<<< ΛΛΛ >>>
всевозможными знаниями, виртуозными навыками и всякого рода утончениями,
если они действуют лишь в качестве, так сказать, довесков, происходящих из
внешней для самой его личности (и остающейся для нее внешней в конечном
итоге) системы ценностей. В этом случае человек действительно обладает
культурными навыками, однако сам он некультурен. Последнее проявляется
только в том случае, если содержания, заимствованные из области
сверхличностного, как бы посредством скрытой гармонии развивают лишь то в
душе, что налично в ней самой в виде ее собственного устремления и
внутренней предопределенности ее субъективного завершения.
В этом-то наконец и проявляется обусловленность культуры,
обусловленность, посредством которой культура представляет собой
разрешение субъект-объектного уравнения. Мы отказываемся признавать ее
наличие там, где совершенство не воспринимается в качестве самостоятельного
развития душевного центра; однако она не имеет места также и там, где
присутствует в качестве исключительно такого самостоятельного развития,
которое не нуждается ни в каких внешних для нее самой средствах и этапах
развития. В самом деле, многоразличны движения, ведущие душу к ней самой,
как того требует соответствующий идеал, т.е. к осуществлению
предопределенного для нее, однако первоначально наличного в качестве одной
только возможности полного и в высшей степени собственного ее бытия.
<<< ΛΛΛ >>>
В этом специальном значении произведения имеется еще Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры 9 ценности Объективные образования субъекта совершенствования О физической необходимости Же время он ощущает собственную солидарность с каждым из этих периферических содержаний
|