<<< ΛΛΛ >>>
258
наслаждение. Но это не помогает: все равно ведь нас как эстетиков интересует
особенно это смешанное — ибо интеллектуализированное — удовольствие, вызываемое
искусством. И более проницательная рефлексия, которой Гегель подверг отношение
между прекрасным в природе и в искусстве, достигла весомого результата: красота
в природе есть отблеск красоты в искусстве. Когда нечто в природе кажется
прекрасным и вызывает наслаждение, то это не вневременная и надмирная данность
«чисто эстетического» объекта, коренящаяся в вещественной гармонии форм и красок
и в симметрии черт, которую некий пифагорейский математический рассудок способен
выявить в природе. То, как нам нравится природа, относится, скорее, к свойствам
нашего заинтересованного эстетического вкуса, всегда сформированного и
обусловленного художественным творчеством эпохи . Эстетическая история
ландшафта, например альпийского, или переходное явление садового искусства
являются неоспоримым тому свидетельством. Мы вправе поэтому исходить из
художественного произведения, если хотим прояснить отношения между эстетикой и
герменевтикой.
Во всяком случае, вовсе никакая не метафора, а имеет добротный и доказуемый
смысл то, что художественное произведение нам что-то говорит и что тем самым,
как говорящее, оно принадлежит совокупности всего то, что подлежит нашему
пониманию. А тем самым оно предмет герменевтики.
По своему первоначальному определению герменевтика есть искусство изъяснять и
<<< ΛΛΛ >>>
Гадамер Г. Эстетика и герменевтика 6 природе Как искусство передачи иноязычного высказывания доступным для понимания образом герменевтика Гадамер Г. Эстетика и герменевтика 6 сказать Пусть создатель произведения думает каждый раз о публике своего времени
|