Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Каракалпаки (6,2 тыс. чел.) в Российской Федерации живут главным образом в городах (73,7%), хотя в Средней Азии они составляют преимущественно сельское население. Общая численность каракалпаков превышает 423,5 тыс. чел., из них в Узбекистане проживают 411,9 тыс. чел.
Карачаевцы (150,3 тыс. чел.)- коренное население Карачая (в Карачаево-Черкесии), где проживает большая их часть (свыше 129,4 тыс. чел.). Карачаевцы живут также в Казахстане, Средней Азии, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево-балкарском языке.
Балкарцы (78,3 тыс. чел.) - коренное население Кабардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также в Казахстане и Киргизии. Общая их численность достигает 85,1 тыс. чел. Балкарцы и родственные им карачаевцы - мусул ьмане-сун ниты.
Кумыки (277,2 тыс. чел., из них в Дагестане - 231,8 тыс. чел., в Чечено-Ингушетии- 9,9 тыс. чел., в Северной Осетии - 9,5 тыс. чел.; общая численность- 282,2 тыс. чел.)- коренное население Кумыкской равнины и предгорий Дагестана. В большинстве своем (на 97,4%) сохранили родной язык - кумыкский.
Ногайцы (73,7 тыс. чел.) расселены в пределах Дагестана (28,3 тыс. чел.), Чечни (6,9 тыс. чел.) и Ставропольского края. Живут также в Турции, Румынии и некоторых других странах. Ногайский язык распадается на караногайский и кубанский диалекты. Верующие ногайцы - мусульмане-сунниты.
Шорцы (самоназвание шор) достигают численности 15,7 тыс. чел. Шорцы- коренное население Кемеровской области (Горной Шории), живут также в Хакасии и Республике Алтай. Верующие шорцы - православные христиане.
200

Иранская группа
Иранские народы распространились с территории Кавказа в Среднюю Азию; 3/4 их составляют таджики, имеющие близкие родственные народы в Северном Иране. Вторым по численности иранским народом являются осетины, находящиеся под более сильным влиянием русских, чем другие горские народы. Тюрки-азербайджанцы по своей культуре ближе к иранцам.
Осетины (402 тыс. чел.) - основное население Северной Осетии (около 335 тыс. чел.), живут также в Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии. Делятся на две субэтнические группы: ирон-цев и дигорцев (последние сосредоточены главным образом на северо-западе Осетии). Иронский диалект был положен в основу осетинского литературного языка.
Курды (4,7 тыс. чел.) живут преимущественно в Краснодарском крае. В бывшем СССР численность курдского населения достигала 152,7 тыс. чел. (Кавказ и Средняя Азия). Курды являются автономным населением Курдистана - части Ирана (5,5 млн. чел.), Турции (6,5 млн. чел.), Ирака (4 млн. чел.), Сирии (720 тыс. чел.). Общая численность курдов превышает 17 млн. чел. Верующие курды - мусульмане-сунниты, хотя среди них есть мусульмане-шииты и христиане.
Таты (19,4 тыс. чел.) живут в южных районах Дагестана (12 тыс. чел.) и небольшими группами в других республиках Северного Кавказа. В Азербайджане проживает около 10 тыс. татского населения. Все таты делятся по религиозному признаку на три группы: таты-мусульмане (шииты), таты-иудаисты (горские евреи) и таты-христиане (монофиситы).
201

Горские евреи (самоназвание джухур)- этнолингвистическая группа в составе евреев, а также этнокон-фессиональная группа в составе татов (11,3 тыс. чел. в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии). Говорят на татском языке, имеющем махачкалинско-нальчикский, дербентский, кубанский говоры.
К числу проживающих в РФ народов, говорящих на языках иранской группы индоевропейской языковой семьи, относятся также таджики (38,2 тыс. чел.), среднеазиатские (бухарские) евреи (этнолингвистическая группа евреев, 1,4 тыс. чел., говорят на северотаджикском диалекте), талыши (0,2 тыс. чел.), белуджи (0,3 тыс. чел.), ирани (персы) (2,6 тыс. чел.), афганцы (пуштуны) (0,9 тыс. чел.).
Монгольская группа
Все монгольские народы принято подразделять на несколько больших подгрупп, самыми крупными из которых являются буряты и калмыки. Хотя многие народы Азии, например тувинцы, алтайцы и эвенки, испытали на себе сильное влияние монгольской культуры, их языки не относятся к монгольской группе и их следует рассматривать отдельно. Только очень небольшая доля тех, кто принадлежит к монгольским народам, считает русский язык родным.
В XVII в. буряты вели кочевой образ жизни, многие из них платили дань монголам, но после того как была установлена граница между Монголией и Россией, большая их часть решила остаться на российской территории. Они сохраняли старинные традиции и находились под косвенным, а не прямым управлением царского пра-
202

