<<< ΛΛΛ >>>
произведение, идущее из прошедших или чуждых жизненных миров и пересаженное в
наш исторически сложившийся мир, становится всего лишь объектом
историко-эстетического наслаждения и ничего уже больше не говорит из того, что
оно имело первоначально сказать? «Сказать нечто», «иметь сказать нечто* — это
просто метафоры, за которыми стоит лишь правда неопределимого в смысловом
отношении мира, эстетических образов, или же, наоборот, сама эта эстетическая
образность является лишь условием для того, чтобы произведение могло нести в
самом себе свой смысл и что-то сообщать нам? С такой постановкой вопроса тема
«эстетика и герменевтика» поднимается на уровень своей подлинной проблематики.
Развернутая таким образом постановка вопроса сознательно превращает проблему
систематизирующей эстетики в проблему существа искусства. Верно, конечно, что
при своем первоначальном возникновении и даже еще при своей разработке в
кантовской «Критике способности суждения» эстетика простиралась внутри гораздо
более широких пределов, охватывая прекрасное в природе и искусстве и даже
возвышенное. Бесспорно также, что для основополагающих определений суждения
эстетического вкуса у Канта, особенно для понятия незаинтересованного
наслаждения, прекрасное в искусстве обладает методологическим преимуществом. С
другой стороны, всякий поневоле согласится, что прекрасное в природе говорит нам
нечто не в том же смысле, в каком нам говорят нечто те созданные людьми и для
людей произведения, которые мы называем художественными. Можно с полным правом
сказать, что художественное произведение даже «чисто эстетически» нравится нам
совсем иначе, чем цветок или, скажем, орнамент. Кант говорит, что искусство
<<< ΛΛΛ >>>
Тем более справедливо в отношении восприятия искусства Пусть создатель произведения думает каждый раз о публике своего времени Гадамер Г. Эстетика и герменевтика Но язык искусства предполагает прирост смысла
|