Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Позвольте спросить вас о различиях между двумя католическими орденами. Когда заходит речь о «восточном обряде» в Католической Церкви, то прежде всего приходят в голову базилиане (василиане), а не бенедиктинцы. Ведь известно, что именно василиане служат «по-восточному». Не так ли?

Мне кажется, что папа не обратился в 1924 г. к василианам по той причине, что они являются униатами. А униатство представляет собой, как все знают, настоящий камень преткновения между Православной и Католической церквами. Не забудем и о том, что для василиан были характерны латинизированные теология и духовность, а главное, литургия, близкая к латинской: они представляли собой, так сказать, закрытую поведенческую модель, и для них новые концепции не подходили.

Но к числу активных на Востоке орденов относятся также иезуиты. Почему же в таком случае папа не обратился и к ним?

14

Как известно, этот орден обязан своим происхождением духу контрреформации, и на нем лежит отпечаток эпохи XVI века. Первоначальная цель иезуитов заключалась в том, чтобы вернуть в лоно католицизма те страны и территории, в которых возобладали протестанты. Что же касается их богословия, то Общество Иисуса черпает из схоластики Возрождения и Барокко, а также из испанской мистики. И то и другое довольно далеко отстоит от духа Восточно-православной церкви. Между тем окружение Пия XI тяготело к католической неопатристике, к тому движению, которое на Западе называлось «литургическим», и даже надеялось, что сближение с восточным Православием приглушит схоластические тенденции в Западной Церкви.

Итак, большинство бенедиктинских монастырей не вняло призыву папы. Но все же в Европе две бенедиктинских общины проявили готовность. Почему одной из них оказался именно монастырь в Нидералтайхе?

Сначала в баварских монастырях, в том числе и в нашем, обращение папы не было услышано. Лишь через десять лет, в 1934 г., новый настоятель Нидералтайха Эммануэль Хойфельдер воодушевился идеями папы. Однако война перечеркнула все его планы. Молодые монахи, загоревшиеся его замыслами, погибли на фронте, так что приор Эммануэль оказался совсем один. И тем не менее самая первая восточно-экуменическая, связанная с его именем фаза была весьма существенна для Католической Церкви: поскольку наше поле зрения, которое раньше было сконцентрировано лишь на реформации и контрреформации, теперь впервые расширилось за счет внимания к православию на Востоке. Ситуация в Нидералтайхе скоро изменилась: в число братии вошли двое русских — Василий Пляшкевич и Владимир фон Бурманн. Первый прибыл из Смоленска и вскоре был пострижен с именем Иоанна-Хризостома (Златоуста). Второй же, российский немец, уроженец Петербурга, в постриге принял имя Василия. Оба они в новом духе приступили к экуменической работе.

Вы довольно часто употребляете слово «экуменический». Но разве Католическая Церковь не настроена в некотором роде антиэкуменически?

Действительно слово это — в его новом значении «всехристианский» — происходит из протестантских кругов. Католическая Церковь, равно как и большинство православных поместных церквей, первоначально скептически отнеслась к экуменическому движению. Правда, Константинопольский патриархат был у его истоков, но Русская Церковь, например, присоединилась к нему лишь в 1961 г., а Рим стал восприимчив по отношению к экуменической идее еще позже — в 1964 г., когда проходил II Ватиканский собор. Перелом был здесь достигнут благодаря усилиям папы Иоанна XXIII.

15

Целью является именно воссоединение, возвращение к состоянию до 1054 года, до Великой схизмы. Туг я бы в первую очередь сослался на документы II Ватиканского собора и на публикации смешанной Католико-Православной комиссии. Комиссия эта была образована папой Павлом VI и патриархом Константинопольским Афинагором I, и в ней представлены все поместные православные церкви. Один из самых ранних сторонников экуменической идеи среди католиков, профессор-иерей принц Макс фон Саксен еще перед первой мировой войной выразился так: «Целью воссоединения с Православной церковью Востока должно быть соединение, но не подчинение». К сожалению, мы, христиане, поставили между собой перегородки, и нам же самим следует вновь устранить это «преграждение вражды». Мы, вероятно, навсегда останемся «западными» и «восточными», но вражды между нами не должно быть ни в коем случае.

И сколь высоки эти перегородки?

По знаменитому выражению русского православного епископа Платона (XIX в.), перегородки эти не достигают неба.

Вернемся, однако, к нашей прежней теме, связанной с монастырем в Нидералтайхе. К какому времени восходят контакты монастыря со славянами?

Эти контакты очень древние, в чем приор (позднее настоятель) Эммануэль усматривал Божественное предзнаменование. Так, среди трех преданий относительно содержания св. Мефодия в узах, одно сопрягает его имя с Нидералтайхом. Кроме того вплоть до XVII в. у Нидералтайха всегда была связь как с мадьярским, так и со славянским миром.

Вы сказали, что, возможно, после суда над ним св. Мефодий содержался в узах именно в Нидералтайхе. Мы знаем, что судебный процесс первосвятителя проходил в Регенсбурге. В городе и до сих пор хранится память об этом событии. Здесь установлена доска с надписью: «В память о пребывании Мефодия в Регенсбурге». На мой взгляд, словечко «пребывание» в известном историческом контексте — «пребывание» имплицирует добровольность — представляется странным. Вы не находите? Ведь св. Мефодия судили неправедно, он был вопреки воле папы приговорен к тюремному заключению и соответственно препровожден в монастырь. Помнится, недавно умерший епископ Регенсбургский Рудольф Грабер публично принес свои извинения за состоявшийся в его кафедральном городе судебный процесс над Мефодием...

Мы вовсе не гордимся тем, что входим в число возможных мест подобного «пребывания» св. Мефодия и, если исторические документы это подтвердят, будем ощущать на себе бремя греха. Так что настоятеля Эммануэля захватила только лишь предположительная мысль: что св. Мефодий мог побывать здесь!

Итак, два русских насельника приступили у вас к экуменической работе. Они стали, если можно так выразиться, застрельщиками,

16

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Делать с этим русским
По католическому церковному праву это означает симфонии государство
Ириней. Корабль Христов 4 западных

сайт копирайтеров Евгений