Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В первом случае дело происходит так: поставленные указанными условиями в необходимость жить совместно, люди вначале взаимодействовали без всякого порядка. Никакого шаблона не было. Но, продолжая свое сосуществование, они постепенно приспособлялись друг к другу. Определенные взаимоотношения чаще и чаще повторялись. Повторявшиеся взаимоотношения становились привычными. Привычные поступки

40

становились с течением времени обычаем. Соблюдение обычая постепенно делалось обязательным правилом. От каждого члена стали требовать, чтобы он поступал по "обычаю", "как все", "как заповедали наши деды и прадеды", "по старине". Кто не соблюдал обычая, того принуждали соблюдать или наказывали. Обычай, таким образом, мало-помалу превращался в юридическое правило. Совокупность таких юридических правил, указывающих надлежащее поведение в определенной области взаимоотношений (например, во взаимоотношениях родителей и детей, и супругов, или в области владения, распоряжения и пользования вещами, или в области наследования, или в области суда и властвования), составляла социально-правовой институт, например, институт семьи, наследования, институт суда и власти. Совокупность таких институтов любой группы составляет ее социально-правовую организацию. Таким образом, при бессознательном возникновении организации установление последней проходит через следующие этапы: 1)акты, которыми обмениваются взаимодействующие индивиды, 2) их повторение, 3) привычка как следствие повторения актов, 4) обычай как укоренившаяся привычка всех или большинства членов группы, 5) юридическое правило как осознанный обычай, 6) социально-юридический институт как совокупность юридических правил, 7) социальная организация группы как совокупность институтов. Через такие этапы происходит бессознательная организация любого коллектива. Так именно устанавливался порядок (организация) во всех древних обществах. Никто сознательно не вырабатывал здесь законов; никто преднамеренно не устанавливал прав и обязанностей членов первобытных обществ. Они сложились постепенно, сами собой, согласно этой схеме. Такие явления мы наблюдаем часто и теперь. Возьмем учеников какой-либо школы. Вначале они не знакомы друг с другом. Встретившись в одной школе, они не знают еще, как относиться друг к другу, с кем дружить, кого из товарищей слушаться, что делать. По мере того, как их встречи продолжаются, определенные взаимоотношения между ними начинают чаще и чаще повторяться. После небольшой совместной жизни начинает проясняться: кто из учеников будет "застрельщиком" и "коноводом", кого будут слушаться; кто будет наиболее знающим; кому будут подражать, с кем дружить и т.д. С течением времени "коновод", в виде власти, выделяется. Он мало-помалу привыкает "верховодить" и "властвовать", требовать послушания и исполнения своих приказов, непокорных товарищей - укрощать, покорных одобрять. Остальные мало-помалу привыкают его слушаться, ему повиноваться. В итоге - организация взаимоотношений учеников, или организация школьного коллектива, приобретает ясность. В ней есть свой вождь и подданные. Одни берут на себя задачу подсказывать, подсовывать шпаргалки, другие - пользоваться этими услугами, одни (обычно старшие классы) становятся аристократами, имеющими право на подчинение других (новичков), другие - низшими членами, обязанными "слушать", что говорят им "старшие", и т.д. Без всяких законов, нарочитых "конституций" само собой образуется таким образом маленькое ''школьное государство" со всеми признаками организации.

