Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

[15] Павел называет их своими сродниками (?????????), но трудно сказать, значит ли это, что они были евреи, или что они были из колена Вениаминова, или же родом из Тарса, или же действительно родственники Павла. Наиболее вероятно, что это слово употреблено в первом значении. Сравн. Рим.9:3; 11:14. Во всяком случае, это доказывает, что они были евреи.

[16] Иерусалимский Талмуд, Megilla, 73 определяет число их в 480. Сравн. Midrasch Eka, 52b. Такое количество не покажется невероятным тому, кто видал маленькие семейные мечети, встречающиеся на каждом шагу в мусульманских городах. Надо, впрочем, заметить, что талмудические указания относительно Иерусалима не особенно достоверны.

[17] Послание св. Иакова написано на довольно чистом греческом языке. Правда, подлинность этого послания сомнительна.

[18] Ученые писали на несколько измененном еврейском языке. Такие места, как, напр., читаемое в Вавилонском Талмуде, Kidduschin, 66a, могли быть написаны около этого времени.

[19] Иосиф, Ant., последний параграф.

[20] Это доказывает переписывание с греческого на софийский. Я разъяснял это в моих: “Eclaircissements, tires des langues semitiques sur quelques poimts de la prononciation grecque” (Paris, 1849). Язык греческих надписей в Сирии очень плох.

[21] Иосиф, Ant., loc. cit.

[22] Sat., I, V, 105.

Из сравнительной истории религий мы выводим одну общую истину: все религии, начало которых можно проследить и которые нарождались не одновременно с происхождением языка, возникали скорее в силу причин социальных, чем теологических. Так было с буддизмом. Не нигилистическая философия, служившая основой этой религии, способствовала изумительному успеху ее, но ее социальная доктрина. Провозгласив упразднение каст, учредив «один закон милости для всех», — по выражению Сакиа-Муни, он и его ученики увлекли за собой сначала всю Индию, а потом и большую часть Азии[1]. Подобно христианству, буддизм был движением бедных. Главная притягательная сила буддизма, неудержимо влекшая к нему, заключалась в том, что он доставлял обездоленным классам возможность реабилитировать себя приобщением к вере, которая возвышала их и предоставляла в их распоряжение неисчерпаемые ресурсы взаимопомощи и милосердия.

В первом веке нашей эры в Иудее было очень много бедных. По своей скудной природе, страна эта лишена всяких источников благосостояния. В таких странах, при отсутствии промышленности, почти все богатства частных людей обязаны своим происхождением или приносящим большие доходы религиозным учреждениям, или щедротам правительства. Богатства храма уже с давних пор были в исключительном пользовании маленькой кучки знати. Асмонеи, сгруппировавшиеся вокруг своей династии, составили ряд богатых родов; Ироды сильно подняли роскошь и материальное довольство в известном классе общества. Но зато еще более обнищал настоящий еврей-теократ, отвергавший римскую цивилизацию. Образовался целый класс людей набожных, фанатиков, строгих блюстителей Закона, влачивших самое жалкое существование. В этом-то классе и вербовались последователи столь многочисленных в ту эпоху фанатических сект и партий. Их общей мечтой было царство еврейского пролетариата, оставшегося верным Закону, и уничтожение богатых, которые считались отступниками, изменниками, принявшими чужую цивилизацию и предавшимися нечестивой жизни. Эти бедняки, этот Божий народ, питали безграничную ненависть к роскошным зданиям, которыми стала в то время покрываться Палестина, и вообще ко всем начинаниям римлян. Вынужденные, чтоб не умереть с голоду, работать при сооружении этих зданий, которые казались им какими-то монументами, гордыми в запретной роскоши, они считали себя жертвами злых, порочных богачей, нарушивших Закон.

Понятно, что при таком социальном положении была принята восторженно возникшая ассоциация взаимопомощи. Маленькая христианская церковь казалась раем. Это братство, сплотившее простых людей в одну дружную семью, привлекало все новых и новых приверженцев. Взамен того, что вносили, вступая в него, получали обеспеченную жизнь, сладостную дружбу братьев и неоцененные упования. Установился обычай при вступлении в секту обращать все свое имущество в деньги (Деян.2:45; 4:34,37; 5:1). Это имущество обыкновенно состояло из небольшого земельного участка, мало доходного и неудобного для обработки. Обмен такого клочка земли как бы на пожизненную ренту в страховом обществе с царством Божиим в перспективе представлял одни лишь выгоды, в особенности для неженатых людей. И из семейных людей некоторые шли на такой обмен; были приняты все предосторожности, чтоб при вступлении в ассоциацию вносили все свое имущество в общую кассу, не оставляя себе ничего (Деян.5:1 и сл.). И в самом деле, так как каждый получал из этой кассы не пропорционально своему вкладу, а соответственно своим нуждам (Деян.2:45; 4:35), всякая утайка имущества была бы кражей у общины. Невольно бросается в глаза поразительное сходство таких попыток организации пролетариата с некоторыми утопиями, создавшимися в позднейшую, более близкую к нам эпоху. Но тут есть и глубокое различие: христианский коммунизм имел религиозную основу, тогда как современный социализм ее лишен. Ясно, что такая ассоциация, в которой доходы распределяются сообразно нуждам каждого ее члена, а не соответственно внесенному капиталу, могла держаться только чувством восторженного самоотречения и пылкой верой в религиозный идеал.