вительства. Калмыки, как и буряты, говорят на одном из диалектов монгольского языка. Первоначально они жили на территории Западной Монголии (в Джунгарии), а в начале XVII в. мигрировали в Нижнее Поволжье, спасаясь от феодальных войн. К началу XVIII в. они перешли от шаманизма к буддизму и их культурные связи с Монголией сохранились. Позднее, под давлением царского правительства, часть калмыков вернулась в Китай, а оставшиеся 13 тыс. поселились на юго-западе Астраханской губернии. Как и буряты, калмыки имели своих племенных правителей. После революции кочевое скотоводство стало для калмыков менее важным, и в 1930-е годы, после насильственной коллективизации и прикрепления к земле, оно почти полностью исчезло.
Буряты (421 тыс. чел.)- коренное население Бурятии (249,5 тыс. чел.), Усть-Ордынского автономного округа Иркутской области (49,3 тыс. чел.), Агинского Бурятского автономного округа Читинской области (42,4 тыс. чел.). Небольшие группы бурят проживают в Монголии и на северо-востоке Китая. Их общая численность в мире достигает 500 тыс. чел. Несмотря на христианизацию, западные буряты оставались шаманистами, а верующие буряты Забайкалья - буддисты-ламаисты.
Калмыки (самоназвание хальмг) достигают численности 165,8 тыс. чел., составляют основное население Калмыкии (146,3 тыс. чел.), но живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях, Ставропольском крае и в Сибири. Верующие калмыки - буддисты (ламаизм, школа гелугпа), но часть из них - православные христиане.
Халха-монголы (2,1 тыс. чел.) живут в крупных городах, в основном в Москве. Подавляющая часть халха-
203

монголов живет в Китае (Внутренняя Монголия) и в Монголии. Верующие - буддисты-ламаисты.
Корейская группа
Эту языковую группу составляет один народ- корейцы (107,1 тыс. чел.; всего в мире 69,8 млн. чел.). Большая часть корейцев живет в двух государствах Корейского полуострова, но заметные их группы есть также в Китае (1,92 млн. чел.), Японии (670 тыс. чел.), США (500 тыс. чел.) и в среднеазиатских республиках бывшего СССР (438,7 тыс. чел.). В России наиболее компактные группы корейцев проживают на Сахалине (35,2 тыс. чел.), в Приморском крае (8,5 тыс. чел.). Ростовской области (7,1 тыс. чел.). Краснодарском крае (1,8 тыс. чел.), Ставропольском крае (4,6 тыс. чел.), Кабардино-Балкарии (5 тыс. чел.) и Северной Осетии (3 тыс. чел.). Большая часть корейцев России владеет русским языком. Верующие российские корейцы придерживаются традиционных верований, составляющих сложное переплетение буддийских, конфуцианских, даосистских представлений с элементами христианства (которое в форме православия распространилось среди корейцев России в конце XIX в.) и мощным пластом древних шаманских культов.
Народы Севера
Коренное население Российского Севера гораздо более разнообразно и многочисленно, чем население арктической и субарктической Америки. Советские этно-
204

графы использовали понятие "малые народы Севера" для общего обозначения 26 народов, принадлежащих к алтайской и уральско-юкагирской семьям и палеоазиатским народам, но исключили при этом две большие по численности национальные северные группы - коми и якутов. Наряду с мордвой, удмуртами и марийцами они были причислены к финно-угорским народам. С другой стороны, эстонцы и карелы, хотя и принадлежащие к финно-уграм, были отнесены к группе балтийских народов.
Численность некоторых народов Севера при царском режиме сокращалась, но вряд ли можно говорить об изменении этой ситуации после революции: численность их, например, с 1926 по 1970 г. возросла менее чем на 10%. Правда, частично это объясняется ассимиляцией народов Севера с русскими мигрантами, которую не смогло предотвратить широко разрекламированное изобретение письменности почти всеми малыми народами, численностью более 30-40 тыс. чел. В результате миграции русских все народы Севера, уже в первые десятилетия советской эпохи, за исключением коми-пермяков, стали меньшинствами на собственных территориях, носивших их имя.
Якуты (самоназвание саха) в РФ достигают численности 380,2 тыс. чел., в Якутии - 365,2 тыс. чел. Основные территориальные группы якутов - амгинско-лен-ские, вилюйские, олекминские, северные якуты-оленеводы. Якутский язык входит в карлукскую ветвь тюркских языков.
Долганы (6,6 тыс. чел.) живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе, главным образом в Хатангском районе, а также в Якутии. Говорят на долганском диалекте якутского языка. По вероисповеданию православные.
205