41

Таким же путем совершается организация и многих других коллективов.
Сознательный порядок установления организации группы или общества совершается быстрее и иначе. Примером его может служить открытие любого общества, например, научного или акционерной компании. Лица, желающие образовать такое общество, сознательно собираются вместе, сознательно и обдуманно вырабатывают "устав" или "конституцию", делают об этом заявление власти госудаства, и "общество" (например, "Социологическое общество" или "Кооперативное о-во" такой-то деревни) появляется на свет уже организованным; - устав его точно определяет: кто может быть членом общества, каковы его права и обязанности, как выбирается правление или комитет общества, каковы права и обязанности членов комитета или правления, из скольких лиц они составляются и т.д. Словом, в этом случае общество или группа появляются на свет сразу готовыми, организованными.
Но такое явление возможно, очевидно, только в культурной среде, где люди привыкли жить совместной жизнью, где они имеют общие интересы, общие цели и симпатии.
Так или иначе, но всякая совместная живущая и взаимодействующая друг с другом в течение продолжительного времени группа людей в конце концов из неорганизованной становится организованной, взаимные отношения членов шаблонизируются, приобретают точную форму, права и обязанности их определяются, группа оказывается упорядоченной, организованной. В ней выделяются властвующие и подвластные, начальники и подчиненные, каждому члену отводится своя профессия, вырабатываются правила взаимного поведения каждого члена в тех или иных случаях жизни (например, как вести себя при вступлении в брак, при приобретении собственности, при исполнении своих обязанностей, при заключении договоров и т.д.).
Это относится ко всякому организованному коллективу, начиная с семьи, с кружка самообразования, с кооперативного союза, с церковного объединения верующих, с политической партии и кончая государством, союзом государств, "Интернационалом" и "Лигой народов". В каждом из этих организованных коллективов есть властвующие (глава семьи, "коновод" школьного кружка, правление кооператива, патриарх или церковный синод, комитет партии или ее лидер, государственная власть, президиум "Интернационала", "Совет пяти" "Лиги народов") и подвластные, поведение их членов определено, права и обязанности очерчены, взаимоотношения членов группы выяснены.

Трудность установления порядка

Не следует думать, однако, что организация социальной группы совершается легко и
безболезненно. Если подробно изучать процесс ее установления, то дело это представляется весьма сложным и стоющим колоссальных жертв. Эти жертвы особенно велики были в прошлом. В любой сколько-нибудь обширной группе всегда имеется некоторое число членов, которые не желают или не могут подчиняться установленному порядку. Вольно или невольно они его нарушают и ста-

42

раются нарушить. Так, в государстве имеются преступники, нарушающие законы государства, лица и партии, сознательно не подчиняющиеся государственной власти и стремящиеся низвергнуть установленный порядок. В церковной группе были и остаются еретики, не разделяющие догматов веры и не подчиняющиеся органам церковной власти. В семейной группе часто имеются члены, не подчиняющиеся главе семьи и поступающие наперекор установившемуся порядку. В политической партии имеются члены, не согласные с тактикой и политикой центрального комитета, пытаются их сместить, а политику партии сделать иной.
Для того чтобы сохранить установленную организацию или установившийся порядок группы, чтобы помешать его нарушению, группа или органы групповой власти принуждены этот порядок поддерживать принудительно. Это принуждение может выражаться в разных формах. В союзах добровольных, вход и выход из которых свободен, например, в современных политических партиях, непокорные члены исключаются из группы. В союзах недобровольных, например, в государстве, принуждение может выразиться в том, что "бунтовщика" насильственно заставляют подчиняться установленному порядку. Так, должник, который не платит долга, принуждается уплатить его насильственно, его имущество распродается и из вырученной суммы долг уплачивается. Свидетель, не явившийся на суд, подвергается насильственному приводу. Человек, буянивший в публичном месте, насильственно уводится в участок. В других случаях виновный наказывается за нарушение порядка. Начинаясь с краткого ареста, наказание кончается полным уничтожением виновного: расстрелом, повешением, гильотинированием, в прошлом колесованием, сожжением, зарытием живым в землю, утоплением, раздиранием на части и т.д. Число жертв - нарушителей порядка - огромно. Вся история человечества полна карами и жертвами кар. И в прошлом и теперь, вплоть до порядка Советской России, государственная власть сотнями и тысячами убивала нарушителей закона, лиц, стремящихся ее низвергнуть, десятки тысяч их сажались в тюрьмы, посылались на каторгу, всячески "обезвреживались", и такими же мерами власть старалась поддерживать существующую организацию государства. То же меньших размерах происходило и происходит и в других группах. В семье некоторые члены наказываются семейной властью или изгоняются из семьи.
В древности наказание часто принимало форму убийства. В церковном коллективе в прошлом непокорные еретики сжигались, убивались, на них накладывались тяжкие епитимий, анафема и отлучение. То же, кроме смертной казни, практикуется и теперь. В партии, в кооперативе, в любом обществе - в научном, в экономическом, в профессиональном и т.д. — непокорные члены принудительно исключаются, подвергаются выговору, штрафам и др. наказаниям. Словом, организация групп редко существует и поддерживается без принуждения. Исключение или отлучение от группы, принудительное подчинение порядку группы, наказание — таковы обычные принудительные способы поддержания организации коллективов. И чем люди менее приспособлены к совместной жизни, чем более порядок группы для них или для части членов группы неприемлем, тем при-

43

нуждение сильнее, наказание беспощаднее, террор - безграничнее. Так было в прошлом, так обстоит теперь и, по-видимому, долго еще будет продолжаться так в будущем.
Таковы два основных способа — сознательный и бессознательный установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этой организации. Кристаллизировавшись в форме определенной организации, любая группа тем самым из бесформенного социального тела превращается в социальное тело с определенным скелетом, в тело устойчивое, имеющее ясные очертания.

