Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

^Это объяснение освящения прекрасного пола развивается в направлении, предложенном Марселем Гоше и Глэдис Свейн в их анализе «великого заточения» безумия в эпоху классицизма (Marcel Gauchet, Gladys Swein, La Pratique de l'esprit humain, Paris, Gallimard, 1980, p. 489-501).

*Ср. в «Экклезиасте»: «Обозрел я миры духом своим и нашел я, что женщина горше смерти, ибо она сама сеть охотничья, сердце ее - невод, а руки ее оковы. Угождающий Богу спасется от нее, а грешник будет уловлен ею».

**Намек на поэму французского поэта Антуана Эроэ (14921568) «Совершенная подруга» (1542), воспевающую спиритуалистическую любовь, которая способна вознестись над тщетой «бренной красоты».

До конца XIX века сакрализация прекрасного пола протекала в узких социальных рамках, а воспевание женщины в произведениях искусства в художественном творчестве никогда не выходило за пределы круга богатых и образованных людей. За пределами высших социальных слоев поэтическое и украшательское превознесение красоты, а также блистательных образцов женственности не получило сколько-нибудь значительного распространения в обществе. Что же касается крестьянской среды, то там до Первой мировой войны традиционные обвинения в адрес женских чар явно заглушали все восторги перед ними. На протяжении почти пяти веков прославление Красавицы сохраняло элитарный характер: начальный период истории прекрасного пола отмечен аристократическим по сути своей культом.

Зато теперь мы живем по другим правилам. На протяжении XX века женская пресса, реклама, кинематограф, фотографии фотомоделей впервые распространили нормы и идеальные образы представительниц женского пола в грандиозных масштабах. Совместными усилиями звезд экрана, манекенщиц и вырезанных из журналов

186

настенных фотографий красоток превосходные образцовые модели представительниц прекрасного пола перестают быть редкостью и заполняют нашу повседневную жизнь. Женские иллюстрированные журналы и реклама пропагандируют использование косметики всеми женщинами. Одновременно с этим начинается необратимый процесс роста промышленного производства косметической продукции и ее проникновения во все слои общества. Только за один век культ прекрасного пола обрел небывалый социальный масштаб: наступила эра восприятия его широкими массами. Бурное развитие как промышленной, так и связанной со средствами массовой информации культуры сделало возможным начало новой стадии в истории прекрасного пола: стадии рыночной и демократической.

Все прежние ограничения влияния прекрасного пола мало-помалу были полностью сняты, в том числе и социологические ограничения: образцы и практические действия по уходу за собой, советы и каноны красоты распространяются во всех слоях общества. К тому же исчезли и ограничения на способ создания: кустарное производство уступило место промышленному изготовлению косметики. Сняты и ограничения, обусловленные действием воображения: женская красота повсеместно утратила свою связь со смертью и с пороком. Отсутствуют и возрастные ограничения: практика поддержания красоты абсолютно легитимна, начиная со все более раннего возраста и заканчивая все более поздним. Пропали и налагаемые природой ограничения: с внедрением эстетической хирургии и продуктов по уходу за телом речь уже заходит о триумфе над физическими недостатками и над ущербом, причиненным временем. Нет больше и ограничений в области искусства: если на протяжении веков прославление прекрасного пола было результатом труда поэтов и художников, то отныне это дело прессы, кинематографической промышленности, моды и индустрии косметики. Сегодня мы наблюдаем конечную стадию развития красоты, но, разумеется, не

187

в том смысле, что ее история будто бы закончена, а в том смысле, что утратили силу все давние ограничения на ее распространение. На основе профессионального отношения к эстетическому идеалу (звезды кино, манекенщицы) и массового потребления образцов красоты и косметической продукции открылся новый цикл ее истории. Индустриализация красоты и подчинение ее законам рынка, повсеместное распространение норм и эстетических образцов женственности, новые виды профессиональной деятельности, возникшие благодаря красоте, исчезновение темы роковой красоты, фантастическое количество средств и способов ухода за лицом и телом - совокупность всех этих явлений как раз и выступает основой для представлений о новом этапе в истории женской красоты. После периода элитарности наступило время демократии; после стадии кустарного производства - период включения в экономику и в средства массовой информации. Современные демократии не способствуют упадку культуры прекрасного пола: демократиям сопутствует апофеоз этой культуры.

