Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

100

недвусмысленные разъяснения. А именно, хотя Платон доказывает, что одно и то же бытие едино и множественно в одно и то же время, он поясняет при этом, что “единым”и “множественным” оно оказывается в различных отношениях: бытие “едино”, поскольку оно рассматривается в отношении к самому себе, к своей тождественной основе, И то же самое бытие “множественно”, поскольку оно рассматривается в другом отношении -в отношении к своему “иному”, Так обстоит дело с противоположностью единства и множества. Но то же самое необходимо сказать и о других определениях бытия у Платона: все они мыслятся как противоположные, но не как противоречащие друг другу в одном и том же отношении. Иначе говоря, по Платону, в строгом мышлении противоречие неосуществимо.

Особенно ясно это платоновское понимание противоположности выступает в замечательном месте IV книги “Государства”, к анализу которого мы и обратимся. Здесь обсуждается именно вопрос, возможно ли, чтобы противоположности относились к одному и тому же предмету, рассматриваемому в одно и то же время и в одного и том же отношении. Возможно ли, спрашивает здесь Платон, чтобы одно и то же стояло и двигалось в отношении к одному и тому же (Платон, Государство, IV, 436 С).

Чтобы точно ответить на поставленный вопрос, Платон считает необходимым предварительно устранить одно недоразумение,

101

Если бы, рассуждает он, кто-нибудь, видя, что человек стоит и в то же время движет руками и головой, стал утверждать, будто человек этот стоит и вместе движется, то с утверждающим это нельзя было бы согласиться, но следовало бы сказать, что в таком человеке одно стоит, а другое движется (там же). Так же невозможно согласиться и с человеком, который стал бы утверждать, будто кубарь вместе и стоит и движется, когда, уткнувшись в одно место наконечником своей оси, вращается вокруг своей оси. Согласиться с этим, рассуждает Платон, невозможно по той причине, что такие вещи “вращаются и не вращаются в отношении не к одному и тому же”(Платон, Государство, IV, 436 D -Е). О таких вещах следовало бы точно сказать, “что в них есть и прямое и круглое и что в отношении прямоты (т. е. в отношении оси.-В. А.) они стоят-ибо никуда не отклоняются, -в отношении окружности же совершают круговое движение”(там же, IV, 436 Е).

По Платону, тот, кто поймет несостоятельность утверждения, приписывающего одному и тому же предмету свойства, противоречащие друг другу в одном и том же отношении, уже не впадет в подобное недоразумение и не станет уверять, “будто что-нибудь, будучи тем же в отношении к тому же и для того же, иногда может терпеть или делать противное”(Платон, Государство, IV, 437 А).

Вывод Платона, как это подчеркивает он

102

сам, относится не к некоторым частным случаям противоречащих утверждений. Это общая предпосылка всех возможных случаев противоречащего отношения, всеобщий онтологический и логический закон. “Чтобы через рассуждение о всех таких недоумениях и через доказывание их несправедливости не подвергаться нам необходимости удлинять свою речь, -поясняет Платон, -мы примем это положение за верное и будем двигаться вперед, условившись, что даже в случае, если бы что показалось нам иначе, а не так, мы будем решать все, исходя из этого положения”(Платон, Государство, IV, 437 А).

Положение, о котором идет речь, есть не что иное, как закон противоречия, или закон немыслимости противоречия. В качестве закона он означает невозможность 1 и недопустимость мыслить противоречащие утверждения об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении.

В предметах мысли1 противоречия несовместимы. Они несовместимы не только, когда мы мыслим “идеи”самих предметов, но и когда мы мыслим “идеи”их качеств. Положение это Платон развивает в “Федоне”. “Мне кажется, -поясняет здесь Платон, - не только большое само по себе никогда не согласится быть одновременно и большим и малым, но и большое в нас никогда не допустит

1 Невозможность, разумеется, для правильного мышления, т. е. мышления, соответствующего бытию; в неправильном мышлении попытки нарушения закона противоречия возможны и даже часты.

103

и не примет малого, не пожелает оказаться ниже другого. Но в таком случае одно из двух: либо большое отступает и бежит, когда приблизится его противник -малое, либо гибнет, когда противник подойдет вплотную”(Платон, Федон, 102 Е).

Таким же образом обстоит дело и со всеми другими противоположностями. Несколько ниже процитированного места в ответ на слова одного из собеседников, напомнившего Сократу, что в прежних своих рассуждениях он как будто допускал возможность происхождения большего из меньшего и меньшего из большего и вообще противоположного из противоположного, Сократ, устами которого здесь говорит сам Платон, разъясняет, в чем состоит отличие его теперешнего тезиса от прежних его рассуждений. “Тогда мы говорили, -поясняет Платон, -что из противоположной вещи рождается противоположная вещь, а теперь -что сама противоположность никогда не перерождается в собственную противоположность. Ни в нас, ни в своей природе”(там же, 103В).

Смысл этих разъяснений очевиден. Совмещение противоположностей допустимо, по Платону, в чувственных вещах, но недопустимо в определениях мысли. Определения эти должны рассматриваться в качестве тождественных себе.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

По образному выражению платона

Но теоретической их основой была философия платона
Так как нет оснований заподозрить аристотеля в намеренном искажении учений платона
Таковы главные черты учения платона об идеях

сайт копирайтеров Евгений