Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

88

(космологией), о системе небесных светил (астрономией), о числах, о душе мира и т. д.

Здесь мы достигли пункта, где изложенное выше понимание родов бытия, соответственно “идей”, должно быть существенно дополнено и даже исправлено. Как мы видели, “идеи”в сравнении с вещами чувственного мира были наделены у Платона признаками, которыми элеец Парменид характеризовал свое истинное бытие: “идеи”вечны, не рождаются и не погибают, не изменяются, всегда тождественны себе, неподвижны, безотносительны в своем бытии.

В нашей советской философской литературе такое воззрение на бытие называется “метафизическим”1. Согласно этой терминологии

1 Термин “метафизика”первоначально имел другой смысл и означал не способ воззрения на бытие, а особую область исследования бытия. В I в. до и. э. ученый Андроник из Родоса, заново издавший рукописи сочинений Аристотеля, вслед за группой трактатов, посвященных вопросам физики (ta physica), поместил группу трактатов, относящихся к области исследования, которую сам Аристотель называл “первой философией”(he prote philosophia). Это были исследования, посвященные умозрительному познанию высших, первоначальных, принципов бытия и познания. Трактаты по “первой философии”, сгруппированные и изданные Андроником, получили название “Метафизики”(ta meta ta physica), буквально “то, что следует после физики”. Впоследствии под термином “метафизика”стали понимать всякие, не только аристотелевские, исследования умозрительных вопросов о высших началах бытия и познания. Стали появляться под таким названием книги и трактаты. Некоторые предпочитали термин “первая философия”. Например, Декарт свой основной труд, излагавший,

89

восходящей к Энгельсу, отцом древнегреческой метафизики был Парменид. Но не был ли его продолжателем также и Платон? Не совпадает ли развитая им характеристика истинно сущего бытия с метафизической характеристикой этого бытия у элейца?

умозрительное учение о бытии и познании, назвал “Размышления о первой философии”(Cogitationes de prima philosophia). Другие вместо аристотелевского термина “первая философия”предпочитали пользоваться термином Андроника Родосского “метафизика”. Так поступали не только схоластики. Например, итальянский философ конца XVI -первой половины XVII в. Кампанелла назвал свой трактат о бытии “Метафизикой”. Метафизическим исследованием (Disquisitio metaphysica) назвал свой трактат, направленный против метафизики Декарта, французский материалист и последователь Эпикура Пьер Гассенди.

Кант постоянно в своих работах говорит о метафизике в античном смысле этого понятия, разумея под “метафизикой”“первую философию”. Но уже у Канта к этому, прежнему значению термина присоединяется новое. Дело в том, что Кант мечтал о разработке новой метафизики, “критической”по методу, т. е. основанной на предварительном исследовании вопроса о границах доступного человеку познания бытия. Эту, “критическую”метафизику Кант противопоставил всей прежней, которую он называл “догматической”.

Гегель, так же как и Кант, понимает под “метафизикой”философию, характеризующуюся методом познания. Но в то время как для Канта старая “метафизика”есть метафизика “догматическая”, докритическая, для Гегеля старая и отвергаемая им метафизика неприемлема потому, что практикуемый в ней метод исследования чужд диалектике. Иными словами, термин “метафизика”у Гегеля одновременно и сохраняет свое значение - умозрительного учения о бытии и познании,-и приобретает значение новое, частное. В этом новом и частном значении “метафизика

90

В известном смысле именно так и было. В ряде диалогов Платон развивает, бесспорно, метафизическую, в марксистском смысле этого термина, характеристику истинно сущего бытия, или “идей”. Доказательства были представлены выше.

Однако в чрезвычайно важных диалогах: в “Софисте”, “Пармениде”, а также в некоторых других-Платон отступает от метафизической характеристики “идей”. В этих диалогах он стремится доказать, что высшие роды всего сущего: бытие, движение, покой, тождество и изменение-могут мыслиться только таким образом, что каждый из них и есть и не есть, и равен и не равен самому себе, и пребывает как тождественный самому

”у Гегеля значит именно “старая метафизика”, т. е. догегелевская антидиалектическая метафизика.

Маркс и Энгельс установили новое применение слова “метафизика”, связали это слово с характеристикой не предмета исследования, а только его метода. Под предметом исследования они стали понимать весь материальный мир. В методе исследования они строго различили метод, отрицающий диалектический характер происходящих в мире процессов, и метод, характеризующий все эти процессы как диалектические. Первый метод получил теперь название “метафизики”или “метафизического”метода, второй -“диалектики”или “диалектического”метода.

Кто знает происхождение и историю терминов “метафизика”и “диалектика”, тот никогда не встретится с затруднениями в их понимании и применении. Напротив, затруднения и недоразумения неизбежны для тех, кто не понимает, какие изменения в значение этих терминов были внесены в сравнении

с античностью Кантом, Гегелем и классиками марксизма.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Взглядам платона на общество
Как низший род искусства 212 но в этой
В дальнейшем влияние платона на последующую западноевропейскую философию
Филеби софистплатон подверг выработанную им самим теорию идейсуровой критике
По платону

сайт копирайтеров Евгений