Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Последний вопрос, в котором нам предстоит разобраться, касается богословских концепций, содержащихся в разбираемом труде. Здесь мы встречаем учение о том, что Святой Дух является той Божественной Силой, которая, приняв плоть, стала Сыном Божиим. Текст «De montibus» говорит об этом весьма недвусмысленно: «Spiritus sanctus filius Dei rex constitutus est» (3), и дальше: «Spiritus Sanctus qui de caelo descendit Christus, id est unctus Dei uiui, Deo uocatus est, Spiritus Sanctus carni mixtus Jesus Christus» (4). Это учение, в котором отсутствует признание предвечного бытия Сына, но где Сын является плодом единения Силы Божией и плоти, соответствует учению, содержащемуся в «Пастыре» Ермы: «Сын это - Святой Дух, и Слуга это - Сын Божий» (Sim. V, 5, 2; 6, 1; IX. 1, 1). В «Пастыре» Сын Божий также рассматривается происшедшим от единения Духа с плотью. Автор вдохновлен образом раба в Ис. 4, 2. Христос, в его понимании, есть плоть в совершенном подчинении Духу. Но Дух здесь не Личность, а сила Божья. И Сын Божий здесь не извечно существует, но эсхатологически образован союзом плоти и Духа54.

Раниеро Канталамесса тщательно изучил эту концепцию, которая принадлежит Праксеасу. Это учение заключалось в том, что между Отцом и Сыном усматривалось некоторое различие «в природе, но не в личности». Согласно такому учению, Отец и есть Дух, то есть Божественная природа, обозначаемая именем Иисуса. Канталамесса цитирует Тертуллиана, описывающего в следующих словах точку зрения Праксеаса: «В одном Лице они различают Отца и Сына, говоря, что Сын является плотью («carnem»), то есть человеком, то есть Иисусом, а Отец есть Дух, то есть Бог, то есть Христос» (Пракс. 27, 1)55.

Соответствующая формула «De montibus» (4) удивительно сходна с этим: «Spiritus Sanctus, qui de caelo descendit Christus, Deo uocitus est, Spiritus Sanctus carni mixtus Iesus Christus». Такой же смысл имеет и другая формула - «Spiritus Sanctus Filius Dei rex constitutus est» (3), - которую надо понимать как соединение Духа, то есть Божества, с плотью, что и есть Сын Божий, Мессия. Мы здесь имеем, с одной стороны, уравнение «Spiritus Sanctus = Deus = Christus», a с другой стороны - уравнение «Filius Dei = Саrо = Jesus». Соединение Духа и плоти составляет Иисуса (= плоть) Христа (= Дух).

В другом месте встречается несколько странный текст: «Мы видим, что Соломон называет самого Спасителя „непорочным отображением Отца"; в силу того, что Святой Дух, будучи Сыном Божиим, созерцает себя как бы удвоенным, - Отец в Сыне и Сын в Отце взаимно созерцают Себя друг в друге. Потому-то это отображение и непорочно» (13). Спаситель является отображением Отца постольку, поскольку Святой Дух, который есть Божественная природа, существует одновременно в Отце, как Его естество, и в Спасителе, присутствуя в нем через Воплощение и соделывая Его Сыном Божиим. Эта Божественная природа двоична, так что мы имеем здесь дело с христологической, а не тринитарной формулой.

В таком случае «De montibus» представляется (как это считает и Корсен) монархианским произведением, отражающим взгляды того африканского монархизма, против которого боролся Тертуллиан. Этот монархизм не имеет отношения к Праксеасу. Так, Муэн утверждал, что нет достаточных оснований считать, будто Праксеас посещал Африку. Разбираемое же нами сочинение относится именно к той среде. Поэтому тут напрашиваются два заключения: 1) Эту констатацию можно принять за еще один аргумент в пользу того, что «De montibus» старше «Adversus Praxeain» и тринитарного богословия Тертуллиана. 2) Нужно признать наличие некоторой связи между этим монархианизмом и иудеохристианским течением. Потому-то мы и встречаемся здесь с идеями, близкими по духу «Пастырю» Ермы.

9 См.: DUENSING Н., dans HENNECKE-SCHNEEMELCHER, Neutestamentliche Apocryphen, Tubingen, 1971, II, p. 488-489.

10 «Le cinquieme livre d'Esdras», R. B, 17 (1909), p. 412-434.

11 См.: DUENSING, loc. cit., р. 489; SCHNEEMELCHER, art. -Esra-, RAG 6, p. 604-605.

12 «Une source essenienne chez Commodien», Pseudepigraphes de l'Ancien Testament et manuscrits de la Mer Morte, I. Paris, 1967, p. 11-27.

13 Studien zum dritten Kapitel des Lukasevangeliums, Uppsala 1949, p.101-105.

14«Le Symbolisme de la colombe dans les recits evangeliques du Bapteme», RSR, 46 (1958), p. 536-542.

15 Antike und Christentum, 2 (1930) p. 46-49.

16 См.: DANIELOU, Etudes d'exegese judeo-chretienne, p. 112.

16 bis Примечания Иринея даны в издании Harvey.

17 Cf. MARTIN Fr., Le livre d'Henoch traduit sur le texte ethiopien, Paris, 1906.

18 «Le nombre des elus dans la Premiere Epitre de Clement», RHPR, 1962, p. 237-246. См. также: «Die Zahl der Volkommenen Seelen in der Pistis Sophia», Abraham unser Vater (Festschrift Michel), 1963, p. 466-477.

19 Die Terminologie der Jenseitsvorstellungen bei Tertullian, 1958, p. 187.

20 См.: HOFIUS O., Katapausis, 1970, p. 113-114.

21 См.: FINE, op. cit., p. 142 et 147.

22 Gnosticism and Early Christianity, New York, I960, p. 39-70.

23 См.: DUENSING, р. 491. Критический текст Вульгаты отличается от цитированного.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Кох считал его написанным после киприана
Облачение мучеников в белые одежды
Даниелу Ж. Истоки Латинского Христианства. иудеохристианство библия Муратори 2 церковь
Наиболее характерной чертой проповеди de aleato

сайт копирайтеров Евгений