Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вне сомнения, наиболее всеобъемлющим и до сих пор самым влиятельным определением понятия здоровья, является определение, предложенное экспертами Всемирной Организации Здравоохранения. Оно было сформулировано в Преамбуле Устава этой организации в конце 40-х годов: “Здоровье —  это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.”

Данное определение зиждется на твердой уверенности тех, кто, стоял у истоков ВОЗ, что безопасность и мир на всей земле прежде всего зависят от улучшения состояния физического, душевного (или психического) и социального здоровья людей. В нем четко отражена мысль о том, что здоровье подразумевает не просто избежание болезни, но и оптимальное состояние трех составляющих его компонентов: физического, умственного и социального. Определение, однако, не содержит упоминания о духовном компоненте здоровья. Возможно те, кто составлял устав ВОЗ, считали, что любое упоминание или выделение духовного здоровья в отдельную категорию может вызвать возражения некоторых государств.

Под физическим здоровьем обычно понимают отсутствие болезни или нетрудоспособности, а также наличие у человека достаточного количества энергии и жизненных сил, чтобы выполнять свои повседневные задачи, не испытывая при этом чрезмерного утомления.Социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее подвержены болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми.

Душевное или психическое здоровье (относится к разуму, интеллекту, эмоциям — прим. ред.) следует понимать как отсутствие любого рода психических расстройств, а также способность человека  решать насущные жизненные задачи и осуществлять социальные контакты, не испытывая при этом проблем умственного, эмоционального или поведенческого порядка. Далее в нашей книге мы подробно рассмотрим неоспоримые доказательства того, почему психическое благополучие человека оказывает существенное влияние на его общее физическое состояние (См. главы 10 и 11).

Несмотря на наличие этих доказательств, многие врачи до сих пор не считают убедительным тот факт, что мозг может оказывать значительное воздействие на организм. Так, например, в апреле 1990 года, д-р Редфорд Уильямс в своей статье, опубликованной в  “Журнале американской медицинской ассоциации” отмечает: “... до сих пор среди специалистов существует скептическое отношение относительно того, насколько умственное состояние человека, а, следовательно, и мозг, играют важную роль при физических недугах; некоторые авторитетные эксперты относят данное утверждение скорее к области ‘фольклора’”. Д-р Уильямс, развивая свою мысль, объясняет, что данные многих исследований о взаимосвязи мозга и тела отличаются противоречивостью и непоследовательностью, поэтому многие исследователи без энтузиазма смотрят на перспективу их дальнейшего проведения.

 

    Какова роль духовного здоровья?

 

Существует еще более стойкое предубеждение, когда речь заходит о взаимосвязи духовных вопросов с физическим здоровьем. Фактически, можно  по пальцам пересчитать научные статьи по данной тематике.

Такое положение дел можно объяснить несколькими причинами. Прежде всего важно отметить тот факт, что очень трудно подыскать приемлемые критерии измерения факторов духовного влияния. Наука тяготеет к тому, чтобы  факторы, относящиеся к рассматриваемой проблеме, были подсчитаны и приведены в соответствие с объективными условиями, но это не так просто осуществить, когда имеешь дело с духовными составляющими. Никто не смог пока однозначно установить, какие именно факторы духовной жизни следует учитывать, или каким образом их можно определить и точно измерить.

Во-вторых, духовные вопросы имеют сугубо личностную подоплеку. Некоторые исследователи в области здоровья с большой неохотой прибегают к обсуждению духовных аспектов со своими испытуемыми, так как опасаются, что это вызывет определенное отчуждение с их стороны и либо создаст ненужные препятствия.

Другая причина отсутствия научных данных в области духовного здоровья связана с преобладанием в современной западной культуре материалистических ценностей и явным пренебрежением духовностью.  Многие ученые попросту не берут в расчет духовные факторы, либо не уверены в их реальной значимости.

Принимая во внимание вышесказанное, можно не удивляться тому факту, что в современной научной литературе имеются лишь отрывочные упоминания и ссылки на духовные вопросы.

