Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

«Регенство» (примерно 3 года).Деятельная жизнь, начало преподавания.

Богословие: 4 года. Рукоположение (после3го года).

«3е испытание»: несколько месяцев.Торжественные обеты. Назначение на должность.Средняя продолжительность подготовки: 1415 лет.

* * *

В Париже Игнатий делил свою жалкуюкомнату в Латинском квартале с двумя другимистудентами, Пьером Фавр и доном Франциском деХассу. Говорят, труднее всего было обратить этогопоследнего, но когда он был, наконец, покорен и«заведен», остановить его уже было невозможно;точно огненный луч он достиг Японии, и молодойчеловек, который не хотел принимать монашество,вошел в историю под именем святогоФранцискаКсаверия. Само собой разумеется, третийобитатель трущобы разделил общую святость, такчто антиклерикальные историки могли бы добавитьк списку обвинений Обществу Иисуса ту вину, чтооно претендует на трех святых основателей вместоодного — несомненное доказательство егохитрого, двуличного карьеризма.

В 1540 году устав Игнатия утвержден Папой,но три товарища едва успели завербоватьнескольких новобранцев, как о них заговорила всяЕвропа. В Испании Мелитор Кано накапливает громыи молнии, а во Франции Парижский университетготовит свои ловушки. С самого начала карьераОбщества обещает быть бурной, но иезуиты ничегоне имеют против волнений; бури лишь способствуютих порыву. В 1556 году, ко времени кончины св.Игнатия, их 1 000, в 1 574 — 4 000, в 1616 — 13 000 (37«провинций», 400 «домов»). Теперь, послепреследований, упразднений и изгнаний, их 3 000 воФранции, 30 000 во всем мире. Согласно духу их орденаих можно было видеть в любых местах, на любыхдолжностях. В своем замечательном труде«Общество Иисуса» о. Донкер приоткрывает списокспециальностей, существовавших в его ордене, иникогда еще столь пестрое шествие не выходило изстоль строгого заведения. Иезуитыпреподавателинасчитывают среди своих учеников кардиналаФлери, Берюля, М.Олье, Бальзака, Декарта, Корнеля,Монтескье, Мольера, Руссо, Кольбера, Кондэ, Фоша,Лиотэ. Иезуитымиссионеры преодолевают океаны,пересекают Индию, переходят Гималаи, углубляютсяв Китай, бороздят Японию, оставляя за собой тут —иезуитабрамина в желтой одежде, который большебрамин, чем остальные брамины; здесь —иезуитайога, превосходящего йогов васкетических дисциплинах; в другом месте —иезуитазаведующего протокольным отделом ислужащего примером японского этикета дляприближенных императора; еще далее —иезуитазаклинателя змей; и, смотря по месту,обстоятельствам и потребности — географов,часовщиков, физиков, астрономов, врачей,архитекторов. Иезуит открывает Миссисипи ипроплывает вверх по Мисури до Великих Озер,иезуит же изобретает волшебный фонарь иакустическую трубку, иезуит привозит нам сФилипинских островов хину и ваниль, иезуитобучает нас изготовлению фарфора и употреблениюзонта. И не ищите, кто дольше всех занимал постпредседателя «Императорской математическойкомиссии» в Китае: конечно иезуит.

Они были, есть и будут всем, чем заставитих быть их миссия. Но их же — больше, чем коголибо— обезглавливают, скальпируют, сжигают,распинают, истребляют оптом и пытают в розницу.Орден предстает перед шутливо настроеннымтрибуналом историков во главе славной колоннымучеников. У одного — две зажженные головни вглазах, у другого — перерезанное горло, утретьего, старанием ирокезцев, отрезаны кистирук, выжжен язык, вырвано сердце: вам же говорят,честолюбие этих людей не знает границ. Их околотысячи — обескураживающих полемику свидетелей,и список казненных остается широко открытым, ибоиезуиты, занимающиеся всеми профессиями иносящие всевозможные костюмы, охотно облекаютсяи в кровавую тунику мученика.

