Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

как каждый шаг приближает к нему, предстает не менее опустошенным, чем «живописные» развалины храмов. Все дело в том, что представление о мифе, выражающем тотальность существования, не является результатом какого-то современного опыта. Только прошлое, или же цивилизация «отсталых» [народов], делало возможным не только познание, но и обладание миром, который ныне представляется недосягаемым. Вполне возможно, что тотальное существование стало для нас всего лишь мечтой, подпитываемой историческими описаниями и тайными проблесками наших страстей. Нынешние люди могут стать хозяевами только какой-нибудь груды обломков существования. Вместе с тем эта очевидная истина быстро оказывается отданной во власть ясности, управляющей нашей потребностью существовать. Потребуется, чтобы по меньшей мере первый опыт сопровождался неудачей, прежде чем отрицающий получит право на сон, которое гарантирует ему его отрицание. 1 Методичное описание опыта, который требуется пережить, указывает, впрочем, что он требует только подходящих условий. Прежде всего «ученик колдуна» не сталкивается с требованиями, отличными от тех, с которыми он столкнулся бы на трудной стезе искусства. Бессознательные фигуры вымысла требуют не менее определенных намерений, чем скупые фигуры мифа. Только требования мифологического воображения оказываются более строгими. Они не отсылают, как этого желает одна устаревшая концепция, к темным способностям коллективного воображения. Но они не допускают признания какой-либо ценности за фигурами, в которых упорядочивающее начало не устранено со всей строгостью, свойственной чувству сакрального. Впрочем, «ученик колдуна» должен от начала и до конца подстраиваться под эту строгость, если, конечно, предположить, что она и так не соответствует его самым глубоким императивам. Тайна в той области, где он продвигается вперед, не менее необходима его странным передвижениям, чем восторгам эротизма (тотальный мир мифа, мир бытия отделен от мира, разделенного теми же самыми границами, которые отделяют сакральное от профанного). «Тайное общество» как раз и является названием той социальной реальности, которую эти передвижения образуют. Но это романтическое выражение не должно пониматься, как это обычно делается, в вульгарном смысле «общества заговорщиков». 2 Дело в том, что тайна относится к основополагающей реальности существования, которая соблазняет, а не к каким-либо действиям, противоречащим безопасности государства. Миф рождается в актах, на-

1 Эта фраза напоминает манеру, в которой Батай высказывался в своем
письме к Кожеву от 6 декабря 1937 г.: «Что касается меня, то присущую мне
негативность я перестал использовать лишь с того момента, когда она больше
была мне не нужна: это негативность человека, которому больше нечего де
лать, а не человека, который предпочитает говорить».

2 По поводу этих различий см. выше выступление о тайных обществах, ко
торое Батай сделал 19 марта предыдущего года вместо Кайуа.

214

ряженных в одеяния статической вульгарности разлагающегося общества, но насильственная динамика, принадлежащая ему, не имеет другой цели, кроме как возврат к утерянной целостности, даже если верно, что последствия этого будут решительными и изменят лицо мира (в то время, как действия партий теряются в сыпучих песках слов, которые противоречат друг другу), его политические последствия могут быть только результатом существования. Неясность подобного рода проектов выражает лишь обескураживающую новизну направления действия, необходимого в самый парадоксальный момент безнадежности.

Олье Дени. Коллеж социологии

Лейрис М. САКРАЛЬНОЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

В отличие от всех других докладчиков, связанных с зарождением Коллежа, Лейрис включается в его функционирование уже на новом месте: его лекция была прочитана не в Гран-Вефур, а на улице Гей-Люссака (как и та, что была датирована 8 января 1938 г. и печатается в этом сборнике). Лекция «Сакральное в повседневной жизни» отличается от окружающих ее текстов тем, что это не столько манифест, сколько иллюстрация.

