Пиши и продавай! |
>
Асмус В. ПлатонПредисловие ........... 5I. ЖИЗНЬ ПЛАТОНА ....... 12Сочинения Платона ........ 26II. ИДЕАЛИЗМ. УЧЕНИЕ ОБ “ИДЕЯХ”(“ВИДАХ”) ............ 31III. УЧЕНИЕ О ЗНАНИИ ....... 61Виды знания ........... 84Диалектика Платона ........ 88IV. ДИАЛЕКТИКА ПЛАТОНА И ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ .... .100V. ПЛАТОНОВСКАЯ САМОКРИТИКА УЧЕНИЯ ОБ “ИДЕЯХ”В ДИАЛОГАХ “ПАРМЕНИД”И “СОФИСТ”115VI. ТЕОРИЯ “ИДЕЙ”, КОСМОЛОГИЯ ПЛАТОНА И ПИФАГОРЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧИСЛАХ ....... 126VII. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ ........ 136Утопия Платона .......... 147Макромир государства и микромир души отдельного человека ........ 160О так называемом социализме утопии Платона ............. 165VIII. ЭСТЕТИКА ПЛАТОНА И ЕГО УЧЕНИЕ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ............ 180Заключение . . . . . . . . . . . 218Приложение. Извлечение из диалога “Пир”.......... 235Указатель имен . . . . . . . . 242Литература . . . . . . . . . . 245
Книга проф. В. Ф. Асмуса посвящена жизни и творчеству одного из величайших мыслителей древности - Платона. Автор анализирует теорию познания Платона, его космологические идеи, учение об обществе н государстве, наглядно и выпукло прослеживая “анатомию”идеалистической мысли, которая воплощена в диалогах Платона. Вскрывая идейные истоки платоновского идеализма, автор показывает эволюцию мировоззрения Платона, его влияние на философию античности и на последующее развитие философии.
Асмус Валентин Фердинандович (р. в 1894 г.)-известный советский философ, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор философских наук, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, действительный член Международного института философии в Париже. Окончил историке-филологический факультет Киевского университета. С 1919 г. ведет научно-исследовательскую и педагогическую работу. Автор большого числа работ по истории философии, истории и теории логики, эстетики и литературоведения. Участвовал в создании труда “История философии”(1943 г.), за что удостоен Государственной премии. Основные произведения: „Диалектический материализм и логика". Киев, 1924; „Очерки истории диалектики в новой философии", изд. 2. М.-Л., 1930; „Диалектика Канта", изд. 2. М., 1930; „Маркс и буржуазный историзм". М.-Л., 1933; „Логика". М., 1947; „Учение логики о доказательстве и опровержении". М., 1954; „Декарт". М., 1956; „Демокрит". М., 1960; „Немецкая эстетика XVIII в.". М., 1962; „Проблема интуиции в философии и математике". М., 1963; „История античной философии". М., 1965; „Вопросы теории и истории эстетики", М., 1968.
Так же, как его учитель Сократ, Платон был коренной афинянин, и деятельность его, за исключением двенадцатилетней отлучки в города Африки, Сицилии и Южной Италии, протекла в Афинах. Афины в первой половине IV в. до н. э. были блестящим центром греческой культуры. Но после Пелопонесской войны, в которой афинская держава потерпела тяжелое поражение, наступил экономический и политический упадок. Афины утрачивают первенствующее положение, возглавленный ими союз греческих городов-государств (полисов) разваливается. Гегемония над государствами Греции переходит к Спарте. Однако, несмотря на военное и политическое поражение, первенствующая роль Афин в греческом Просвещении не ослабевает. Через одиннадцать лет после гибели Сократа, казненного руководителями афинской державы, в тех же Афинах ученик Сократа Платон основывает собственную школу (Академию). Вскоре она становится центром научных -и философских исследований и учении. 12 Многочисленные ученики и последователи школы множат ее славу и влияние. Среди них вскоре выделяется, становится гордостью Академии гениальный Аристотель (впоследствии он учредит собственную школу -Ликей). Исходной точкой всего этого блестящего \t развития философии в Афинах была деятельность Сократа, выступавшего одновременно и против развившегося в V в. до н. э. материализма, и против субъективизма и релятивизма софистов. Выступление Сократа против материализма и материалистической натурфилософии имело своеобразный гносеологический корень. В V в. в различных культурных центрах древнегреческого мира возник ряд натурфилософских гипотез, создатели которых ставили сходные вопросы, давая на них различные, а иногда и противоположные ответы. Наиболее значительными из них были гипотезы Эмпедокла, Анаксагора, пифагорейцев и атомистов конца V-начала IV в. до н. э. Левкиппа и Демокрита. Уже при первом знакомстве с ними легко заметить, что между ними существуют серьезные разногласия в объяснении физических и физиологических явлений, в представлениях об устройстве космоса и т. д. В глазах Сократа эти разногласия были доказательством несостоятельности всех этих гипотез не только в существе их содержания, но и в самом подходе, на основе которого различные философы развивали свои взаимно Противоречащие построения. Сократ 13 выдвинул идею, согласно которой достоверное знание может быть достигнуто только с помощью понятия, строго фиксирующего в предмете познания его особенные признаки и черты, в силу которых этот предмет принадлежит некоторому обнимающему его общему роду. Впервые орудием достоверного познания истины было провозглашено понятие. Но Сократ ограничил приложение открытого им метода определения понятий областью этики. Из свидетельств о Сократе, оставленных его учениками Ксенофонтом и Платоном, видно, что Сократ занимался исследованием таких понятий, как “мудрость”, “дружба”, “мужество”и т. п. Платон расширил область этих исследований. Сократовский метод определения понятий он распространил на всю область онтологии, космологии, психологии, теории познания, этики, теории воспитания, теории общественно-политического устройства, законодательства, эстетики и учения о художественном воспитании. Философский идеализм, которому Платон следовал, превращается у него -впервые в истории греческой мысли -в философскую систему. В этой системе нет ничего схоластического. Свои основные доктрины Платон выработал в живом общении с близкими к нему по духу мыслителями и в страстной борьбе против учений, им отвергавшихся. Основатель Академии, одной из знаменитейших школ древности, Платон не замыкался в ее стенах. Он хотел быть и был одной из деятельных 14 сил кипевшей вокруг него жизни. История его философской деятельности пронизана борьбой, которая принимает порой драматический характер, а самого философа ставит на грань жизненной катастрофы. Поэтому очерку философского учения Платона должен быть предпослан очерк его жизни и деятельности. К несчастью, задачу такого очерка легче 1.* постулировать, чем выполнить. Сведения о ^ жизни Платона скудны, неполны и противоречивы. Платон родился в знатной и богатой семье на острове Эгина, неподалеку от Афин. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к последнему царю~Аттики Кодру, со стороны матери, Периктионы. -к семье родственников знаменитого законодателя Солона. Дом этот был воспет Анакреоном и другими греческими поэтами. Родственником матери Платона был также известный афинский политический деятель, впоследствии тиран, Критий. По-видимому, именно Критий ввел Платона в круг Сократа и его учеников. Философская деятельность Платона началась не очень рано. Есть предание, будто ей предшествовали занятия атлетикой и даже успешные выступления на истмийских состязаниях, а также опыты Платона в области художественной литературы, музыки и живописи. Впоследствии Платон, как верно заметил Теодор Гомперц, не то чтобы отрекся от них, но скорее поставил свои художественные склонности и дарования на службу философии В государстве совершенного типа три класса его граждан-правители |
|
|
|