Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Он хотел бы отделить хорошее от плохого, истинное от ложного.

Он снова наклоняется: повторения повторяют одно другое.

Держа фармакон в одной руке, писчую тростинку—в другой, Платон бормочет что-то, переписывая игру формул. В замкнутом пространстве фармации резонанс монолога непомерно усиливается. Запертая речь наталкивается на углы, откалываются слова, отделяются крупицы фраз, разъятые члены кружат по коридорам, определяют время одного захода, переводятся, переартикулируются, друг от друга отражаются, противоречат друг другу, складываются в истории, возвращаются в виде ответов, налаживают общение, обороняются, учреждают внутренний рынок, вступают в диалог. Полный смысла. Целая история. Целая философия.

“ἡ ἠχὴ τούτων τῶν λόγων… отголосок этих речей гудит во мне так, что я не могу слышать ничего другого”.

В невнятом бормотании выхватывается обрывок филологической формулировки, и почти можно различить (но слышно так плохо): логос сам себя любит… фармакон означает удар… “так что фармакон должен был бы означать нечто, относящееся к удару демонической силы или используемое как целительное средство против подобного удара”… удар силы… рассчитанный… налаженный… но всё впустую… удар по воде… ἐν ὕδατι γράψει… удар жребия… Тевт, что ударился изобретать письмо… календарь… кости… κυβεία … удар календаря… удар театра… удар письма… бросок костей… двойной удар… κόλαφος… gluph… colpus… удар… глиф… скальпель… скальп… хрис, хризолит, хрисология…

Платон затыкает уши, чтобы лучше себя слышать (s'entendre-parler), чтобы лучше видеть, лучше анализировать.

Он понимает, что надо провести различие—между двумя повторениями.

Он ищет золото. Πολλάκις δὲ λεγόμενα καὶ ἀεὶ ἀκουόμενα … “мысли эти нужно не раз пересказать, и постоянно выслушивать, причем в продолжение многих лет, и только с трудом, после сильного напряжения удается очистить их, как очищают золото…” И философский камень. “Золотое правило”.

Надо бы провести различие между двумя повторениями.

—Но всё равно они одно другое повторяют, друг другом замещаются…

—Да нет, они не заменяют друг друга, потому что добавляются…

—Вот именно…

Вот еще что нужно отметить. И закончить это Второе письмо: “…Приняв это в соображение, остерегайся, как бы тебе не пришлось сожалеть о том, что сказанное теперь недостойным образом получило огласку. Более всего надо печься о том, чтобы ничего не записывать, но все познавать и усваивать… τὸ μὴ γράφειν ἀλλ’ ἐκμανθάνειν… ведь невозможно, чтобы написанное не получило огласки. Поэтому я никогда ничего не писал о таких вещах… οὐδ’ ἔστιν σύγγραμμα Πλάτωνος οὐδὲν οὐδ’ ἔσται… и на свете нет и будет никакой Платоновой записи; а то, что теперь читают,—Σωκράτους ἐστὶν καλοῦ καὶ νέου γεγονότος… это речи Сократа, когда он, еще молодой, был прекрасен… Будь здоров, слушайся меня, а это письмо, прочтя его несколько раз, сожги…”

—Надеюсь, оно не пропадет. Живо, копию… графит… копирку… прочтя это письмо несколько раз… сожги его. И вот—зола (Il y a là cendre). А теперь надо бы провести различие между двумя повторениями.

Ночь проходит. Наутро слышатся удары в дверь. На сей раз, кажется, они идут снаружи, удары…

Два удара… четыре…

—Но это, может быть, остаток, греза, осколок грезы, эхо ночи… этот другой театр, эти удары снаружи…

Примечания:

1. “Ἱστός, ου—собст., нечто, поставленное вертикально, отс.: I. мачта на судне. II. ткацкий навой у древних, не горизонтальный, как у нас (исключая Гобелены и индийские мануфактуры), с которого к станку ткача тянутся нити основы, отс. 1. ткацкий станок; 2. затем закрепленная на станке основа, отс. уток; 3. ткань, полотно, кросно; 4. по аналогии, паутина; соты. III. палка, прут. IV. по аналогии, берцовая кость”.

2. “Чужеземец. Ты чудак! Трудно ведь, не пользуясь образцами [παραδείγμασι], пояснить что-либо важное. Ведь каждый из нас, узнав что-то словно во сне, начисто забывает это, когда снова оказывается будто бы наяву.—Сократ мл. Как это ты говоришь?—Чужеземец. Думается, я весьма странным способом затронул сейчас то, что происходит с нами в отношении знания.—Сократ мл. Как так?—Чужеземец. У меня, милый мой, оказалась нужда в образце самого образца.—Сократ мл. Так что же? Скажи! Уж меня-то ты можешь не стесняться.—Чужеземец. Скажу, если ты готов за мной следовать. Ведь известно, что дети, когда они только что научились азбуке (ὅταν ἄρτι γραμμάτων ἔμπειροι γίγνωνται)…” (277 d e).

И описание переплетения (συμπλοκή) в письме сначала раскрывает необходимость обращения к парадигме в грамматическом опыте, затем неуклонно подводит к использованию этой процедуры в ее “царской” форме, к парадигме ткачества.

3. Подробный обзор истории толкований Федра и проблемы композиции диалога можно найти в работе Л.Робена la Théorie platonicienne de l'amour (P.U.F., 2e édit., 1964) и в его же Введении к Федру в издании Budé.

4. H.Raeder, Platons philosophische Entwickelung, Leipzig, 1905. Его критикует в своей статье Э.Бурге (E.Bourguet, “Sur la composition du Phèdre;”, in: Revue de Métaphysique et de Morale, 1919, p.335).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Что роднит его с живописью кровати подражание
Сократ болезни инструмента
Своим условием предполагает возможность повторения
По поводу платона
Противоядиеmdash диалектика качестве

сайт копирайтеров Евгений