Обратно в раздел философия

Первая заметка в начале этого текста напоминает, что набросок «Зимнего ветра» был представлен весной 1937 г. заговорщикам из Гран Вефор: «Я хочу лишь сказать, сообщает Кайуа, что я сделал во время собрания, проходившего в пыльном кафе Палас-Рояль (это был Гран Вефор, тогда почти заброшенный), доклад, за которым последовала дискуссия. В конце этого собрания и была основана новая группа» («Приближения». С. 58).

Окончательный текст «Зимнего ветра», составленный в течение лета, оказывается в руках Полана с октября 1937 г. В своем введении к «Переписке» между Кайуа и Поланом Лоран Женни no-

казал значение диалога, который затем следует. Из этого обмена мнениями появится идея собрать в N.R.F. из текстов автора «Зимнего ветра» некое целое, которое могло бы стать определенной рекламой деятельности Коллежа.

Год спустя номер вышел в свет. Полан информирует Кайуа о реакции читателей: «Некоторые реакции (странным образом повторяющиеся) на Коллеж: Социологии: Но почему N.R.F. становится фашистским?» (Я полагаю, что это тон «Зимнего ветра»). На что Кайуа отвечает: «Мне немного неприятна эта история с фашизмом. Это настолько не имеет отношения к делу, что любая дискуссия об этом слове является совершенно неинтересной (за пределами избирательной кампании). («Переписка». С. 87—88). Несмотря на эти невинные протесты, такая реакция вынудила Кайуа не обращаться более к этому тексту (по крайней мере во Франции) до 1974 г., до публикации «Приближения к воображаемому». Однако его чтение не везде вызывало подобные подозрения. Полан посылает номер N.R.F. Этъемблю, который преподает в Чикаго. Тот подтверждает, что получил текст, в письме Кайуа 24 июля: «Ваш чудесный „Зимний ветер" напомнил мне, что я примкнул к Новой Церкви. Что представляют собой ее символы? Каковы догмы? Она похожа на Орден иезуитов или на коммунистическую партию? («Дневники». С. 207).

Заголовок требует некоторых разъяснений. В этих двух словах скрывается определенный смысл: ледяная строгость и сладострастие, подчеркнутые для посвященных. Для ученика французских социологов зима ассоциировалась в первую очередь с работами Мосса, Гране, Дюмезиля, на которые Кайуа неоднократно ссылался на конференции о «Празднике» 2 мая 1939 г. Смена времен года, в такт которой дышат общества эскимосов, привела Мосса к тому, что он сделал из зимы кульминационный момент жизни общества: это было время консолидации группы, интенсификации обмена, аффектов, расходов. Это был сезон праздников, потлача, оргий. Но при движении к более суровой, более строгой зиме ее вкусы и ее этика заставляют Кайуа изменить свое мнение: зиму в Китае, описанную Гране, предвещает и продлевает западный ветер. Это период космического замерзания, сезон, когда все замыкается в самом себе, сезон абсолютной закрытости, когда все в мире останавливается вместе с движением рек. Ее закон — это разделение. Она требует абсолютного и беспрекословного разделения полов, чтобы мужские добродетели могли без остатка посвятить себя противостоянию силам рассеивания, угрожающим всему мирозданию. В «Священной зиме» Лоран Женни анализирует сложный иероглиф, составленный Кайуа для обозначения холодного времени года (Роже Кайуа. Рискованная мысль. 1992).

N.B.: Кайуа был самым молодым в Коллеже Социологии. Родившемуся в 1913 г., ему не было 25 лет, когда он основал свою организацию «социологической молодежи». Преподаватель грамма-

216

тики (1936), получивший диплом Практической школы высших исследований (пятого отделения), он совсем недавно вышел из Эколъ Нормаль, тогда как Батаю, родившемуся в 1897 г., хотя еще и не грозила тучность сенатора, но все же было уже сорок. Немного до этого возраста недоставало и Лейрису. Эти размышления о гражданском обществе имели свое особое значение. Они вписывали в уставы Коллежа проблему перехода к эпохе человека.

