Пиши и продавай! |
80% американцев, по крайней мере, ощущают “некоторую близость” с Богом большую часть времени; 47% сообщают, что испытали на себе влияние духовной силы, которая как будто бы поднимала их жизнь на новую высоту. Основываясь на этих собщениях, д-р Полнер полагает, что многие американцы не только являются участниками социальных, но и “божественных” отношений, причем последние могут быть такими же значимыми для их психического здоровья, как и реальные социальные контакты с другими людьми. В ходе общего опроса реципиентам были заданы следующие вопросы: “Как часто вы ощущаете свою близость с Богом?”, “Как часто вы молитесь?”, “Как часто вы ощущали влияние мощной духовной силы, которая переполняла бы вас?” Кроме того, опрашиваемым предлагали вопросы о регулярности посещений церкви, уровне образования, среднем заработке, имеющие отношение к общему психическому состоянию. После тщательной обработки статистических данных, доктор Полнер пришел к заключению, что: “участие в религиозных отношениях оказывает самое значительное влияние на здоровье человека, превосходя по значимости такие, обычно предсказуемые факторы, как расовая принадлежность, пол, средний доход, возраст, семейное положение и частота посещения церкви... Какими бы не были формы этих отношений, их воздействие на человека очевидно и такое же сильное, как в случае с другими факторами, влияющими на здоровье и благополучие.” Другими словами, связь человека с Богом прямо влияет на его психическое здоровье. Хочется надеяться, что это интригующее исследование возбудит интерес многих ученых и исследователей, которые смогут развить данный вопрос и придать ему новый импульс. Остается еще множество неразрешенных проблем. В чем заключается сущность духовного здоровья
Важными вопросами для ученых, желающих дальше развивать исследования, подобные тем, что проводились д-ром Полнером, являются следующие: 1) Что такое духовное здоровье? 2) Как можно его измерить? 3) Можно ли зарегистрировать наличие явных улучшений общего (а не только психологического) состояния здоровья у духовно здоровых людей при сравнении с теми, кто им не обладает? Другими словами, может ли вообще духовно нездоровый человек иметь хорошее физическое здоровье? 4) Существуют ли какие-либо социальные преимущества у людей с принадлежностью к христианскому вероисповеданию, при сравнении с другими конфессиями, например, иудаизмом или мусульманством? Недавно американский журнал American Journal of Health Promotion сделав смелое отступление от общепринятых взглядов в области медицины, определил здоровье, как “баланс физического, эмоционального, социального, духовного и интеллектуального здоровья” (3, № 3 [1989]: 5)2. В данном издании было опубликовано несколько статей, посвященных вопросам духовного здоровья, в которых предлагалось следующее определение этого понятия: “Оптимальное духовное здоровье можно определить, как способность человека в полной мере развить духовную часть своего естества. К нему относятся: наша способность определять, формулировать и строить собственную жизнь в соответствии с наиболее целесообразным для нас жизненным смыслом и целью; научиться давать и получать любовь, радость и мир; стремиться к творческой и наполненной содержанием жизни; способствовать улучшению духовного здоровья окружающих” (там же, 1, № 2 [1987]: 12-17)3. Редакция журнала занимает однозначную позицию по вопросу существования у человека духовного измерения, считая, что профессионалы в области медицины не должны игнорировать данный аспект при ежедневных контактах с пациентами, избегая при этом “религиозного прозелитизма*, одностороннего теизма и догматизма...” “Возможно, мы значительно ограничиваем наши теории человеческих возможностей, исключая из общей картины духовный аспект” (5, № 4 [1994]: 273-281)4. В журнале приводится также перечень различных навыков в области духовной сферы человека, а именно: самопознание, самосознание, поиск знания, поведенческие установки, навыки общения и коммуникации, планирование и постановка цели, а также контролирование образа жизни. Врачам и специалистам рекомендуется проводить оценку духовного состояния пациентов на основе заранее подготовленных для данной цели анкет. Затем следует применить так называемые “вмешательства в духовное здоровье”. Для продолжения дискуссии можно также задать вопросы типа: “Как можно охарактеризовать понятие “успешная жизнь”?”; “До какой степени следует стремиться к осуществлению жизненых планов?”;“Что придает жизни смысл и значение?”;“Что определяет качество нашей жизни?”
*прозелитизм — стремление обратить других в свою веру (прим. ред.)
Назывался преимущества отказа от курения для здоровья человека |
|
|
|