Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

28 Ср. ссылки на Хильдебранда, S. 79.

29 Хильдебранд, S. 30.

30 Op. cit. S. 30.

31 См.: Philosophie und Geisteswissenschaften. Ed. Rothacker E., Halle, 1926, S. 93.

32 Op. cit. S. 96. Аделунг определяет дух как «материальную субстанцию, способную мыслить и желать». Там же.

33 Op. cit. S. 98.

34 Op. cit. S. 99.

91

35 Сапир приходит к такому же выводу, ссылаясь на модели лингвистического развития: «Язык существует лишь постольку, поскольку им действительно пользуются... Какие бы важные изменения ни происходили в языке, они должны прежде всего осуществляться в виде индивидуальных вариаций. Это абсолютно верно, но отсюда никоим образом не следует, что общее направление развития языка может быть понято на основе всестороннего и исчерпывающего описательного исследования только этих вариаций. Сами они — случайные, беспорядочно возникающие феномены, подобные морским волнам, бесцельно катящимся то в одном, то в другом направлении. Языковое развитие целенаправленно. Иными словами, только такие индивидуальные вариации олицетворяют или осуществляют его, которые развиваются в определенном направлении... Развитие языка происходит в результате неосознанного отбора носителем языка тех индивидуальных вариаций, что накапливаются в определенном направлении. Направление это может быть в основном определено всей прошлой историей языка. В долговременной перспективе любые новые черты, свойственные происходящим в языке изменениям, становятся элементами общепринятой, общеупотребительной речи, однако в течение долгого времени эти нововведения могут существовать лишь в виде тенденции, проявляющейся в речи немногих... Оглянувшись вокруг и наблюдая за современным словоупотреблением, мы вряд ли заметим, что у нашего языка имеется "уклон", что изменения, которые произойдут в нем в течение нескольких ближайших столетий, в известном смысле предопределены некоторыми неясными, трудно различимыми тенденциями современного развития и что эти изменения в конечном счете должны рассматриваться всего лишь как продолжение тех изменений, которые уже произошли. Скорее всего, у нас возникнет ощущение, что наш язык в действительности представляет собой жесткую, устойчивую систему и незначительные сдвиги, которым суждено было произойти в нем, могут с равной вероятностью развиваться как в одном, так и в другом направлении. Ощущение это ошибочно. Сама наша неуверенность относительно деталей предстоящих изменений делает конечную логичность их направленности тем более впечатляющей» (Sapir Ed. Language. New York, 1921, p. 1650.

36 Социальная система «...должна насчитывать достаточное количество деятельных личностей, имеющих веские основания для того, чтобы действовать в соответствии с требованиями существующей системы ролей...» (Parsons Т. The Social System. Op. cit., p. 27. См. также: Parsons T. The Position of Sociological Theory // Essays in Sociological Theory, Pure and Applied. Glencoe, 1949, p. 7, 11.)

37 Относительно аналогичного применения категории равновесия см. работу: Parsons Т., Shils C.E. Towards a General Theory of Action. Cambridge Mass., 1951, p. 107f, 120.

Отсылаем читателя к блестящему анализу «функции» в работе: Merton Robert К. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1949, p. 21—81.

38 См.: Parsons T. The Motivation of Economic Activities // Essays in Sociological Theory. Op. cit., p. 206 и далее.

39 Термины «социология культуры» и «социология духа» равнозначны и взаимозаменяемы.

40 На уровне общей социологии Макс Вебер приводит удачный пример того, как одно и то же событие, одно и то же явление может иметь противоположные результаты, если оно осуществляется в обществах с различной структурой: «...возможность массового производства хлопчатобумажных изделий, созданная благодаря механической обработке хлопкового сырья, дала противопо-

92

ложные результаты в Европе и Америке; в Европе хлопок явился стимулом для объединения наемных рабочих в профессиональные союзы — первый крупный трейд-юнион был организован в Англии, в Ланкашире, - тогда как в Америке хлопок стал основой рабства» (Weber M. Wirtschafts-geschichte. Munchen - Leipzig, 1923, S. 84).

 <<<     ΛΛΛ   

Манхейм К. Эссе о социологии культуры социологии
Отделяемым от него значением предвосхищено в теориях канта
В настоящее время ощущается настоятельная потребность в исследованиях именно на промежуточном уровне сложности
Это ряд отдельных экспериментальных шагов в сторону социологического освещения истории

сайт копирайтеров Евгений