Extra ecclesiam nulla salus 1

Все восставшие против мира, все, кого он перестал устраивать, все непокорные испытывают одну и ту же потребность в действии и страдают от одной и той же неспособности действовать. Они понимают, что следует объединиться, чтобы стать сильными, но они опасаются, что это средство будет более дорогостоящим, чем тяготящая их слабость, они боятся, что объединение потребует от них еще больших жертв, чем бессилие, вынуждающее отказываться от борьбы. Ученики великих индивидуалистов прошлого столетия, они предчувствуют, что тот путь, где узы солидарности ограничат их независимость, не принесет им ничего хорошего. Одним словом, они опасаются, что, оказавшись сильными, утратят свое право на существование, и на этом перекрестке их охватывает внезапное недомогание. Однако игра стоит свеч. 2

I. Судьба индивидуализма

Разложение общественной нравственности представляет собой процесс, в результате которого появляется новая ячейка, или даже ячейки, содержащие в себе ростки новых сообществ и новых объединений. Появление самостоятельных индивидов является знаком, что общество получило возможность воспроизводиться.

Ф. Ницше. Воля к власти. 3

1 Вне церкви нет спасенья. Это высказывание Оригена цитируется Ницше
в «Воле к власти» («Христианин с его формулой extra ecclesiam nulla salus де
монстрирует жестокость по отношению к противникам христианского стада»).
Эта ссылка, как и следующая, взяты из раздела, озаглавленного «Социальный
организм».

2 Эти страницы, резюмирующие доклад, сделанный в марте 1937 г. для
слушателей, которые затем вновь встретятся в Коллеже Социологии, сохрани
ли лишь общий ход рассуждений, исключающих любой анализ деталей, лю
бую конкретную аргументацию. Отсюда их схематичный, даже выхолощен
ный характер. Иначе потребовалось бы написать целую историю реакций ин
дивида на изменения в общественной жизни XIX столетия.

3 Кайуа представил в номер одно-единственное из «Исследований», одну
короткую заметку для лекции, посвященной переводу (выполненному Женевь
евой Бьянки) этой книги, которую Ницше «оставил после себя как свой важ-

217

Когда изучают историю идей не только во Франции, но и во всей Европе, начиная с эпохи романтизма, то неизменно поражаются огромному, не знающему себе равных влиянию великих индивидуалистов. Эта традиция достигает своей кульминации у Штирнера и находит самое яркое и богатое выражение у Ницше. Замечательно, что работы этого направления, кажется, намеренно располагаются вне эстетического пространства, охотно принимают назидательный характер и используют силу афоризмов. Если крайние следствия какой-либо доктрины не принимаются, то совсем не обязательно отвергается ее исходный принцип. Автономия нравственной личности становится фундаментом общества. Тем временем шаг за шагом разворачивается кризис индивидуализма, в котором внешние, массовые, непосредственно действующие причины играют свою роль: развитие социологии подорвало его фундаментальные постулаты, а политические и социальные события, не оставлявшие возможности жить в стороне, постепенно привели к тому, что всякое существование в тени башен из слоновой кости стало казаться тусклым и пыльным. Этого было достаточно, чтобы заставить приверженцев великих индивидуалистов пересмотреть свою позицию и подтолкнуть их к деятельности чисто коллективного характера. Тем не менее это не мешало им терзаться сомнениями и задавать себе вопрос, к чему приведет их этот соблазн: к углублению их позиции, к уступкам стаду племени или к чистой и простой капитуляции.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Коллеж надо превратить в научное общество конверт сознания
Каково правовое положение членов этой национальности
Можно столкнуться с взаимным отталкиванием
Подтолкнуло его к инициативе с проведением опроса по этому списку к желанию срочно провести
Олье Дени. Коллеж социологии философии 11 коллизия

сайт копирайтеров Евгений