Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

[4] Священник Феодосий Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I: Материалы к истории мистицизма в начале 19 в. Сообщил Л. К. Бродский. СПб., 1911. С. 498.

[4] Левицкий Ф. Н. Описание духовных подвигов и всех случаев жизни священника Левицкого // Русская старина. 1880. Т. 29. С. 157.

[4]Священник Феодосий Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I: Материалы к истории мистицизма в начале 19 в. Сообщил Л. К. Бродский. СПб., 1911. С. 545.

[4] Там же. С. 546.

[4] Там же. С. 553–555.

[4] Там же. С. 605.

[4] Левицкий Ф. Н. Описание духовных подвигов и всех случаев жизни священника Левицкого // Русская старина. 1880. Т. 29. С. 158–159.

[4] Письмо Ф. Н. Левицкого к А. Н. Голицыну // Священник Феодосий Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I: Материалы к истории мистицизма в начале 19 в. Сообщил Л. К. Бродский. СПб., 1911. С. 618.

[4] Левицкий Ф. Н. Описание духовных подвигов и всех случаев жизни священника Левицкого // Русская старина. 1880. Т. 29. С. 160.

[4] Священник Феодосий Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I: Материалы к истории мистицизма в начале 19 в. Сообщил Л. К. Бродский. СПб., 1911. С. XXIII.

[4] Левицкий Ф. Н. Описание духовных подвигов и всех случаев жизни священника Левицкого // Русская старина. 1880. Т. 29. С. 151.

[4] Там же. С. 652–653.

[4] Священник Феодосий Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I: Материалы к истории мистицизма в начале 19 в. Сообщил Л. К. Бродский. СПб., 1911. С. XXV.

Деятельность общественно-политического движения — русской православной оппозиции — до сих пор не получила адекватного освещения в исторической литературе. Хотя биографии участников оппозиции исследуются, общая картина их борьбы пока не совсем ясна. Существенно дополнить материалы по истории выступлений оппозиционеров в 1816–1825 гг. позволит обращение к биографии «утраченного» русского писателя-апологета Степана Ивановича Смирнова. Сведений о его жизни и деятельности практически не сохранилось, неизвестны даже даты рождения и смерти писателя. Зато остались его опубликованные и неопубликованные труды, которые являются прекрасным источником, освещающим деятельность русской православной оппозиции.

Биографии С. И. Смирнова посвящена статья А. Купалова в Русском биографическом словаре А. А. Половцева. Автор дает краткий обзор произведений С. И. Смирнова и указывает на его апологетическую деятельность[4]. В ряде случаев даже инициалы С. И. Смирнова оказываются перепутанными, что затрудняет исследование. В «Биографическом словаре Московского университета» С. И. Смирнова называют Семеном Васильевичем,[4] а в генеральном каталоге РНБ часть его произведений приписывается Степану Федоровичу.

Некоторое представление о возможной биографии С. И. Смирнова дает обзор карьеры его коллеги и родственника профессора А. Ф. Мерзля-кова (1778–1830). В 1797 г. он поступил в Московский университет, а с 1804 г. стал магистром и начал преподавать. Специальностью А. Ф. Мерзлякова были поэзия и словесность. Среди литераторов он был известен стихами и переводами с древних языков (во всем этом попробовал себя и
С. И. Смирнов). Первые переводы С. И. Мерзлякова были опубликованы одновременно с переводами С. И. Смирнова в 1804 г. (и точно так же были посвящены попечителю Московского учебного округа М. Н. Муравьеву). В 1811 г. А. Ф. Мерзляков был постоянным участником литературного салона у Ф. Ф. Иванова, куда был вхож и С. И. Смирнов. В 1815 г. А. Ф. Мерз-ляков женится на сестре С. И. Смирнова Любови Васильевне. Можно предположить, что с этого времени пути друзей расходятся. С. И. Смирнов отдает себя апологетике, а А. Ф. Мерзляков продолжает делать педагогическую карьеру (в 1820 г. он — директор Педагогического института)[4]. Такая схожесть судеб дает возможность предположить, что А. Ф. Мерзляков и С. И. Смирнов были не просто друзья, но вместе оканчивали Московский университет.