Литература: П. Сорокин: Система социологии, т. I, гл. VII; М. Ковалевский: Современный обычай и древний закон, т. I и II; Ross: Social Control; Л. Сорокин: Преступление и кара, подвиг и награда, гл. VI и VII; Палант: Очерк социологии, 2-я часть.

§3. КАК РАСПАДАЮТСЯ И ИЗМЕНЯЮТСЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЕДИНСТВА

Коллективные единства подобны волнам моря. Они возникают, длятся и распадаются. Одни очень быстро после своего возникновения. Другие после продолжительного существования. На место распавшихся коллективных единств, т.е. оборвавшихся процессов взаимодействия, рождаются новые и рано или поздно снова исчезают, давая место новым процессам взаимодействия. Общественная жизнь представляет не что иное, как непрерывный поток и смену возникающих, длящихся и исчезающих коллективных единств. Они как волны — временны, океан же общественной жизни вечен. Одна семья сменяется другой, на место одного государства приходит другое, на место одной партии - новая, одной религии — иная и т.д.
Распад социальных групп
Встает вопрос: каковы же условия разрушения коллективных единств или возникших процессов взаимодействия? Что заставляет людей обрывать взаимодействие и таким образом прекращать бытие возникшей социальной группы?
Все то, что ведет к изолированию (к разъединению) взаимодействующих индивидов, — все это является и может быть условием, вызывающим распадение образуемого ими коллектива.
Такими условиями могут быть условия космического, биологического и социально-психического порядка.
В правильности этого мы можем убедиться из изучения причин смерти людей. Смерть членов группы или всей группы, очевидно, является абсолютным "разлучником" взаимодействующих людей. Со смертью человека непосредственное взаимодействие с ним невозможно. Оно прекращается.
Причинами смерти могут быть: 1) космические условия (смерть от удара молнии, от огня, от оборвавшегося куска скалы, от наводнения, от холода и т.п.); 2) биологические условия (смерть от ужаления змеи, от заражения бактериями чумы, холеры, тифа, от нападения хищных животных, от голода и т.п.); 3) социально-психические условия (смерть на поле брани, от

44

отравления или кинжала другого человека, смерть "от ужасной вести", самоубийство от несчастной любви, проигрыша казенных денег, позора, смерть по приговору суда или власти и т.д.).
Отсюда видно, что причинами смерти, а следовательно, и прекращения существования группы, может быть ряд явлений трех указанных порядков. Вызывая смерть членов группы, эти условия вызывают тем самым и распад группы.
Но для этого распада, т.е. прекращения взаимодействия, вовсе не нужно физической гибели взаимодействующих лиц. Достаточно, если они будут разъединены (изолированы) друг от друга. Это разъединение может быть вызвано и космическими причинами (например, кораблекрушением, следствием чего может быть то, что один попадает на один остров, другой — на другой, наводнением, землетрясением, высыханием почвы, в силу чего группа должна будет разделиться на части и искать "новые места", и т.д.), и биологическими причинами (голодом, неурожаем, заставляющим часть членов группы идти в хлебные места, болезнью, например, холерой, сифилисом, ведущей к изоляции больного от здоровых и к разрыву супружеских союзов, дряхлостью и т.п.); и социально-психическими условиями (закрытие общества полицией, ссылка или заключение преступника в тюрьму, несогласия и раздоры, уничтожение телефонов, почты, телеграфа и др. средств общения и т.п.).
Таких фактов можно указать сколько угодно. Все они подтверждают правильность нашего положения.
От указанного понимания распада или исчезновения коллективных единств следует отличать процессы изменения их организации.

