Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Платон - чрезвычайно крупное явление в развитии философской мысли древности, да и не только древности. Широта умственного кругозора соединяется в нем с глубиной исследования и с великим мастерством литературного воплощения идей. Соединение этих качеств в необычайно одаренной личности обеспечило учению Платона влияние, далеко выходящее . за пределы исторического существования Афин и древнегреческого общества. Уже в античном мире Платон надолго пережил свой век, а его учение распространило свое воздействие на огромный период с IV столетия до н. э. вплоть до падения античного общества в VI в. нашего летосчисления.

Влияние учения Платона нельзя представлять как сплошную и непрерывную традицию, или “филиацию идей”, переходящую от одного философа к другому, позднейшему по времени. Учение Платона не только очень богато содержанием, очень сложно, но и очень противоречиво. Но именно поэтому оно оказывало влияние различными своими тенденциями. Умы, обращавшиеся к изучению

218

Платона и подчинявшиеся обаянию его философского гения, черпали из него и заимствовали разные стороны его идейного содержания -стороны, соответствовавшие их собственным интересам, поискам и склонностям.

Так как основу учения Платона составлял философский идеализм, то совершенно естественно, что наибольшее впечатление Платон всегда производил на мыслителей, склонных к идеализму, т. е. тех, для которых идеализм соответствовал их преобладающему интересу или влечению. В учении Платона они видели исходную точку или образец для собственных идеалистических построений и гипотез. Как и Платон, в основе чувственного они искали сверхчувственное, (“умопостигаемое”), в основе относительного-безотносительное (“абсолютное”), в основе преходящего -вечное, в основе становящегося, бывающего-истинно сущее. Воззрение это у различных последующих философов могло принимать самые различные формы, обосновываться самыми различными доводами, но сквозь эти различия проступала единая для всех них сущность, восходящая к идеализму автора теории “эйдосов”, или “идей”.

Эту единую - восходящую к Платону - сущность можно обнаружить не только у * прямых последователей в школе самого Платона, но и у философов, не входивших формально в его Академию, или входивших, но вышедших из нее. Больше того. Платонизм, 9“

219

как основное воззрение, может быть установлен даже у тех философов, в том числе вполне оригинальных и самобытных, которые полемизировали с Платоном, критиковали его учение, его теорию идей. Так было с Аристотелем. Ученик Платона, слава и гордость его Академии, признанный и отмеченный самим основателем и главою школы, Аристотель, достигнув научной зрелости и самостоятельности, выступил с критикой платоновского учения об идеях. Критика эта получила всемирную известность. С нескольких точек зрения - с точки зрения онтологии, теории познания, логики-Аристотель критикует центральное учение Платона. Как показал В. И. Ленин, он развивает наиболее общую критику платоновского идеализма как идеализма вообще.

И что же? Критику Платона Аристотель не доводит до полного преодоления платоновской теории идей. Аристотель критикует в сущности лишь учение Платона об отделенности идей от вещей. Он правомерно противопоставляет Платону его учителя Сократа, у которого -в теории понятия -еще не было этого отделения и у которого царство понятий не выделялось в область, витающую над областью реальных эмпирических вещей, противопоставленную им.

Но, развивая свою критику, Аристотель не замечает, что сам он, невзирая на все остроумие и остроту своих возражений, продолжает оставаться на почве учения Платона. Высшей идее Платона -идее “блага”

220

в философии Аристотеля соответствует запредельный миру бог, неподвижный перводвигатель вселенной; по своей природе этот бог -мышление мыслящее самого себя, свою собственную деятельность мысли. В своей сути учение это -тот же объективный идеализм, что и теория “идей”Платона1. То обстоятельство, что у Аристотеля над миром природных вещей высится один-единственный вполне идеальный бог, а у Платона -целая “пирамида”также вполне идеальных “идей”, не может устранить или умалить то общее, в чем Аристотель совпадает с Платоном и что позволяет утверждать, что воззрение Аристотеля, так же как и воззрение Платона, есть объективный идеализм. Но этот объективный идеализм есть изобретение именно Платона.

С другой стороны, то “отделение”“идей”от вещей, за которые Аристотель справедливо критиковал Платона, не было у Платона полным и безусловным. Между миром “идей”и миром вещей сам Платон намечает посредствующие звенья. Таким звеном оказывается прежде всего “душа мира”, или “мировая душа”, облекающая собою весь мир природы, весь мир вещей.

“Запредельность” (“трансцендентность”) “идей”смягчается у Платона и той ролью, которая принадлежит гипотезе “идей”в учении

1 Ленин отметил, что идеализм Аристотеля чаще равняется материализму не в общих основах философского учения о бытии, а в натурфилософии, в космологии, в физике, в учении о природе.

221

Платона о знании. Будучи онтологическими “потусторонними”сущностями, “идеи”Платона одновременно являются и гипотезами философского познания. Как такие, они-предел той объективности и всеобщности, которая может быть достигнута познанием, поднимающимся от единичного, частного, множественного, изменчивого ко всеобщему и единому, неизменно тождественному бытию. Но это-отношение не только отделенности, но и связи.

Отношение между областью “идей”и областью вещей сам Платон изображает как такое отношение связи, как двойной путь -“вверх” и “вниз”: от множественного, раздельного, дробного бывания (в царстве вещей)-к единому, общему, объемлющему (в царстве “идей”).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пройденный платоном
Платон различает в душе
Говоря в своих диалогах об этом ее действии
Могут быть обнаружены в предшествующих платону философских учениях
Том же отношении

сайт копирайтеров Евгений