* * *

Точный рецепт иезуита надо искать в«Духовных упражнениях» св. Игнатия Лойолы, восновоположной книге Общества, чудесноммистическом сочинении холодной закалки,увлекающим душу в круг методической, тщательноймедитации, где предусмотрено все, включая способсогласовать молитву и дыхание. Это духовностьсухая, геометрическая и даже бухгалтерская:ученику предлагается тщательно отмечать своипогрешности в специальной записной книжке, где вполдень он поставит столько палочек, сколько разза утро поддастся свойственным ему недостаткам,также и вечером, после второй проверки совести.Так, каждый день недели, и, естественно, рядыпалочек будут укорачиваться от понедельника довоскресенья, «ибо, — говорит св. Игнатий, соспокойной уверенностью своей железной воли, —справедливо, чтобы число прегрешенийуменьшалось изо дня в день». Для св. Игнатия,кратчайший путь к совершенству — прямая линия, аразумение добра предполагает не только волю, но исредства к его исполнению. Цель определена раз инавсегда в десяти строках: в «основномположении» Упражнений:

«Человек создан, чтобы хвалить, почитатьБога, нашего Господа, и служить Ему, и,посредством этого, спасти свою душу. Все жепрочее, что есть на земле, сотворено радичеловека и чтобы помочь ему в стремлении к цели,которую Бог ему назначил при его сотворении.Откуда следует, что он должен этим пользоватьсяпостольку, поскольку это ведет его к цели, ипостольку от этого высвобождаться, поскольку этоотвлекает его от цели. Для этого необходимо статьравнодушным ко всему сотворенному во всем, чтопредоставлено выбору нашей свободной воли и незапрещено ему; так, чтобы с нашей стороны мы небольше желали здоровья, чем болезни, богатства,чем бедности, почета, чем бесчестия, долгой жизни,чем короткой — и так во всем, желая и выбираяединственно то, что нас вернейшим образом ведет кцели, для которой мы созданы».

* * *

Процесс, мне кажется, закончен. Этапрограмма систематического отказа от обладанияразрешает вопрос. Невозможно выполнятьУпражнения св. Игнатия в течение четырнадцатилет — пока длится подготовка иезуита — не имея всердце влечения более сильного, чем любаячеловеческая страсть. Не может подобноеотречение строиться на тех жалких побуждениях,какие ему приписывают: те цели, в достижениикоторых в этом мире мы отчаиваемся, остаются ужепозади в тот момент, когда воля, увлеченнаяпревосходящим все блага благом, отправляется впрямолинейный полет с силой и скоростью стрелы.Мишлэ шутит. Иезуитская мистика создает людейисключительной закалки. Мир может их ненавидеть,но победить их он может, лишь поскольку онисоглашаются сойти на его уровень; можно их гнать,они давно гонят сами свою собственную личность;можно, конечно, их соблазнять, — но чем?

ГЛАВА XV.
ЧУДО ФРАНЦИСКА АЗИЗСКОГО

Если созерцательный монах насраздражает, потому что созерцает, иезуит ненравится, потому что действует, то есть, посчастью, в истории монашеских орденов чистейшаяличность, которая имеет дар вызыватьединогласное преклонение верующих и неверующих,своего рода анархист, которого чтут людиблагонамеренные, святой, который милантиклерикалам, величайший «тайнник» безвидимой тайны, которому рукоплещут все, —проповедует ли он как доминиканец, поет ли какбенедиктинец, молится ли как траппист, созерцаетли как картезианец, кидается ли в огонь какиезуит; перед ним враждебность опускает руки,недоверие улетучивается, возражения тают, каклед на солнце; самые неистовофантастическиедействия не устрашают осторожных людей,импровизация кажется разумной благоразумным ипокаянные подвиги кажутся естественнымиатеистам. Он обращается с речью к птицам, тогдакак его спутники проповедуют Евангелие рыбам; онпитается поданиями в двух шагах от отцовскогобогатства, просит гостеприимства в надежде, чтодверь захлопнут у него под носом и оттолкнут егообратно в снег: это он называет «совершеннойрадостью» — и все с ним соглашаются! Биографыкрасноречиво докажут вам, что он примирилЧеловека и Природу, но он совершил более трудныйподвиг, примирив бродягу с жандармериейпуританина с поэзией, буржуа с нищенством,бедного с бедностью; и он достиг вершины своегодарования не в том, что увидел свою Сестру в лицепрозрачной воды, а в том, что порой заставляетжильца третьего этажа обнаружить брата вбесцветной личности соседа по лестничнойплощадке.

