Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В XVIII — начале XIX в. сперва в Европе, а затем в России повторились события, предшествовавшие европейской реформации XVI в. Мистики новой эпохи воспринимали из религиозных сочинений своих предшественников М. Лютера, Ф. Меланхтона, Я. Беме, М. Гийон то, что им казалось привлекательным. Так же избирательно они относились и к тексту Священного Писания. Библию они произвольно комментировали, а избранные места воспринимали как руководство к действию. Видятся в действиях новых реформаторов и вполне практические мотивы. Подорвав монополию официальных церквей в религиозной сфере, мистики готовы были сами занять место клира. Это желание явно просматривается в деятельности масонской ложи А. Ф. Лабзина и проповеди И. Е. Госснера о десятках тысяч избранных, «обретших Иисуса Христа в сердце своем».

Либерализм Александра I сыграл двоякую роль в событиях «русской реформации». Император с благосклонностью воспринимал призывы мистиков к очищению и возвращению к «чистому» Евангелию. Его привлекали религиозная свобода в рамках христианства и идея объединения христианских церквей. Он был не прочь возглавить движение, «несущее Евангелие всем языкам» перед вторым пришествием Христовым. Были здесь и практические резоны. Возглавляя новое общеевропейское христианское движение, Александр I вместе с этим выводил на первый план и Российскую империю. Представлялась возможность мирным путем достичь того же, чего желал добиться Наполеон войной, в которую была вовлечена почти вся Европа. С другой стороны, тенденции в отношениях государства и Русской православной церкви в XVIII в. все больше склонялись к протестантской модели. Павел Петрович формально провозгласил себя главой церкви. Александр I при помощи мистиков был не против возглавить церковь уже на практике. Причем церковь не только русскую, но всемирную христианскую. Видя религиозный либерализм русского императора, европейские мистики устремились в Россию. Здесь они нашли полигон для своих экспериментов и огромную, не охваченную проповедью аудиторию. Здесь же они натолкнулись и на сопротивление консерваторов.

В XVI в. царь Иоанн Васильевич не дал протестантам проникнуть в Россию. Пропагандисты нового религиозного учения с радостью отправлялись во Францию, чтобы погибнуть там за догматы своей веры на костре. Думается, что мученическая смерть в России могла привлечь не многих. В арсенале российских властей был не только костер, но остро заточенный (и тупой) кол, кипящее масло и много других вещей, способных поразить воображение. Для европейца не только смерть, но и сама жизнь в России казалась страшной. Кроме того, смерть нового «мученика за веру» в России могла остаться незамеченной, а в таком случае акция теряла пропагандистский аспект и во многом утрачивала смысл. В XVI в. протестантские миссионеры в Россию не пошли. Все изменилось в конце XVII — XVIII вв.

Рубеж XIX в. стал всемирным потрясением религиозных основ. До основания религия была потрясена во Франции. В Австрии были предприняты глобальные реформы духовной сферы. Даже такая традиционно религиозная страна, как США, провозгласила свободу совести и вероисповедания. Волна религиозных реформ докатилась и до России. Русская православная церковь, чье устройство и без того было искажено петровскими реформами, могла подвергнуться радикальным переменам. В этой ситуации в защиту господствующей в России церкви выступили консерваторы. Их первые выступления (Полубинский, А. С. Шишков) правильно акцентировали внимание общества на опасности протестантского влияния и мистической литературы, а также на европейской культурной экспансии. Но уже вскоре объекты атак консерваторов оказались смещены. Четко прослеживаются внешние факторы, повлиявшие на эту переориентацию.

Начавшаяся в России борьба со «всемирным масонским заговором», продолжающаяся и до сего дня, была навязана извне. Многотомные сочинения О. Баррюеля убеждали россиян, что за реформами христианских церквей стоят масонские ложи. Отчасти такая трактовка была выгодна и самим масонам. Она подтверждала их претензии на глобальный охват и древнюю историю ордена. Российское правительство также было не прочь переложить ответственность за непопулярные мероприятия на чужие плечи. Таким образом, в российском обществе укоренилась идея о существовании «всемирного масонского заговора» с целью «низвергнуть алтари и престолы». В дальнейшем все вредные для Русской Православной церкви нововведения (Библейское общество, Соединенное министерство) объяснялись консерваторами как влияние масонов и их агентов на А. Н. Голицына и самого Александра I. Подобная концепция совершенно не воспринималась либеральной частью российского общества. Консерваторы были объявлены фанатиками и мракобесами, а их заявления — интригами. Ни тогда ни позже связи российских мистиков, истоки их мировоззрения и механизмы влияния даже не пытались проследить.

Консерваторы были скомпрометированы в глазах значительной части русского общества, но им удалось добиться желаемого. Реформы Русской православной церкви были свернуты. Св. Синод возвращен в общих чертах к положению, существовавшему в начале XIX в. Перевод Библии остановлен. Наиболее вредные из мистических сочинений были изъяты из учебных заведений и запрещены. Европейские проповедники и агенты Библейского общества высланы из России. Наиболее опасные секты запрещены, а их адепты разосланы по монастырям. Попытка реформации в России потерпела провал.

Можно лишь гадать о том, смогла ли бы Русская православная оппозиция одержать победу, если бы не изменение в настроениях Александра I, на которого оказали сильное влияние Греческое восстание и европейские революции. Так или иначе, уроки первой четверти XIX в. были в полной мере учтены Николаем I. Назревшие мероприятия все же были проведены. Сократился круг вопросов, входящих в компетенцию клириков Св. Синода. При обер-прокуроре был создан обширный департамент светских чиновников. Впоследствии был возобновлен и перевод Библии на русский язык. Но теперь все эти мероприятия проводились в национальном ключе, без оглядки на европейский опыт. Хотя круг ведения Русской православной церкви и сократился, но в оставшихся вопросах ее авторитет был непререкаем для светской власти. Радикально был решен вопрос с российским сектами и масонами. Перевод Библии проводился уже в рамках Св. Синода.

[4] Прозоровская Б. Д. Лютер // Ян Гус, Лютер, Кальвин, Цвингли, патриарх Никон: Биографические повествования. Челябинск, 1998. С. 74.

[4] Гаусрат А. Средневековое реформаторство. СПб., 1900. Т. 2. С. 1.

[4] Филиппова М. М. Ян Гус // Ян Гус, Лютер, Кальвин, Цвингли, патриарх Никон: Биографические повествования. Челябинск, 1998. С. 19–20.

[4] Прозоровская Б. Д. Кальвин // Ян Гус, Лютер, Кальвин, Цвингли, патриарх Никон: Биографические повествования. Челябинск, 1998. С. 202.

[4] Лютер М. О свободе христианина // Мартин Лютер. 95 тезисов. СПб., 2002. С. 87–107.

[4] Меланхтон Ф. Аугсбургское вероисповедание // Мартин Лютер. 95 тезисов. СПб., 2002. С. 130–133.

[4] Проект наставления законоучителю // ИРЛ ОР. Ф. 309. Д. 1070. Л. 1.

[4] Там же. Л. 3.

[4] Там же. Л. 5–7.

[4] Там же. Л. 9.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В имении для самоуправления крестьян была учреждена дума
В которых пропагандировались взгляды
Очень показательны для анализа религиозных течений александровского царствования религиозные
Каразина нашли сторонников в разных слоях российского общества александра министерства
Кондаков Ю. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой 13 церковь

сайт копирайтеров Евгений