраслях науки. Со слепотой, которой наказывается поспешное и поверхностное мышление, многие религиозные мыслители выступили против нового учения, хотя в действительности последовательная эволюционная философия несовместима с материализмом. Исходная основа, или вещество, с которого начинается материалистическая философия, не способно к эволюции. Это вещество есть в себе законченная субстанция. Эволюция в рамках материалистической теории пригодна только для описания изменений внешних отношений между частицами материи. Здесь нечему развиваться, ибо один ряд внешних отношений столь же хорош, как и другой. Здесь может быть только изменение, бесцельное и непрогрессивное. Но вся суть современного эволюционного учения сводится к положению о развитии сложных организмов из менее сложных организмов, которые предшествовали первым. Таким образом, это учение буквально вопиет о том, чтобы идея организма стала фундаментальной при изучении природы. Она требовала также основополагающей активности — субстанциальной активности,— проявляющейся в индивидуальных воплощениях и эволюционирующей в ходе развития организма. Организм есть единица возникающей ценности, реальное слияние признаков вечных объектов, возникающее ради себя самого.

Итак, в процессе анализа характера природы самой по себе мы обнаруживаем, что появление организмов зависит от избирательной активности, которая похожа на цель. Точка зрения, которая обосновывается здесь, заключается в том, что устойчивые организмы возникают в результате эволюции и что вне этих организмов нет ничего устойчивого. С позиции материалистической теории устойчивостью обладает все материальное, например материя или электричество. Согласно органической теории, устойчивостью обладают только структуры активности, но данные структуры развиваются.

Устойчивые вещи являются результатом временного процесса, тогда как вечные вещи являются элементами, необходимыми для самого процесса. Мы можем дать

168

строгое определение устойчивости следующим образом: пусть событие А обладает устойчивым структурным образцом. В свою очередь А можно разделить на временную последовательность событий. Пусть В будет частью А, которая выбрана нами из серии событий, полученных в результате деления А. Устойчивым в данном случае будет образец аспектов в рамках целостного образца, схваченного в единстве А, но в этом целостном образце существует также образец, который постигается в единстве временных частей А, таких, например, как В. Так, молекула является структурой, проявляющейся в событии одной минуты и каждой секунды в пределах этой минуты. Ясно, что такой устойчивый образец может обладать большей или меньшей значимостью. Он может выражать незначительный факт, связанный с основополагающей активностью, которая индивидуализирует его, он может также указывать на очень тесную связь с ней. Если устойчивый образец выводится только из аспектов внешней среды, которые находят отражение в расположении его различных частей, то такая устойчивость является внешним фактором весьма небольшого значения. Если же устойчивый образец полностью выводится из аспектов различных временных отрезков события, входящих в него, то устойчивость является важным внутренним фактором. Она выражает определенное единство характера, который обусловлен основополагающей индивидуализирующей активностью. В данном случае перед нами устойчивый объект, обладающий определенным единством для себя и для всей природы. Попробуем объяснить устойчивость этого типа при помощи термина «физическая устойчивость». Физическая устойчивость представляет собой процесс непрерывного наследования определенной идентичности характера, которая прослеживается на всем историческом пути события. Этот характер присущ всему пути и каждому событию на этом пути. Это является одним из важнейших свойств материального. Если данный процесс продолжается десять минут, то он должен продолжаться каждую минуту этих 10 минут и каждую секунду, входящую в эти минуты. Если вы будете считать материальное фундаментальным, то свойство устойчивости будет случайным фактом, возникшим на основе природного порядка, но если вы будете считать организм фундаментальным, то это свойство предстанет как результат эволюции.

169

На первый взгляд может показаться, что физический объект в процессе наследования своих свойств является независимым от окружающей среды. Но такое заключение выглядит необоснованным. Пусть В и С будут двумя последовательными частями в жизни некоторого объекта, и пусть С следует за В. Тогда устойчивый образец в С унаследует свойства от В и от других аналогичных частей своей предшествующей жизни. Они переходят через В к С. Но то, что переходит к С, представляет собой целостный образец аспектов, присущих таким событиям, как В. Этот целостный образец включает влияние окружающей среды на В и на другие части предшествующей жизни объекта. Таким образом, целостность аспектов предшествующей жизни наследуется как отдельная структура, которая сохраняется на протяжении разных периодов жизни. Благоприятная окружающая среда играет существенную роль в сохранении физического объекта.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Лежащее в основе электромагнитных явлений
Представляют собой последовательность вибрационных периодов примата
Уайтхед А. Философская мысль Запада истории науки и философии 10 события
Уайтхед А. Философская мысль Запада истории науки и философии 13 понимание
Использование определенных понятий

сайт копирайтеров Евгений