Таковы некоторые из чудес, побуждающиенам закончить наше паломничество у святогоФранциска Ассизского.

* * *

Его жизнь — это жизнь по Евангелию, «побукве и без перетолкований». Это его выражение ионо резюмирует его учение, его дело, егоприключения и его личность. Его часто сравнивалис его Божественным Учителем, но больше всего онпохож на самое Евангелие.

С того дня, в 1209 году, когда он покинулблагоустроенный родительский дом ради того,чтобы применять на практике свою формулу, ондействует так, как другие только учат, егопоступки становятся притчами, и он начинаетявлять своим изумленным соотечественникампоразительное зрелище Благой Вести на свободе.Он отправляется босой, одетый в мешковину,проповедовать на площадях; но какова бы ни былачудесная свежесть его лирического дарования, неречи его собрали вокруг него 5 000 учеников менеечем за 10 лет, а редчайшее и приятное для слухазвучание существа, полностью соответствующегосвоему Образцу и которое вибрирует, издаваяполный и гармонический звук Истины. Как всемистики

— эти «поэты», эти «мечтатели»! — онобнаружил Красоту, с которой ничто не можетсравниться: Существо бесконечно более реальное иконкретное, чем то, что мы, кандидаты напревращение в прах, называем «конкретнымиреальностями». И он любит. «Он так безумно любит,

— пишет Станислав Фюмэ, — что уже незнает, сохранилась ли в нем его собственнаяприрода. Во всяком случае, он не желает обладатьею. Если она у него и есть, то по праву нищего,потому что он ее выпросил. И потому, что он можетвымаливать природу — он с ума сошел! — онвымаливает всю природу. Он выпрашиваетпропитание всему сущему у Отца нашего... И Бог, взавершение святости «Поверелло», впишет на плотиФранциска знаки нашего искупления». ФранцискАссизский умирает в 1226 году, два года послеполучения им стигматов — последняя главапрожитой им Книги, страдание и радость,соединенные, перемешанные, почти неразличимые, —как и в Священном Писании, трогательной иочаровательной средневековой версией которогоон и был.

* * *

С его сорока пятью тысячами монахов идвумя миллионами «терциариев» (простых верующих,связанных с орденом уставом жизни, не содержащимникаких обетов, и насчитывающих в своих рядахЛюдовика Святого, св. Елизавету Венгерскую,Христофора Колумба, Рафаэля, Микельанджело,Вольта, Гальвани, Озанама...) Францисканский орден— самый значительный по численности вКатолической Церкви. Несомненно, теперь ондовольнотаки отличается от небольших общин,основанных его святым покровителем и выращенныхна открытом воздухе. Франциск, не бывшийсвященником, думал, что его сподвижникам всегдахватит знаний для осуществления знаменитойформулы «по букве и без перетолкований»; Церковьже даровала им священство и все они — богословы.Он хотел, чтобы они были предельно бедны, необладая ни личным, ни общественным имуществом, ибыли «свободны как птицы небесные», — птичекпостроили в ряды и отправили в монастыри. Егожизнь была беспрерывной и необычайнойимпровизацией, — их жизнь строго упорядоченамудростью Рима. Их, обреченных непогрешимойнепосредственностью их учителя проявлятьпостоянную изобретательность в «милосерднойлюбви», осмотрительность Церкви приглашаетвозделывать «Фиоретти» холмов Умбрии засуровыми монастырскими стенами.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Хоронить мертвых больных испытании
Фроссар Андре. Соль земли 4 церковь
В ладах со священным мистики светильник
Охватывающей монастырскиестроения
Фроссар Андре. Соль земли 6 исправления

сайт копирайтеров Евгений