Изменение социальных групп

Коллективное единство перестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью или всеми его членами. Организация же его может измениться без прекращения этого взаимодействия. Так, в государстве монархия может смениться республикой, или обратно. Но ни население государства, ни взаимодействие между его подданными от этого не прекращается. Организация государственной группы изменилась, но сама группа не прекратила существования. Больше того: государство может потерять свою независимость и попасть под власть другого государства. Но если его население составляло и составляет тесное взаимодействующее целое, то коллективное единство, образуемое им, не перестает существовать и после потери своей независимости. Кто-нибудь может развестись с женой и таким образом изменить порядок своих отношений к жене. Но если и после развода бывшие супруги продолжают влиять на взаимное поведение и переживания, то коллективное единство, составляемое ими, мы, согласно сказанному, должны признать существующим. Исчезла только организация образуемой ими группы, старая организация заменилась новой, но сама группа
осталась.
Из этих примеров мы видим разницу между исчезновением коллективного единства и изменением или исчезновением организации.
Эти различные явления часто путают, когда говорят об "упадке го-

45

сударств" и "гибели нации", "крушении партии", о "падении церкви" и др. социальных групп.
Прекращение коллективного единства ведет к исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена ее другой вовсе еще не означают исчезновения и распада коллективного единства, а означают только, что форма, порядок или организация последнего изменилась.
Таковы вкратце основные условия, вызывающие возникновение, продолжение и исчезновение коллективных единств, т.е. возникновение, продолжение и исчезновение процессов взаимодействия между двумя или большим числом индивидов.

Литература: П. Сорокин: Система социологии, гл. VII; Палант: Очерк социологии. Главы о гибели обществ.

В предыдущем мы познакомились с строением простейшей модели социального явления. Кратко рассмотрели его элементы, указали, почему взаимодействующие люди образуют коллективное единство. Указали основные условия возникновения, продолжения и распадения коллективных единств. Наконец, подчеркнули, что любое население распадается на множество таких коллективов или групп, а вся общественная жизнь образуется из множества таких процессов взаимодействия.
Теперь мы можем перейти к изучению строения населения любой заселенной области земной поверхности.
Из предыдущего уже ясно, что совместно живущие люди не одинаково сильно связаны друг с другом'. Население любой территории не представляет однообразной серой массы, чего-то единого целого, а оно распадается на множество коллективов или групп, члены которых сильнее обусловливают свое поведение, чем поведение лиц, принадлежащих к другим группам. Подобно тому, как частицы слюды не одинаково прочно связаны друг с другом, а образуют ряд слоев, легко отделяющихся друг от друга, так население какой-либо области распадается на ряд слоев или групп, члены каждой группы теснее и сильнее связаны друг с другом, чем с членами других групп. По линии таких групп население расслояется легче, оно все как бы составлено из множества отдельных групп или слоев, с тем отличием от слюды, что здесь расслоение сложнее; оно идет не только параллельными горизонтальными рядами, но и вертикальными, и по линиям, пересекающим друг друга. Возьмете ли вы население деревни или города, вы легко заметите в нем указываемое расслоение на ряд

46

седельных, более тесных групп или коллективных единств. Прежде всего Mbi видим, что в том населении имеется расслоение по семьям. И население деревни, и население города составлено из множества семейных коллективных единств. Члены каждой семьи теснее связаны друг с другом, чем с членами других семейств. Но семейным расслоением дело не ограничивается. Население города и отчасти деревни расслаивается и по иным линиям. Так, в населении города есть люди разных религий: православные, католики, протестанты. Католики чувствуют себя более близкими друг к другу, чем к людям иной веры. То же имеет значение для православных и протестантов. Значит, наряду с семейным расслоением имеется в населении расслоение на религиозные группы. Далее, в большом городе обычно живут подданные разных государств. В Петрограде есть русские, немцы, англичане, французы и т.д. Принадлежность к одному государству сильнее связывает граждан одного государства и образует из них особое коллективное единство. В силу этого население, где совместно живут подданные разных государств, снова расслаивается по линии государственной принадлежности, не совпадающей с линиями семейного и религиозного расслоения. Далее, любое население расслаивается на слои богатых и бедных, властвующих и подвластных, лиц различных профессий и т.д. Выходит, таким образом, что каждое население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вопрос о системе выборов можно считать предрешенным

Подробный бюджет дохода
Теория творчества
Сорокина quot

сайт копирайтеров Евгений