Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

43 R. Barclay: The inner Life of the religious societies of the Commonwealth. 1876, 445; Бернштейн; 215; Ковалевский: От прям. нар., II, 393 и ел., 396; Туг. Барановский: Пром. кризисы. 3-е изд., 437, Sidney und Beat Webb: Die Geschichte d. BriL Tradeunionismus. Пер. Бернштейна, 318.

44 См.: laine. Les origines... l'Ancien regime, 1899. t. II, 1-199, особенно 69-76 и 77 ел.; Кареев: Ист. зап. Европы, т. III, 1913, 146-288.

45 Токвилль особенно четко отметил это. Уже в идеологиях физиократов и экономистов XVIII в. были даны основные черты якобинской идеологии уравнения, "Уже в их книгах отлично выявляется тот революционно-демократический темперамент, который мы знаем так хорошо. Они не только ненавидят привилегии, для них одиозно даже самое несходство: они обожают равенство даже в рабстве. Договоры они не уважают; частные права игнорируют; в из глазах нет никаких частных прав, а есть только общественная польза... Здесь уже видна мысль всех тех социальных и административных реформ, которые революция осуществила". Здесь же дана была уже идеология, благословлявшая всемогущее вмешательство государства, его право "не только управлять гражданами, но формировать их по определенной, заранее предложенной модели", т.е. дана была "та частная форма тирании, которую зовут демократическим деспотизмом и которая осуществлена была якобинцами и Наполеоном. Сообразно с этим до революции еще "искали идеал такого общества в Азии. Я не преувеличиваю, говоря, что не было почти писателя, не высказывавшего горячее восхваление Китая".

"Обычно думают, — продолжает Токвилль, — что те разрушительные теории, которые известны под именем социализма, имеют недавнее происхождение; это ошибка: эти теории современники первых экономистов". Уже в Code de la nature Морелли (появившемся в 1755 г.) социализм четко формулирован". Токвилль далее правильно замечает, что централизация (рост принудительного коммунизма, прослеженный мной выше в 18 в. во Франции) и социализма - продукты одной и той же почвы; они находятся в таких же отношениях друг к другу, кк культивированное дерево по отношению к дикому деревцу". См.: Tocqueville. L'ancien regime et revolution. Paris, 1877,234-243 и ел. вся II кн. и 3 гл. III книги.

Не случайным является и факт широкого разлива этатических теорий, приписывавших государству громадную роль, благославлявших его всестороннее вмешательство в жизнь населения и требовавших его регулирующих функций чуть не во всех областях общественных взаимоотношений. Эти черты — что особенно интересно — мы находим рельефно

382

силу и кристаллизуется в теории и практике якобинства и жирондизма, в теории и практике, воплотившей до конца эти лозунги, экспроприировавшей достояние богачей, пытавшейся водворить полное равенство, уничтожить эгоизм, принудительно сделать всех альтруистами, сведшей "на нет" ценность личности, отдавшей ее в полную собственность власти, не признававшей за ней никаких прав, словом, будем ли мы называть ее "социалистической" или нет, но по существу она была такой и воплощала в себе все ее основные практические лозунги46.

Общее обеднение и истощение страны, вызванное революцией, на время приостановило этот успех, хотя в низах наиболее крайние идеологии, вроде идей Бабефа и "общества равных", продолжали прививаться. Наполеон сумел дать "пищетаксису" иной выход - выход войн и грабежа населения других стран, почему в этот период не было острой надобности покрытия дефицита путем "обобществления" богатств самой Франции.

Но с закрытием этой отдушины и с прекращением грабительски-завоевательных войн пищетаксис пролетариата, в имущественном отношении ничего не получившего от революции, снова вызывает рост разнородных "коммунистических" идеологий, которые с 20-х годов и начинают снова оживать и "роиться" (сен-симонизм и т.д.). К 30 и 40-м годам положение рабочих не улучшилось. Между тем имущественная дифференциация, уменьшенная и нарушенная революцией, к этому времени снова резко усилилась: новая буржуазия успела вылупиться, оформиться, период первоначального накопления капитала закончился и налицо были снова: богачи и беднота, роскошь и голод. Мудрено ли поэтому, что именно в этот период развитие социалистических идеологий приобретает бешеный характер. Они плодятся и родятся десятками и быстро завоевывают сознание пролетариата и бедноты. Появляются идеологии: Анфантена и др. сен-симонистов, П. Леру, Бюше, Луи Блана, Фурье, Кабэ, Прудона, оживляется бабувизм, бланшизм и т.д. В это время "рабочий класс открылся социалистической пропаганде". Все эти доктрины делали тогда прогресс более быстрый, чем при реставрации"47. Согласно сказанному, иначе и быть не могло.

Наконец, то же совпадение резкого ухудшения положения масс и резкого подъема кривой коммунистической идеологии мы видим в 18701871 г., завершившихся "Парижской коммуной".

Рост голода в осажденном Париже шел рука об руку с ростом "заразы" разнообразнейших идеологий этого порядка и вылился в объявление

выраженными не только у этатистов, но и у индивидуалистов того времени. Они свойственны идеологиям: Вольтера.Монтескье, Гольбаха и энциклопедистов, Руссо и физиократов, Тюрго, Мирабо и др. См.: А. Мишель: Идея государства. М. 1909, 1-37. Как административная монархия, просвещенный деспотизм и деспотизм Конвента были разными одеждами одного и того же явления — развитого этатизма, — так и все идеологии, освящавшие их, были разными изданиями одной и той же книги: оправданием этатизма. См. также: И. Тэн: Происхождение..., т. I. СПб., 1907, 340 и след.

46 См. об этом у того же Taine'a: Les origines. La revolution, 1885. L III. Le programme jacobin 69-159.

47 Левассер: Histoire des classes, IL, 10-13 и вся I гл., 430 и ел. Подробный анализ роста успеха этих идеологий и экономического положения масс см. у Isambert: Les idees socialistes en France, 1905. 29,25-40, 115, 180 и passim.

383

"коммуны" со всеми обычными ее лозунгами и практическими мерами48.

Ту же связь нетрудно проследить и в истории Германии. Здесь рост мессалианства, марксизма и др. идеологий этого рода опять-таки намечается с 30-х и 40-х годов - годов индустриальной революции, ухудшения положения рабочих слоев и роста пауперизма. Именно в этот период 30-х и 50-х годов происходит быстрое распространение этих идеологий в их наиболее резких формах. В дальнейшем, с наступлением улучшения положения рабочих в 70-80-х годах и позже (как и в Англии) идеология, особенно на практике, принимает более умеренный, "буржуазный", "социал-соглашательский", характер, чем далее, тем более эта уверенность растет и в начале 20 в. до годов войны от непримиримого коммунизма былых годов остается немногое, разве одна фразеология, да и та приняла весьма умеренные формы49.

Наконец, особенно яркое подтверждение проверяемой теории дают последние годы, начиная с 1815-1816 гг. В это время, особенно к 1918 г., бедность масс во всех воюющих странах возросла; но имущественная дифференциация не уменьшилась, а в связи с военными прибылями усилилась. С этих же годов начинается и небывалый рост исследуемых идеологий. Он наблюдается и в количественном отношении, в смысле завоевания ими все новых и новых слоев обедневшего населения, и в отношении качественном.в смысле роста крайних течений за счет более умеренных, в смысле общего сдвига этих идеологий "налево".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Сердцу закон непреложный радость страданье одно
При наличности таких-то
Отправляется экспедиций
Любое население распадается на множество таких коллективов

сайт копирайтеров Евгений