Пиши и продавай! |
ма интеллигенции» не входило привлечь доселе не использованные источники — автор просто хотел привести образчики тех богатых запасов материала, важного с точки зрения предпринятых исследований, которые накопились в различных областях специального знания. Хотя подход, осуществляемый в обоих эссе, все еще носит общий и сравнительный характер, типологическая схема, использованная в них, уже не является элементарной и абстрактной, а обладает достаточной степенью сложности, порой приближаясь в этом отношении к уровню исторического взгляда на анализируемые явления. И все же автор не спешил с попыткой исторического синтеза, который на данном этапе был бы явно преждевременным — в особенности потому, что в настоящее время ощущается настоятельная потребность в исследованиях именно на промежуточном уровне сложности. Приведенный ниже план-конспект, завершающий это эссе, дает общее представление о социологии духа, какой она видится автору в настоящий момент. V. Краткие выводы: Социология духа как область исследованияГлавной целью социологии духа является исследование духовных процессов и их значений в том социальном аспекте, в котором они осуществляются. Анализ предмета производится на трех уровнях. А. Аксиоматический подход Попытка исследования социальной онтологии духа с учетом ее исторического характера. Анализ базовых констант социации, определяющих характер непрерывности, традиции, прерывности и динамики мышления. Проблема непрерывности может быть рассмотрена в следующих трех аспектах: а) аморфные и нестабильные социации как основа прерывности в развитии и обрыв традиции в развитии духовных процессов; б) постоянные, продолжительные контакты во времени и пространстве как основа параллельных во времени и исторических традиций. Феномены непрерывности; разрыв, регресс, однолинейные и многоканальные традиции. Смена поколений, стереотипизация и инновации; в) вероятностный характер динамики. Взаимосвязь между замкнутостью, закрытостью группы и наступлением периодов закрытости, изоляции в развитии мышления. Значение исходной ситуации. Б. Сравнительная типология Попытка исследования конкретных изменений в элементарных социальных процессах и выявления соответствующих им изменений в области мышления. 89 В. Социология индивидуализации /. Генезис структур а) взаимосвязь структурных мотиваций и структур мышления; б) значение социальных группировок для генезиса убеждений, позиций и точек зрения. Значение структурированных ситуаций для формирования концепций. //. Динамика структур. Социальные изменения и их значение для конкретной динамики мышления. Примечания1 См., например, работу: Landheer В. Mind and Society: Epistemological Essays in Sociology. The Hague, 1952, p. 22: «В первую очередь необходимо констатировать, что общество, как таковое, является понятием, абстракцией». ? Общепринятые нормы научного исследования, такие, как коммуникабельность, т.е. общепонятность и доступность способов исследования, минимизация исходных посылок, недопущение скрытых, неявных посылок, принадлежат к общественным и кооперативным функциям научного исследования вообще, тогда как методы исследования носят специфический характер, отражающий природу их формирования на базе практической деятельности в конкретных областях исследования. 3 Читатель найдет предварительный обзор проблемы в конце этой вводной главы. 4 См.: Dvorak M. Kunstgeschichte als Geistesgeschichte. Munchen, 1924. 5 См.: Hamann R. Der Impressionismus in Leben und Kunst, 1923, и Deutsche Malerei im neunzehnten Jahrhundert, 1914; Hausenstein W. Vom Geist des Barock, 1920, и Barbaren und Klassiker, 1923. Где он подчеркивает первостепенное значение религиозных мотиваций на ранних стадиях истории капитализма |
|
|
|