Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В рамках данного раздела не ставится задача конкретного анализа отношения диалектического материализма к различным современным немарксистским философским учениям. Первоочередной научной задачей представляет ся анализ тех методологических положений, без пересмотра которых невозможно изменение марксистского, несом ненно критического, отношения к немарксистской филосо фии 20 в.

К. Маркс и Ф. Энгельс пытались путем главным образом экономического исследования доказать, что капиталистиче ское обобществление средств производства с объективной ис торической необходимостью подготавливает социалистиче ское переустройство общества. Историческая перспектива со циалистического преобразования общественных отношений представлялась им делом ближайшего будущего. Правда, Энгельс в конце жизни, в 1895 г ., признал, что он и Маркс переоценили уровень развития капитализма и соответствен но возможности перехода к новому, социалистическому про изводству. Тем не менее, он утверждал, что теперь, в конце 19 в., переход к социализму стал неизбежным.

49

Объективный ход общественного развития в начале 20 в., развитие антагонистических противоречий в системе империализма, Первая мировая война - все это в конечном счете привело к Октябрьской революции, оказавшей огром ное воздействие на все (в том числе и на наиболее развитые) капиталистические страны.

В. И. Ленин, несомненно, выражал убеждения и надеж ды широких революционных масс, когда отмечал в 1918 г ., что капитализм дорос теперь до социализма. Но эти надеж ды и убеждения не оправдались. Капитализм в Западной Европе и США оказался несравненно жизнеспособнее, чем его российская разновидность, переплетавшаяся с полуфеодаль ными экономическими и политическими отношениями. От мечая эти обстоятельства, Ленин в своих последних работах начал приходить к выводу об объективной необходимости длительного мирного сосуществования противоположных социальных систем. Такая постановка вопроса предполагала, в какой-то мере даже намечала, и новую, существенно отличную от прошлой оценку состояния капиталистической системы и возможностей ее развития. Однако болезнь и смерть В. И. Ленина, а возможно, и вся система его воззре ний помешали ему осуществить пересмотр прежних маркси стских положений.

Положение об общем кризисе капитализма не подтвер дилось историческим опытом. Вывод К. Маркса и Ф. Энгельса о прогрессирующем обнищании пролетариата, пра вильно обобщавший развитие капитализма в 19 - первой половине 20 в., неприменим к современным, развитым ка питалистическим странам, где производство средств потреб ления (в том числе и развитие индустрии услуг) в несколько раз превосходит производство средств производства. Кон статация этих фактов не ставит под вопрос марксистское понимание капитализма как исторически преходящего экс-

50

таторского общественного строя. Они скорее свидетельствуют о приближении современной цивилизации к социал изму, т. е. к обществу, в котором будет покончено с эксплуата цией и нищетой благодаря преобразованию экономичес ких отношений. Такого рода изменения совершаются в на стоящее время и в рамках капитализма.

2.2. Необходимость обновления методологии

Новый научный анализ современного капитализма тре бует пересмотра методологических подходов к современной немарксистской философии и дифференцированной оценки различных течений немарксистской философии 20 в. в кон тексте поступательного развития философского мышления и присущей ему проблематики, которая до недавнего време ни явно недооценивалась марксистами.

Прежде всего необходимо рассмотреть проблему: фило софия - идеология, ибо без пересмотра воззрений, господ ствовавших в нашей литературе по данному вопросу, серьезный анализ отношения марксизма к современным немар ксистским философским учениям невозможен. Итак, что такое идеология? Как она соотносится с философией и наукой вообще?

Идеология есть специфическая форма общественного сознания. Тут важно обратить внимание на подчеркнутое «специфическая», так как сознание каждого отдельного ин дивида носит общественный характер, из чего, однако, не следует, что оно - идеологический феномен. Идеология – массовое, присущее большим группам людей сознание, скла дывающееся, по выражению Э. Дюркгейма, из «коллектив ных представлений». Называя идеологию специфической формой общественного сознания, следует иметь в виду и то, что понятие сознания значительно объемнее понятия идео-

51

логии. Было бы совершенно неправомерным расширением (и искажением) последнего, если бы мы включали в его со держание все многообразие наших чувственных восприя тий и переживаний. Ясно также и то, что общественное со знание, существующее в своих объективированных формах (например, художественные произведения или религиозные институты), заключает в себе не только преходящие черты данного, исторически определенного общества, но и весьма существенное общечеловеческое содержание. Искусство ан тичного общества, несомненно, несет на себе печать рабо владельческого способа производства. Тем не менее искус ство Древней Греции стало во многих отношениях идеалом для последующего развития художественной культуры; в нем имеется громадное по своему эстетическому значению об щечеловеческое содержание. Таким образом, искусство, выполняя в рамках исторически определенной эпохи ту или иную идеологическую функцию (прогрессивную или реак ционную), не является по своему специфическому, т. е. худо жественному, содержанию идеологией. Общечеловеческое- вот что составляет важнейшее содержание искусства, в осо бенности его наиболее значительных, обладающих непрехо дящей художественной ценностью достижений.

Вульгарный социологизм, который в отдельные истори ческие периоды становился довольно влиятельным направ лением в марксистском литературоведении и искусствове дении, констатируя идеологическую функцию тех или иных художественных произведений, придавал ей определяющее значение, игнорируя тем самым общечеловеческое содержа ние этих произведений, нередко даже отвергая понятие об щечеловеческого, как якобы заимствованное из буржуазной идеологии и несовместимое с принципом партийности, с отстаиванием интересов рабочего класса, с борьбой против буржуазной идеологии.

52

Приверженцы вульгарного социологизма оказались неспо собными диалектически осознать соотношение общече ловеческого и классового, т. е., с одной стороны, разграни чить эти феномены, а с другой - раскрыть их органическую взаимосвязь и, более того, взаимопроникновение. Между тем лишь анализ единства этих противоположностей, равно как и их разграничения, позволяет правильно понять не только искусство, но и религию, философию и все социальные уче ния вообще. Выводы, сделанные в отношении искусства, в принципе применимы и к философии, что все же не осво бождает нас от необходимости рассмотрения ее специфиче ского отношения к идеологии, обусловленного присущим философии теоретическим способом постижения действи тельности.

Итак, идеология есть отражение общественного бытия, общественной жизни людей, их отношения к обществу, в котором они живут, к условиям своей жизни. Идеология выражает положение, потребности, интересы определенных социальных групп, классов. Когда речь идет о господствую щем классе, мы говорим о господствующей идеологии. Но существует также идеология угнетенного, эксплуатируемо го класса.

Важно подчеркнуть: отражение общественного бытия в массовом сознании есть процесс, который в значительной мере не зависит от сознания индивидов, т. е. совершается непроизвольным образом, без каких-либо целенаправлен ных, в частности познавательных, усилий. Сознание отлич но от познания, хотя последнее носит в основном сознатель ный и целенаправленный характер. Если сознание есть про сто выражение, осознание бытия, т. е. постоянно совершаю щийся процесс, то познание, особенно в его развитой, на пример научной, форме, есть исследование, специализиро- азжгоеинтеллектуальное занятие, целенаправленный поиск.

53

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Участники i x международной сессии по обучению правам челолвека
Практиков различных религий
Американское государство под видом распространения демократии
В своем докладе комиссии оон по правам челове ка она указывает
Толерантность социологии 11 отношений

сайт копирайтеров Евгений