Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В диалоге “Филеб” Платон даже считает возможным допустить, что некоторые из “несмешанных”наслаждений могут быть истинными. “Таковы,-говорит в этом диалоге Сократ,-наслаждения, вызываемые красивыми красками, прекрасными цветами, формами, весьма многими запахами, звуками и всем тем, в чем недостаток не заметен и не связан со страданием”(Платон, Филеб, 51 В).

Особенно ценным видом чувственных восприятий, способных улавливать прекрасное, Платон считает восприятия 1зрения: так как в сверхчувственном мире красота блистала, существуя вместе с видениями этого мира, то, и по вселении души в тело, люди, могут воспринимать ее блеск преимущественно и наиболее ясным образом при помощи самого изощренного из наших чувств. “Из телесных чувств, -поясняет Платон, -которые достаются нам здесь, самое острое -это зрение”(Платон, Федр, 250 D).

На тех, кто способен через чувственную форму постигать образ самого сущего, чувственная красота действует неотразимо. Говоря в своих диалогах об этом ее действии, Платон как бы забывает о собственном идеализме и дает изображения могучей впечатляющей силы красоты и искусства, -изображения, полные психологического реализма.

В восхищении красотой Платон видит начало роста души. Человек, способный к восхищению прекрасным, “при виде божественного

190

лица, точного подобия той красоты, или совершенного тела, сперва трепещет, охваченный страхом... затем смотрит на него с благоговением, как на бога”(Платон, Федр, 251 А).

Действие красоты на душу Платон изображает, развивая миф о крылатой природе души, подобной птице, и о “прорастании”ее крыльев .при созерцании прекрасного. Согласно этому мифу, душа была искони крылатой. Но по вселении души в земное тело отростки крыльев затвердели, остались в скрытом состоянии и не дали крылу возможности расти. Рост этот начинается вместе с созерцанием прекрасного. “Восприняв глазами токи, исходящие от красоты”, человек, пораженный красотой, “согревается”: “от притока питания стержень крыла набухает, и перья начинают быстро расти от корня по всей душе”. При этом душа, продолжает сравнения Платон, “вся клокочет и бьет через край”(там же, 251 В-С).

Философский и соответственно эстетический смысл мифа о крыле и о любовном неистовстве души, развитого Платоном в “Федре”, раскрывается с новой стороны в “Пире”. В этом диалоге, посвященном восхвалению демона любви Эрота, демон этот выступает как мифическое изображение серединного положения человека -между бытием и небытием, а также философа-между знанием и незнанием. По разъяснению Диотимы, поучающей в этом диалоге Сократа, Эрот не бог, но некий великий демон. Как демон он “находится... посредине между мудростью

191

и невежеством”(Платон, Пир, 203 Е). И действительно: из богов “никто не занимается философией и не желает стать мудрым, поскольку боги и так уже мудры; да и вообще тот, кто мудр, к мудрости не стремится”(там же, 204 А). С другой стороны, невежды “не занимаются философией и не стремятся стать мудрыми... ведь тем-то и скверно невежество, -поясняет Платон, -что человек ни прекрасный, ни совершенный, ни умный вполне доволен собой. А кто не считает, что в чем-то нуждается, тот и не желает того, в чем, по его мнению, не испытывает нужды”(там же).

Поистине любить мудрость может, по Платону!, лишь тот, кто стоит между обоими этими пределами: к ним принадлежит и Эрот -символ любви к прекрасному. “Ведь мудрость, -разъясняет Платон, -относится к числу самых прекрасных качеств. Эрот есть любовь к прекрасному; следовательно, неизбежно, Эрот Любит мудрость, любящий же мудрость занимает середину между мудрецами и невеждами”(там же, 204 В). Философский смысл этого мифа в том, что любовь к прекрасному рассматривается уже не просто как состояние томления и неистовства, как в “Федре”, а как движение познающего от незнания к знанию, от не-сущего к истинно сущему.

Прекрасное есть, по Платону, и предмет любви, и условие совершенного творчества. Устами Диотимы в “Пире”Платон утверждает, что любовь стремится к обладанию благом

192

и бессмертию. Источник бессмертного, вечного-рождение. “Зачатие и рождение,-утверждает Диотима, -божественный акт. Состоит он в том, что в смертном живом существе имеется бессмертная часть”(Платон, Пир, 206 С). Но этот акт зачатия и рождения не может совершаться в существе, к тому неприспособленном. Только прекрасное, утверждает Платон, приспособлено к нему, безобразное же “не приспособлено ни к чему божественному”(там же).

Любовь к прекрасному есть восхождение, так как не все прекрасные предметы в равной мере прекрасны и не все заслуживают равной любви.

На первоначальной ступени “эротического”восхождения предметом стремления оказывается какое-нибудь единичное прекрасное на вид тело -одно из многочисленных тел чувственного мира. Но кто предметом своего стремления избрал такое тело, должен впоследствии увидеть, что красота отдельного человека, какому бы телу она ни принадлежала, родственна красоте [всякого] другого (Платон, Пир, 210 А-В). Кто это заметил, тот уже “станет любить все прекрасные тела, а к тому одному охладеет, ибо сочтет такую чрезмерную любовь ничтожной и мелкой”(там же, 210 С).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В соответствии с этим неоплатонизм подчеркивает религиозную
62 николай кузанский 231оккам
В философии платона относительно
Носит следы влияния платона
Непосредственно после единства помещают беспредельное

сайт копирайтеров Евгений