Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Второй вид интеллектуального знания -“рассудок”. Под “рассудком”Платон понимает такой вид интеллектуального знания, при котором познающий также пользуется умом, но уже не ради самого ума, а для того, чтобы понимать чувственные вещи. “Рассудок”Платона уже не непосредственный, не интуитивный, а опосредствованный, “дискурсивный”вид знания. И в сфере “рассудка”познающий применяет интеллектуальные “эйдосы”, но применяет их только в качестве “гипотез”. Рассудок, согласно Платону, действует между сферами ума и мнения. Он ниже ума и выше ощущений.

Чувственное знание Платон также делит на две области: “веру”(pistis) и “подобие”(eicasia). Посредством “веры”мы воспринимаем вещи в качестве существующих и утверждаем их в этом качестве. “Подобие”-вид уже не восприятия, а представления вещей, или интеллектуальное действование с чувственными образами вещей. От “мышления”оно отличается тем, что здесь нет действия с чистыми “эйдосами”. Но “подобие” отличается и от “веры”, удостоверяющей существование. “Подобие”-мыслительное построение, основывающееся на “вере”.

С этими различиями у Платона тесно связано различение знания и мнения. Знает тот, кто любит созерцать истину. Например, знает прекрасное тот, кто мыслит о самих прекрасных вещах, кто может созерцать как

85

само прекрасное, так и причастное ему, кто причастного не принимает за само прекрасное, а самого прекрасного не принимает за всего лишь причастное ему. Мысль такого человека справедливо назвать знанием (gnome).

В отличие от знающего обладатель мнения любит прекрасные цвета, образы, звуки, но его ум бессилен видеть и любить природу самого прекрасного. Мнение не есть незнание, но оно не есть и знание: оно темнее знания и яснее незнания (Платон, Государство, V, 478 С). Так, о тех, кто усматривает многое справедливое, но самого справедливого не видит, правильно будет сказать, что они обо всем мнят, но не знают того, о чем имеют мнение. И напротив, о тех, кто созерцает само неделимое и всегда себе равное, справедливо сказать, .что они всегда знают всё это, но не мнят.

В отличие от мнения знание есть потенция, особый род существующего. Род этот характеризует направленность: знание направляется к своему предмету, и всякая потенция, направляющаяся к одному и тому же и делающая одно и. то же, называется той же самой в отличие от всякой, направленной на иное и делающей иное.

Математические предметы и математические отношения Платон выделяет в особый вид бытия и соответственно в особый предмет знания. В системе видов знания математическим предметам также принадлежит некое “серединное”место. Это место между областью

86

“идей”и областью чувственно воспринимаемых вещей, а также областью их отображений.

“Идеи”постигаются только посредством знания, и знание возможно только относительно “идей”. Это развитие учения элейцев, которые полагали, что истинно сущее бытие, и только оно одно, постигается разумом.

В отличие от “идей”математические предметы и математические отношения постигаются посредством рассуждения, или размышления рассудка. Это и есть второй вид знания.

Чувственные вещи постигаются посредством мнения (doxa). О них невозможно достоверное знание, их нельзя постигнуть с помощью рассуждения; если их можно постигнуть, то лишь недостоверно, лишь гипотетически.

Итак, размышление, направленное на математические предметы, занимает, по Платону, середину между подлинным знанием и мнением. Почему же математические предметы занимают такое положение? Дело в том, что, по Платону, математические предметы родственны и вещам, и “идеям”. Предметы эти, как “идеи”, неизменны; природа их не зависит от отдельных экземпляров, представляющих их в чувственном мире. Например, природа треугольника не зависит от того, какой частный треугольник мы станем рассматривать. Но вместе с тем, поясняет Платон, математики вынуждены прибегать для постижения своих предметов к помощи

87

отдельных фигур. Фигуры же эти рисуются или представляются посредством воображения. Именно поэтому математическое знание не есть знание, совпадающее с тем, при помощи которого постигаются “идеи”. Оно совмещает в себе черты истинного знания с некоторыми чертами мнения.

ДИАЛЕКТИКА ПЛАТОНА

Разумное постижение истинно сущих родов бытия, или “идей”,-совершеннейшее знание-Платон называет “диалектикой”.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Поучающей в этом диалоге сократа
Гераклитовскую характеристику бытия платон перенес на мир чувственных вещей
62 николай кузанский 231оккам
Государствами
Изменение в свою очередь предполагает движение

сайт копирайтеров Евгений