Конечно, должно было возникать много затруднений при управлении такой общественной организацией, какие бы братские отношения в ней ни царили. Неизбежны были недоразумения между двумя фракциями общины, говорившими на разных языках. Коренные евреи, конечно, не могли скрыть некоторого пренебрежения к своим единоверцам, менее благородной расы. И действительно, очень скоро поднялся ропот. «Эллинисты», численность коих с каждым днем возрастала, жаловались, что их вдовам при ежедневной раздаче достается меньше чем «еврейским» (Деян.6:1 и сл.). До тех пор апостолы имели главное попечение о хозяйственных нуждах. Но, ввиду таких упреков, они сочли необходимым сложить с себя эту часть своих полномочий. Они предложили общине вверить административные заботы семи мудрым и уважаемым мужам. Предложение было принято, приступили к выборам. Избранными оказались: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармений и Николай. Последний был антиохиец, обращенный прозелит. Стефан был, как кажется, из того же класса. Очевидно, в этом случае решили поступить не так, как было при избрании апостола Матфея, и выбрали административных лиц не из группы первых учеников, а из числа новообращенных, преимущественно эллинистов. И действительно, все семеро носят чисто греческие имена. Стефан был наиболее уважаемым из всех семерых и сделался, в некотором роде, главой всей администрации. Всех их представили апостолам, которые, по установившемуся обычаю, с молитвой возложили на них руки.

Избранникам этим дали сирийское имя «Schammaschin» по-гречески ????????. Иногда их называли также «семеро» в отличие от «двенадцати» (Деян.21:8). Таково было происхождение диаконата, древнейшего духовного учреждения, стариннейшего из духовных орденов. Все основанные впоследствии церкви получили своих диаконов по примеру иерусалимской. Это учреждение принесло богатые плоды. Забота о бедных стояла теперь наравне с религиозной службой. Этим было провозглашено, что социальным вопросам принадлежит первое место. Это было не столько делом веры, сколько началом политической экономии. Диаконы стали лучшими провозвестниками христианства. Вскоре мы увидим, какую роль они играли в качестве евангелистов. Но еще важнее была их роль как организаторов, как управителей, как администраторов. Постоянно входя в сношения с бедными, с больными, с женщинами, эти практические люди всюду проникали и все видели, увещевали и обращали в христианство самым энергичным образом (Флп.1:1; 1 Тим.3:8 и сл.). Они сделали гораздо больше апостолов, остававшихся в Иерусалиме и пребывавших в бездействии на своих почетных местах. Они участвовали в созидание христианства, и внесли в него то, что в нем есть самого незыблемого, живучего.

В очень скором времени к должности диаконов были допущены и женщины[2]. Как и в наши дни, они носили название «сестер» (Рим.16:1; 1 Кор.9:5). Вначале это были вдовы (1 Тим.5:9 и сл.), но затем стали предпочтительно выбирать девушек[3]. Во всем этом первобытная церковь проявила удивительный такт. Эти простые, добрые люди с глубоким знанием дела, ибо оно шло от сердца, закладывали основы величайшего из дел христианства — дела милосердия. Они не имели перед глазами образцов подобных учреждений. Широкая организация благотворительности и взаимопомощи, в которой нашли применение разнородные способности обоих полов, соединивших свои усилия для облегчения человеческих страданий и нужды, — вот святое дело, созданное тружениками первых двух или трех лет. То были самые плодотворные годы в истории христианства. Чувствуется, что в учениках еще живет мысль Иисуса и с поразительной отчетливостью руководит всеми их действиями. И в самом деле, честь всего великого, что совершили апостолы, должна быть, по справедливости, приписана Иисусу. По всей вероятности, он еще при жизни положил начало тем учреждениям, которые с таким успехом развились тотчас после его смерти.