Известно, что до войны 1812 г. С. И. Смирнов жил в Москве и служил переводчиком в Медико-хирургической академии. Как и А. И. Ковальков, С. И. Смирнов начал свою литературную деятельность с переводов. В отличие от А. И. Ковалькова, С. И. Смирнов переводил не только европейских авторов, но и своих соотечественников, писавших на французском языке, и даже с латыни.

Первая книга С. И. Смирнова вышла в 1804 г. Это был перевод произведения неизвестного автора «Мои мысли о воспитании и учении благородного юношества» (перевод был также анонимным). Подобно тому как А. И. Ковальков посвятил свое первое произведение графу И. П. Кутайсову, С. И. Смирнов на первой своей книге сделал посвящение графу
М. Н. Муравьеву, отметив его любовь к наукам и покровительство им. Книга начиналась советами наставникам юношества. В основу воспитания автор рекомендовал ставить религию, так как «Религия, будучи важнейшим и существеннейшим предметом, равно и основанием всех наук, должна быть первым упражнением»[4]. Затем в книге предлагался краткий обзор общеобразовательных предметов, к каждому из которых была рекомендована учебная литература. Всеобщую историю предлагалось давать по Боссюету, «сочинению полезнейшему и превосходнейшему»[4]. Пособием по отечественной истории предписывались сочинения М. В. Ломоносова. В разделе «Философия» автор указывал, что философия должна быть подчинена религии, «истинный философ должен ограничить свои изыскания там, где разум его постигнуть не может»[4]. Оканчивалось произведение советами молодому человеку, вступающему в свет (еще одна аналогия с первыми переводами А. И. Ковалькова). Здесь также подчеркивалось, что первая обязанность молодого человека — иметь религию.

Следующим опубликованным переводом С. И. Смирнова стало сочинение Дюкре-Дюминиля «Мишель или отчий дом» в четырех частях (два тома), изданное в 1807 г. Это был роман, изданный, видимо, в меркантильных интересах. В конце второго тома указывались лица, уже внесшие деньги на приобретение книги. Всего было 37 человек из разных городов России, некоторые из них заказали по пять экземпляров. В 1810 г.
С. И. Смирнов издал следующий перевод книги Жанлис «Эльмира и Вольнис, или возвращение во Францию удалившейся одной фамилии во время революции». Здесь речь шла о тоске по Родине и страданиях аристократов, изгнанных революционерами из Франции. Революционеры объявлялись здесь слугами сатаны, а эмигранты «пострадавшими за веру». Существенное место в романе занимала история строительства церкви эмигрировавшей семьей в благодарность за свое спасение.

Перед войной 1812 г. С. И. Смирнов решил попытать себя в поэзии. В 1811 г. им была издана ода «Песнь герою», посвященная С. М. Каменскому (всего четыре страницы). 8 июня 1812 г. он окончил стихотворение, посвященное «с чувствами глубочайшего высокопочитания и преданности» новому генерал-губернатору Москвы графу Ф. В. Ростопчину. В 1813 г.
С. И. Смирнов перевел с французского сочинение жены Ф. В. Ростопчина Екатерины Петровны «Собрание доказательств о истине религии почерпнутое из различных писателей». Подобно тому как в Санкт-Петербурге патриотически настроенные консервативные деятели группировались вокруг А. С. Шишкова, так в Москве одним из центров консерватизма стал дом Ф. В. Ростопчина. Его хозяин получил популярность в определенных группах российского общества после опубликования в 1807 г. анонимной брошюры «Мысли вслух на Красном Крыльце» (издана в Санкт-Петер-бурге и Москве). Автор выражал свое возмущение по поводу засилья в России иностранцев и особенно французов. Он отмечал, что молодежь преклоняется пред всем иностранным. «Как же им любить свою землю, когда они и русский язык плохо знают, когда они закону Божьему не учены и когда русских считают за медведей?», — вопрошал Ф. В. Ростопчин[4]. Среди поклонников Ф. В. Ростопчина оказался и С. И. Смирнов.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Был филарет
Кондаков Ю. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой 4 департамента
Смирнова
О принадлежности госснера к европейским библейским обществам свидетельствует отрывок из письма
Митрополит серафим на заседании библейского общества впервые выступил против а

сайт копирайтеров Евгений