Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

81

Платону, называть идеей блага, а также причиной знания и истины, поскольку она постигается умом. Считать свет и зрение солнцеподобными справедливо, но считать их самим Солнцем несправедливо. И точно так же признавать знание и истину благовидными справедливо, но считать которое либо из них самим благом несправедливо. Ибо природу блага надлежит ставить и выше знания, и выше истины (Ср. Платон, Государство, VI, 508 Е-А).

Рассматривая “виды”, или “идеи”, философ может или рассматривать их реализацию в мире вещей, или,, напротив, подниматься в мысли до их начала, пребывающего выше всякого знания. В первом случае душа использует “идеи” в качестве “гипотез”, или “предположений”: разделяя род на виды, душа “принуждена искать... на основании предположений, пользуясь разделенными тогда частями как образами и идя не к началу, а к концу”(Государство, VI, 510В). Это как бы путь вниз: от “идей”к вещам. Так поступают, “когда ваяют или рисуют; все это -тени и1 образы в воде. Пользуясь ими как образами, люди стараются усмотреть те, которые можно видеть не иначе как мыслью”(там же, 510 Е).

Род познаваемого, постигаемый не чувствами, не воображением, а только мыслью, Платон называет “мыслимым”(noeton). В “мыслимом”, поясняет Платон, имеются две “части”. Для отыскания первой части душа вынуждена основываться на предположениях

82

и не доходит до начала, так как не может подняться выше предположений, но пользуется самыми образами, или подобиями, отпечатлевающимися на земных предметах (Платон, Государство, VI, 511 А).

И есть вторая часть мыслимого, второй случай рассмотрения “идей”. В этом случае душа идет не к “концу”, а к “началу”: она сводит все “гипотезы”к идее “блага”, как к тому, что пребывает выше всех “предположений”. “Узнай же теперь,-говорит Платон, -и другую часть мыслимого... ее касается ум силою диалектики, делая предположения, -не начала, а в существенном смысле предположения, как бы ступени и усилия, пока не дойдет до непредполагаемого, до начала всяческих. Коснувшись же его и держась того, что с ним соприкасается, он таким образом опять нисходит к концу и уже не трогает ничего чувственного, но имеет 1 дело с эйдосами через эйдосы, для эйдосов и оканчивает на эйдосах”(Платон, Государство, VI, 511В-С, пер. А. Ф. Лосева).

Это понимание “блага”выводит мысль за пределы одного лишь познания. Платоновское “благо”(to agathon) -и знание и бьггие, точнее говоря, оно выше знания и блага. По отношению к знанию и бытию “благо”мыслится как совмещающее в себе противоположные определения. Оно имманентно по отношению к бытию и знанию, так как оно их источник и их основная сила. В то же время оно всецело трансцендентно по отношению к бытию и знанию.

83

ВИДЫ ЗНАНИЯ

Так решается вопрос об отношении знания и бытия к благу. Учение это-классический образец идеалистической объективной телеологии, т. е. учения о целесообразности на основе объективного идеализма. К нему восходят все последующие учения о целесообразности от Аристотеля до Шеллинга и Гегеля.

Но в той же VI книге “Государства”Платон развивает понятие о видах знания. Основное деление классификации Платона -разделение знания на чувственное и интеллектуальное. Чувственное знание -низший вид, интеллектуальное-высший. Каждая из этих сфер в свою очередь делится на два вида. Интеллектуальное знание делится на “мышление”(noesis) и “рассудок”(dianoia).

Под “мышлением”Платон понимает деятельность одного лишь ума, свободную от примеси чувственности, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. Это та деятельность, которую Аристотель назовет впоследствии “мышлением о мышлении”(noesis noeseos), а неоплатоники-вслед за Платоном - интеллектуальной интуицией (“умным видением”). Тот же термин используют впоследствии Фихте и Шеллинг. Даже Гегель, отвергший этот термин, отнюдь не отрицал существования непосредственного интеллектуального созерцания предметной истины. Все эти идеалисты, начиная с Платона, полагали, будто, находясь в сфере интеллектуальной

84

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Система платона
Платон
Над классомразделенных по отраслям специализированного труда работников
Понятая в этом смысле диалектика есть метод восхождения от данных предположений ко все более высоким основаниям

сайт копирайтеров Евгений