188

Лихорадочная погоня за красотой и рынок средств по уходу за телом

Ничто не может продемонстрировать новое, демократическое направление в культуре прекрасного пола более наглядно, чем бурный рост числа средств и способов поддержания красоты. Как известно, уже со времен античности женщины использовали румяна и всевозможные притирания, чтобы показать себя в наилучшем виде и скрыть некоторые свои недостатки. Однако не одно тысячелетие, и даже еще при Старом режиме*, употребление косметических средств оставалось уделом элиты общества. Надо было дождаться XX века, чтобы этот обычай перестал быть атрибутом аристократии: отныне (и впервые в истории) средства и способы наведения красоты перестали быть классовой привилегией. Если и имеет смысл говорить о периоде демократизации красоты, то он проявился прежде всего в том, что забота о красоте охватила все слои общества.

Потребление косметики до Первой мировой войны растет в умеренном темпе и быстро увеличивается в 20-

*Старым режимом французы называют период своей истории, предшествовавший Великой французской революции 1799 года.

189

30-х годах. Губная помада пользовалась огромным успехом с 1918 года; масло для загара и лак для ногтей произвели фурор в 30-х годах. Однако максимальный рост массового потребления косметической продукции датируется второй половиной века. Во Франции торговый оборот в парфюмерной промышленности и в производстве косметики с 1958 по 1968 год вырос в 2,5 раза; за период с 1973 до 1993 года он увеличился с 3,5 миллиарда до 28,7 миллиарда франков. За это время потребление косметических средств на душу населения возросло со 106 франков до 840 франков. Благодаря техническому прогрессу, промышленным методам производства, а также поднятию уровня жизни, косметические продукты стали в нашем обществе товарами повседневного спроса и «роскошью», доступной для всех.

В последние десятилетия подобная демократизация не только усилилась, а еще и сопровождалась сменой приоритетов, новой организацией деятельности женщин по уходу за своей красотой, в которой главное внимание отныне сосредоточено на теле. Совершенно очевидно, что старания женщин молодо выглядеть отнюдь не обусловлены этим недавно заявившим о себе феноменом. Однако долгое время все заботы, уделяемые внешнему виду, были связаны с одержимостью собственным лицом и следовали логике декоративности, проявлявшейся как в использовании макияжа, так и в изысках в области модных нарядов и причесок. Но эта тенденция нам уже не свойственна: теперь именно тело и уход за ним требуют от женщин наибольшей затраты сил и энергии на поддержание красоты. В наши дни эстетические методы направлены не столько на то, чтобы создать обманчивую иллюзию красоты, сколько на то, чтобы сохранить тело молодым и стройным; их конечная цель не в искусственном приукрашивании вида кожи, а в ее омоложении, в придании ей свежести и упругости. Во времена борьбы со старением и с избыточным весом центр тяжести переместился от маскирующих дефекты средств к средствам профилактическим, от обычая пользоваться

190

искусственными ухищрениями к практике поддержания тела в хорошей форме, от ловко подстроенных инсценировок к строгим диетам, от барочных излишеств к операциям по омоложению кожи.

Эстетике стройного тела, безусловно, отведено одно из самых главных мест на новой планете красоты. Женские иллюстрированные журналы все безраздельнее заполняют руководства по снижению веса, разделы, пропагандирующие выгоды сбалансированного питания, рецепты некалорийных блюд, оздоровительные упражнения и упражнения для сохранения фигуры. Количество рекламируемых средств для похудения растет в геометрической прогрессии, так же как и количество книг О диетах: в 1984 году в Америке было опубликовано около 300 трудов, посвященных различным диетам, и дюжина из них стали бестселлерами. Во Франции книга Монтиньяка «Я ем и, следовательно, худею» была продана тиражом в 1,5 миллиона экземпляров. Такие звезды, как Джейн Фонда или Виктория Принсипал, делятся с читателями собственными методами борьбы за красоту и стройность. Научные публикации по проблеме ожирения исчисляются тысячами. Отныне культ красоты неотделим от рецептов похудения.

Средства похудения стали товаром массового спроса. В 1989 году в Соединенных Штатах торговый оборот индустрии по производству диетической продукции достиг 33 миллиардов долларов, и оплата пребывания в специализированных клиниках добавила к этому еще около 10 миллиардов долларов. Настало время низкокалорийных диетических продуктов, заменителей пищи и других лекарств, подавляющих аппетит. Во Франции насчитывается около 5000 наименований низкокалорийных продуктов и ежегодно в мире появляется еще 1500 новых light* продуктов. В конце 80-х годов около 100 миллионов американцев потребляли низкокалорий-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Три четверти из этих изнасилованных студенток
Стена молчания разрушена вместо внушения женщинам чувства вины мы наблюдаем обличение мужчин
Изобретение прекрасного пола 143 145 когда женщины еще
Положение дел в настоящее время характеризуется таким разрывом между квалификацией женщин
Она подбивает всех женщин

сайт копирайтеров Евгений