<<< ΛΛΛ >>>
произведения и ради чего оно сохраняется и передается, есть голос, каким говорит
само произведение, будь оно языковой или неязыковой природы. Произведение что-то
говорит человеку, и не только так, как историку что-то говорит исторический
документ, — оно что-то говорит каждому человеку так, словно обращено прямо к
нему как нечто
261
нынешнее и современное. Тем самым встает задача понять смысл говоримого им и
сделать его понятным себе и другим. Произведение несловесного искусства поэтому
тоже входит в круг прямых задач герменевтики. Оно подлежит интеграции в
самопонимание каждого человека*. В этом широком смысле герменевтика вбирает в
себя эстетику. Герменевтика строит мост через пропасть между духом и духом и
приоткрывает нам чуждость чужого духа. Открытие чужого означает здесь, однако,
не только историческую реконструкцию «мира», в котором художественное
произведение развертывало свою первоначальную значимость и функцию, оно означает
также и услышание того, что нам говорят. А это всегда нечто большее, чем
фиксация и уловление смысла. Произведение, что-то нам говорящее, как человек,
кому-то что-то говорящий, является чужим для нас в том смысле, что не
исчерпывается нами. Соответственно перед искомым пониманием стоит двоякая
<<< ΛΛΛ >>>
В одном важном смысле она находит себе оправдание лишь в опыте искусства произведение времени Традиция охватывает все от применения орудий Для каждого произведения искусства существенна длительность жизни для мимолетных искусств Гадамер Г. Эстетика и герменевтика 4 высказывания
|