Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

29

не свободны от целого ряда предрассудков и ложных представлений. Иногда представления эти разрастаются до карикатуры. Вероятно, следует приложить особые усилия, чтобы выкорчевать эти суеверия. Иначе может случиться, что богословы однажды объявят о своей готовности к воссоединению, а церковный народ решительно заявит: «Нет, мы того не желаем!» И будет тогда новый раскол ничем не лучше прежнего.

Да, такие усилия необходимы. Было бы замечательно, если бы в России в обозримом будущем появились народные церковные высшие школы или подобные учреждения, которые не отгораживались бы от аналогичных учреждений Запада. Подлинное знание изгоняет предубеждения.

Каково ваше личное мнение о нынешнем положении Русской Православной Церкви и роли русского православия в современном обществе?

Я убежден, что православие должно сейчас сыграть в России самую важную, незаменимую роль. Ведь в стране возник огромный духовно-душевный вакуум, порожденный большевизмом. Соответственно, задача различных религиозных исповеданий в России, и особенно христианских церквей, и в первую голову .православия,— потому что православие является традиционным носителем духовности на Руси,— заключается в заполнении этого вакуума. Иссушенная земля жаждет влага, как об этом образно сказано у Псалмопевца (Пс 142, 6): «душа моя яко земля безводная тебе». И к подобной желательной деятельности относится не только богослужение, но также и педагогика и благотворительность. Важно, чтобы общественность точно знала: Православная Церковь это не только душеспасительный, но и реально-практический инструмент. Христианство европейского происхождения завершило бы в Индии свой путь немедленно после ухода англичан, если бы англиканская церковь до этого момента уже не завоевала себе позиций в педагогическом, благотворительном и социальном секторах общественной жизни. Лучшая проповедь, как известно,—.это не та, что на амвоне, а та, что на улице, у постели болящего или рядом с бесплатной столовой для бедных.

Говоря обо всем этом, вы имеете в виду какие-то новые идеи относительно роли Православной Церкви в стране?

С богословской точки зрения, Православная Церковь всегда остается верна себе. До Октября 1917 г. Русская Церковь слишком тяготела к закрытому обществу; теперь же общество в стране открытое, и надо обращаться к нему. Думаю, в частности, что Церковь должна интенсивнее развивать диалог с учеными, особенно с представителями естественных специальностей, но также — и с историками, и с религиоведами. Церковь не может отмалчиваться и в таких вопросах совести, как искусственное прерывание беременности или эвтаназия.

Церковь могла бы в этих областях предложить нечто вроде нового «богословия сопротивления»...

30

Думаю, что Церковь должна больше заниматься миссионерской деятельностью. Я имею в виду миссионерство не столько среди язычников, сколько «внутреннюю миссию», т. е. повторную христианизацию собственного народа. Скажем, нынешний папа постоянно и настойчиво призывает к новой евангелизации Европы. И он прав. Правда, некоторые протестанты и православные опасаются, не кроется ли за этим стремление к рекатолизации. Но я уверен, что совсем не это имеется в виду. Папа призывает все церкви, а не только одну Католическую, приступить к новой проповеди Евангелия на своих территориях. Если при этом католики, возможно, проявляют избыток активности, то православных допустимо упрекнуть в пассивности. Сектанты на каждом углу агитируют за свои общины, почему бы и православным людям не выйти на улицы с пропагандой своей Церкви? При этом не грех пользоваться средствами массовой информации, столь эффективными в современном мире. Нужна целенаправленная работа среди молодежи и подростков, для которых следует организовать различные группы и объединения сверстников. Позволю себе тут некоторое обобщение. Часто говорят, что сила Католической Церкви сокрыта в ее организационном единстве, а сила православия — в его духовности. Думаю, в нынешние времена нам нужно и то, и другое. Католичество должно многому научиться у Православной Церкви в области духовности. Знаменитый католик-экуменист, основатель монастыря Св. Креста в Шеветоне (Бельгия) иеромонах Ламберт Бодуэн дал жизнь крылатому выражению: L'eglise occidentale a I'ecole de 1'orient («Церковь Запада в школе Востока»). Но, по-моему, эту фразу можно и обернуть: Церковь Востока в школе Запада, т. е. в обучении у западных технических средств и организации. Собственно, и в соперничестве с западными вероисповеданиями Православная Церковь лучше бы утвердила себя, если бы она заимствовала, скажем, некоторые модели западной церковной организации. Подобное «перевооружение», кстати, уже наблюдалось в русской церковной истории. Когда униаты Галиции в XVII в.ввели у себя, заимствовав его у поляков, польское многоголосное («партесное») пение и своей прельстительной музыкой искушали многих верных Православной Церкви, как бы побуждая их к переходу в униатство, Русская Церковь не только ввела у себя за богослужением это самое многоголосие, но и развила его до такой степени, что намного превзошла музыку униатов!

Вы невольно вернули меня к решениям II Ватиканского собора, в которых особенно подчеркнут этот литургический пункт. Сейчас католики широко вводят местные языки в богослужение. Вот и задаешься вопросом, не стоит ли и нам попробовать нечто подобное с русским языком. И как обстоят у вас дела со всенародным пением за богослужением?

Вы коснулиЪь очень важных вопросов. Общенародное пение следует всеми силами развивать, чтобы народ сознательно участвовал в литургии. Еще важнее вопрос о языке богослужения. К

31

сожалению, здесь много напортили обновленцы, так что сама проблема находится как бы под подозрением. Стоит кому-то высказаться в пользу русского языка, как благочестивые прихожане сейчас же заподозрят скрытого обновления Я, правда, не сторонник того, чтобы ввести русский язык во все без исключения части литургии; церковнославянский язык так красив и выразителен, что его потерю можно уподобить только утрате у нас столь же великолепного латинского языка. Но что касается текстов для чтения вслух,— говорю о паремиях, Апостоле и Евангелии,— то введение здесь русского языка можно только приветствовать. Что же касается песнопений, то Русская Церковь и прежде время от времени предпринимала легкое обновление-модернизацию стихир, тропарей и т. д., не утрачивая, естественно, их церковнославянского языка. Нечто подобное желательно и в наши дни.

В заключение еще раз: обеим нашим Церквям есть чему поучиться друг у друга. Нам есть в чем и покаяться друг перед другом, и в чем даровать друг другу прощение. Ибо обе наши Церкви существуют и действуют в мире, который все больше утрачивает свой христианский облик. Мы плывем в одной лодке, мы совершенно одни в этом океане — ныне не столько теоретического, сколько практического — безбожия. Мы, обе Церкви, подвергаемся огромной опасности. Вот почему нам особенно важно соединить усилия и сообща «право править» церковный корабль Христов, ибо там, на другом берегу (Им 21,4), стоит Господь и ждет нас.

 

 <<<     ΛΛΛ   

В риме действительно
Профессор иерей принц макс фон саксен еще перед первой мировой войной выразился так целью
Бы в россии в обозримом будущем появились народные церковные высшие школы

сайт копирайтеров Евгений