В качестве примера такого рода проблем, существующих в области измерения параметров духовного здоровья, рассмотрим результаты исследования, проведенного группой ученых из Иерусалима. Д-р Ехиль Фридландер из Клиники при Хадасском Медицинском Университете опубликовал несколько исследовательских работ, посвященных изучению взаимосвязи между соблюдением религиозных ритуалов и статистикой сердечно-сосудистых заболеваний жителей Иерусалима еврейской национальности.

Он пришел к выводу, что те субъекты исследования, которые вели более светский образ жизни, имели больший риск сердечно-сосудистых заболеваний по сравнению с лицами ортодоксальной ориентации. Иными словами, чем значительнее была степень вовлеченности в религиозную жизнь среди еврейских жителей Иерусалима, тем меньше они страдали от сердечно-сосудистых болезней. Другие исследования также отмечают защитную роль “религиозности” в вопросах заболеваний сердца.

Нетрудно предположить, однако, что некоторые христиане не считают обрядовую сторону религиозности достоверным показателем духовного здоровья. Для них наиболее важным представляется теснае духовная связь с Богом, любовь к ближнему, и способность творить добро. Лучшим примером для них служит история фарисеев из Нового Завета. Люди, “религиозность” которых проявляется чисто внешне, могут стремиться вести более здоровый образ жизни, и поэтому какое-либо преимущество их в здоровье следует относить к стремлению достигать превосходства именно в этом отношении, но не связывать с духовным здоровьем.

В идеале, при проведении исследования, первым делом, следует набрать большую группу испытуемых, состоящую из убежденных атеистов, и произвольно разделить ее на две части. В контрольной подгруппе необходимо сохранить атеистический статус-кво. В экпериментальной группе следует предоставить испытуемым возможность ознакомиться с христианским учением. После длительного периода времени (по крайней мере 20 лет) необходимо провести сравнительный анализ двух групп, используя широкий спектр медицинских параметров, включая статистику по продолжительности жизни, чтобы удостовериться в наличии каких бы то ни было преимуществ у представителей “духовной” группы.

 Можно себе представить, с какими трудностями придется столкнуться ученым при проведении такого исследования (например, при решении таких вопросов, как определение наиболее приемлемых условий жизни для экспериментальной группы и выбор параметров измерения и оценки). И сколько атеистов, по вашему мнению, добровольно согласится на подобный экперимент? Абсолютно очевидно, что такое исследование практически не осуществимо.

Тем не менее, некоторые публикации по данной тематике содержат ряд интересных открытий. Одна из лучших на сегодняшний день работ – “Религиозные, социальные отношения и здоровье”принадлежит д-ру Мелвину Полнеру из Калифорнийского Университета. В ней автор приводит результаты опросов, проводившихся в США в 1983-1984 гг в рамках программы “Общего Социального Анкетирования”. Вопросы, предложенные респондентам, в частности, касались отношения к религии в целом, а также конкретных религиозных взглядов и представлений о Боге (Journal of Health and Social Behavior, 30 [1989]: 92-104)1.

Д-р Полнер, опираясь на собранные им данные, свидетельствует, что люди, имеющие обширные социальные связи и отношения, демонстрируют более высокий уровень здоровья и благосостояния, по сравнению с социально пассивными гражданами. Он также утверждает, что наряду с “реальным” социальным кругом общения у человека существуют определенные взаимосвязи с “воображаемыми индивидами.” К их числу относятся люди, с которыми человек никогда не встречался или не может встретиться, а также воображаемые персонажи, почерпнутые из средств массовой информации, истории или религиозного мира (например, известные киноактеры, президенты из прошлого, герои Ветхого Завета, и т. д.).

 

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Под физическим здоровьем обычно понимают отсутствие болезни
Эмоционального состояния христа заболеваний здоровья
Послание к колоссянам 129
Растущая популярность курения среди женщин все это усилило позиции табачной индустрии
Содержание холестерина в крови свыше 240 мгдл почти удваивает риск

сайт копирайтеров Евгений