Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Но — для того, чтобы открыть ей глаза —последовали и другие осуждения, например, мнениед'Аламбера в статье Энциклопедии, котораяначинается панегириком («ни одно религиозноеобщество не может похвалиться столь большимчислом знаменитостей в области науки иискусства») и заканчивается обвинительной речью:«Нет такого злодеяния, какого не совершила бы этапорода людей. Добавлю, что нет такой ложнойдоктрины, какой она не учила бы». К запаху серы,обнаруженному парижским парламентом,примешивается душок уголовщины. Мишлэ, в лекцияхво Французской Академии Наук, довершил портретобвиняемого:

«Техника иезуитов была активной и мощной.Но она не произвела ничего живого. Ни одногочеловека за триста лет! В чем природа иезуита? Еенет. Он пригоден на все: машина. Нет — вы не пришлииз прошлого! Нет — вы не относитесь и кнастоящему. Существуете ли вы? Нет. У вас тольковидимость существования. Если ктото будетнастаивать, если комуто надо, чтобы вы были чемто,я соглашусь, что вы — старое военное орудие,брандер эпохи Филиппа II!»

Нить утверждений несколько запутана, ноприговор ясен: эти «знаменитости в науках иискусствах» (д'Аламбер), запятнанныепреступлениями (научными и дажехудожественными), совратители юношества(парижский парламент), не люди (Мишлэ), но самоебольшее — обломки непобедимой Армады, непринадлежащие ни к прошлому, ни к настоящему. Дабудут они извергнуты из рода человеческого!

По счастью имеются и смягчающиеобстоятельства, что подтверждается следующимпрекрасным свидетельством:

«Что видел я у иезуитов в течение семилет, проведенных в их заведении? Жизнь самуютрудолюбивую, самую воздержанную, в любое времяпоглощенную то заботами о нас, то исполнениемобязанностей своей суровой профессии. Призываю всвидетели этому тысячи подобных мневоспитанников. Опровергнуть меня не сможет ниодин».

Это удостоверение в добронравии весьмаусложняет дело и стоящей под ним подписидостаточно, чтобы кассировать процесс:ФрансуаМари Аруэ, по своему псевдониму —Вольтер.

* * *

Для большинства смертных, которыхиезуитское воспитание не совратило, какнесчастную молодежь 1610 года, и не преисполнилоблагодарности как Вольтера, иезуит и егоОбщество представляет тройную тайну честолюбия,могущества и смирения, выведенную раз и навсегдаАлександром Дюма («Виконт де Бражелон») в образедворянина Арамиса, монастырского мушкетера,альковного аббата и генерала Общества Иисуса.Гениальный интриган, облеченный непомерныммогуществом, этот генерал иезуитов, как егоописывает Александр Дюма, склонен к заговорам ипереодеваниям, главным образом в рубище нищего,которое при случае оттеняет великолепие егомощи. Не имея постоянного жилья, он обходит свет,связывая тайные нити своей политики, один толькоспособный разобраться в лабиринте собственныхмахинаций и обладая в качестве единственногознака своего достоинства перстнем, таинственнаяоправа которого производит молниеносныепотрясения. При первом блеске грозного кольца,пораженного члена Общества сразу бросает вдрожь, зрачки расширяются, волосы встают дыбом,постепенно всякая жизнь покидает егооледеневшие члены; он бледнеет, цепенеет, кактруп, и в конце концов делается похожим наиезуита Мишлэ; он не относится ни к прошлому, ни кнастоящему, это уже не человек, а всего лишьмонолитный кусок застывшего послушания.

* * *

С грустью я констатирую, что романисты несерьезнее историков. И ясность внесут, ужконечно, не мыслители:

18 «Провинциальных писем» блещут стилем,но не правдивостью, и преподают иезуитам такойурок иезуитства, какого Общество никогда непреподало никому. С полным основанием Жозеф деМестр назвал этот шедевр «18 лгунишек господинаПаскаля».

Как все начинания, которые как будтопревосходят в чемлибо человеческую меру.Общество Иисуса в равной мере внушает ненавистьи энтузиазм. Оно возбуждает воображение ивызывает недоумение. Никто не верит в их будто быпреступность, по существу которой хулители,впрочем, хранят молчание, но его подлинное лицо,деятельность, пути остаются загадочными. Людинедоумевают: обыкновенная ли это школамиссионеров, простая религиозная конгрегацияили тайная армия, орудие всемирного господства,неприметным образом выкованное папством, или этополитическая партия? Чего оно хочет? Поработитьумы, вновь захватить земную власть для Церкви? Вчем его движущая сила? В честолюбии, фанатизме? Икто его подлинный глава: Папа ли, с которым егосвязывает особый обет послушания, или генералордена, достаточно могущественный, чтобыпроводить в Церкви и вне ее свою собственнуюполитику? У Общества есть своя тайна; моралисты,не всегда считающие обязательным обосновыватьсвои высказывания, и романисты, у которых почтистолько же воображения, как у историков, до сихпор не заметили, что секрет Общества Иисусаполыхает на его знамени.

* * *

Это Общество, которое поройпредставляется какойто духовной полицией,своеобразно тем, что было основано (в 1539 году)человеком, который спасся от инквизиции.

Родившийся в 1491 году в испанскойпровинции Гипуское Дон Иниго Лопец Лойола в 15 летбыл пажем при кастильском дворе, а в 20 — наемнымсолдатом у короля Наварского. Можно предположитьу молодого воина все увлечения его возраста, всеприключения его сословия и все удовольствия,свойственные и первому и второму. Ему былотридцать лет при осаде Памплоны, когда ядро,выпущенное артиллерией Франциска I, перебило емуногу, вынудило к шестимесячному отдыху,благоприятному для размышлений, и, искалечивофицера, положило бурное начало святому.

Обращение Игнатия Лойолы начинается сэтого воинского эпизода. Превратившись вмиссионера, он стал немедленно проповедовать наплощадях. Тогда как для нас перемена места работы— целая история, святые изменяют жизнь снеобычайной легкостью. Инквизиция вмешивалась —и не раз, — упрекая импровизаторапроповедника втом, что он учит любви, не учившись богословию.(Кстати, можно подивиться подобнойснисходительности: испанская инквизиция никогдане отличалась склонностью даром расточатьпредупреждения). Но что значило для Игнатиялишний раз переменить жизнь? В 35 лет он сел закнижки и выучил грамматику. В 38 он взялся забогословие. Тем временем он покинул Испанию,гдеинквизитор определенно слишком часто давал осебе знать, ради Франции и ее неба, менеечреватого анафемами. Наконец, рукоположенный в 45лет, он задумывает, чтобы сдержатьраспространение протестантизма, организациювоенного типа, с крепкой иерархией, возможноболее далекую от демократического идеала; членыее, хотя и связанные обетами послушания,нестяжания и целомудрия, должны были бытьсвободны от монастырских правил, подготовлены клюбой деятельности и находиться в состояниипостоянной готовности, чтобы немедленноосуществить любое дело, какое Святейший Отецрешит им поручить. Такова практическая формулаиезуита.

ПОДГОТОВКА ИЕЗУИТА

«Probatio»: 2 года монашеской жизни. Общийэкзамен. Минимальный возраст: 19  лет.

«Juuenat»: 2 года. Общеобразовательныекурсы. Малые обеты.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Каждый день в молитве со слезамиисповедовать богу прошедшие прегрешения ивпредь от них исправляться
Хоронить мертвых больных испытании
Вы насчитаете минимумпять красных точек
В истории мысли
Конечно священник одеяние

сайт копирайтеров Евгений