Весьма естественно, что женщины устремились в общину, где слабых окружали такой заботливостью. Тогдашнее их положение в обществе было унизительно и ненадежно (Прем.2:10; Сир.37:17;Мф.23:14; Мк.12:40; Лк.20:47; Иак.1:27). Хуже всех приходилось вдовам; несмотря на некоторое покровительство законов, они были зачастую обречены на нужду и не пользовались уважением. Многие из книжников настаивали на том, чтоб женщине не давалось никакого религиозного воспитания[4]. Талмуд относит к разряду бичей человечества болтливую и любопытную вдову, которая проводит жизнь в пересудах с соседками, и девицу, которая все свое время тратит на молитвы[5]. Новая религия создала для обездоленных бедняков почетный и верный приют (Деян.6:4). Некоторые женщины заняли в христианской церкви почетное и влиятельное положение; их дома служили местом собраний (Деян.12:12). Для тех же, кто не имел своего дома. было учреждено нечто вроде ордена или женской пресвитерской организации (1 Тим.5:9 и сл.; ср. Деян.9:39,41), в которую, по всей вероятности, вступали и девушки, и которая играла главную роль в деле распределения милостыни. Некоторые учреждения, считающиеся позднейшим продуктом христианства, как, напр., женские конгрегации, общины монахинь, сестер милосердия, были в действительности одним из первых дел христианства, главным элементом его силы, наиболее ярким выражением его духа. В данном случае прекрасная идея придать религиозный характер деятельности женщин, не связанных супружескими узами, и подчинить эту деятельность правильной дисциплине — идея вполне христианская. Слово «вдова» стало синонимом посвятившей себя Богу благочестивой женщины, впоследствии диакониссы (1 Тим.5:3 и сл.). В стране, где замужняя женщина на двадцать пятом году уже увядает, где нет середины между ребенком и старухой, для целой половины человеческого рода, наиболее способной к самоотвержению, открылась теперь воистину новая жизнь.

Эпоха Селевкидов отличалась ужасающим женским распутством. Никогда не бывало такого множества семейных драм, отравительниц и прелюбодеек. Мудрецы того времени должны были смотреть на женщину как на бич человечества, как на воплощение низости и позора, как на злого гения, единственное предназначение которого уничтожать все, что есть благородного в представителях сильнейшего пола[6]. Христианство изменило такой порядок вещей. В том возрасте, который у нас считается еще молодостью, но в котором на Востоке жизнь женщины становится безотрадной и она роковым образом оказывается во власти дурных побуждений, вдова получала возможность, покрыв голову черным платом[7], стать всеми уважаемым лицом, заняться почетным делом, получить звание диакониссы, сделаться равной самому достойному из мужчин. Тягостное положение бездетной вдовы христианство возвысило, сделав его святым[8]. Вдова была поставлена почти на одну высоту с девственницею. Она стала инокинею «калогриею» или «доброю старицею»[9], уважаемой, полезной, почитаемой, как мать. В этих женщинах, всегда бодрых и неутомимых, новый культ приобрел превосходных миссионерок.

Протестанты ошибаются в оценке этих фактов, внося в нее современные нам индивидуалистические понятия. Первоначальным элементом в истории христианства является социализм, монашеское общежитие.

Ни епископов, ни священников, какие явились впоследствии, тогда еще не было. Но уже было положено основание пастырству, этой тесной родственной связи душ, заменяющей кровные узы. Пастырство было прямым даром Иисуса, его наследие. Иисус часто повторял, что для каждого из своих учеников он более чем отец, более чем мать, и что тот, кто хочет последовать за ним, должен оставить своих близких. Было нечто, что христианство ставило выше семьи, — христианство создало братство душ, духовный брак. Древний брак давал мужу полную власть над женой, без всякого противовеса, и был настоящим рабством для жены. Нравственная свобода женщины началась с того дня, когда церковь дала ей поверенного, наставника во Христе, который ее утешал, всегда охотно ее выслушивал, а в иных случаях побуждал ее к стойкому отпору. Женщина нуждается в руководителе, она счастлива, когда находит его, но необходимо, чтобы она его любила. Ни древнее общество, ни еврейство, ни ислам не могли этого дать. Доныне никогда и нигде, за исключением христианства, за женщиной не признавали религиозного самосознания, нравственной индивидуальности, собственного мнения. Под эгидой епископов и монашеской жизни Радегунда в те времена имела бы возможность вырваться из рук варвара мужа. Когда первенствующее значение признали за духовной жизнью, умеющий затронуть божественные струны пастырь, духовник, стоящий на страже совести, по всей справедливости и по здравому смыслу стал значить более, нежели отец и муж.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Без основания относит ко времени управления кумана возникновение беспорядков
Возможно
Менее старания римских патрициев отграничить религию их собственный культ от суеверия

Надпись в ланувиуме

сайт копирайтеров Евгений