Эвенки (29,9 тыс. чел.) живут от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и р. Амур на юге, а также на северо-востоке Китая (20 тыс. чел.). Верующие эвенки - православные, при сохранении мощного пласта дохристианских верований.
Эвены (устаревшее название ламуты) достигают численности 17,2 тыс. чел. Они населяют территорию Охотского побережья и прилегающих к нему районов Верхнеколымского бассейна, а также побережья Гижи-гинской и Пенжинской губ. Распространенная религия - православное христианство, но сохранились и дохристианские религиозные представления.
Нанайцы (12 тыс. чел.) живут в основном в Хабаровском крае на Амуре (районы Хабаровский, Нанайский, Комсомольский), а также в Приморском крае, на Сахалине. Часть нанайцев (4,2 тыс. чел.) расселена в Маньчжурии (КНР). Формально к XIX в. нанайцы были обращены в православие, однако сохранили традиционные верования - анимизм, шаманизм.
Ульчи (3,2 тыс. чел.) живут в Ульчском районе Хабаровского края (2,7 тыс. чел.) и некоторых других регионах Приамурья. Верующие ульчи - православные.
Удэгейцы (1,9 тыс. чел.)- один из народов Хабаровского и Приморского краев (живут в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.). Язык удэгейцев бесписьменный. Среди удэгейцев преобладают традиционные верования - шаманизм, анимизм.
Орочи (915 чел.) живут в Хабаровском крае дисперсно, преимущественно на р. Тумнин близ г. Советская (в прошлом Императорская) Гавань, а также на Амуре.
206

Язык орочей бесписьменный. Современные орочи двуязычны, но молодое поколение владеет только русским. Почти 80% орочей считает родным русский язык.
Негидальцы (622 чел.) преимущественно живут в Хабаровском крае на реках Амур и Амгунь. Традиционные верования негидальцев - анимизм, шаманизм. В XIX в. они были формально крещены в православие.
Ороки (179 чел.) проживают в Сахалинской области. Орокский язык относится к числу бесписьменных. Верующие ороки исповедуют православие.
Селькупы (остяки-самоеды, остяки; 3,6 тыс. чел.) живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и в других районах Тюменской области (1632 чел.), в Каргасокском, Парабельском, Верх-некетском, Колпашевском районах Томской области (1347 чел.), а небольшая их группа- в Туруханском районе Красноярского края. В составе селькупов различаются две территориальные изолированные группы:
северные и южные селькупы. В 1989 г. русский язык в качестве родного назвали 50,6% селькупов. Для традиционной религии селькупов характерны анимистические представления.
Нганасаны (самоеды-тавгийцы; 1,3 тыс. чел.) расселены в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе (849 чел.). Разделяются на две группы: западные (авамские нганасаны, с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка) и восточные (вадеевские нганасаны, с центром в пос. Новая). Различаются авамский и вадеевский говоры. Вадеевские нганасаны владеют также долганским языком. Сам нганасанский язык бесписьменный. По религиозным воззрениям нганасаны - шаманисты.
Энцы (198 чел.; по данным этнографических опросов, 340 чел.) - коренное население Таймырского (Дол-207

гано-Ненецкого) автономного округа (103 чел.). Живут в Усть-Енисейском и Дудинском районах. Энецкий язык имеет диалекты. Верующие.энцы - православные.
Юкагирская группа
Юкагиры (самоназвание одул, вадул; устаревшее русское наименование омоки) достигают численности 1,1 тыс. чел., живут в Нижнеколымском районе (тунд-ренные юкагиры, или одул). Юкагирский язык имеет тундренный и таежный диалекты. Распространены также якутский, эвенский и чукотские языки. С XVIII в. среди юкагиров внедрялось православие, однако они сохранили и дохристианские верования.
Чукотско-камчатская группа
Чукчи (15,1 тыс. чел.)- коренное население Чукотского автономного округа (11,9 тыс. чел.). Живут также на севере Корякского округа (1,5 тыс. чел.) и в Нижнеколымском районе Якутии (1,3 тыс. чел.). В 1989 г. более 1,5 тыс. чел. проживало в городах Магадан, Анадырь. Христианизированы слабо. Традиционные верования - анимизм, шаманизм.
Коряки (единого самоназвания не имели; 8,9 тыс. чел.)- коренное население Корякского автономного округа Камчатской области (6,6 тыс. чел.). Живут также в Чукотском автономном округе и в Северо-Эвенском районе Магаданской области (1 тыс. чел.). Общая численность в бывшем СССР - 9,2 тыс. чел. Основные группы - коряки береговые, оседлые, и коряки оленные, кочевые. Обращены в православие, но сохраняют и традиционные верования - шаманизм, промысловые культы.
208

Ительмены (камчадалы; 2,4 тыс. чел.) - коренное население Камчатки. Верующие ительмены - православные. Компактно (1,2 тыс. чел.) проживают в Тигильском районе Корякского автономного округа и Магаданской области (509 чел.).
Эскимосско-алеутская группа
Эскимосы, азиатские эскимосы (самоназвание юпигыт, югыт; 1,7 тыс. чел.) живут смешанно с чукчами на восточном побережье Чукотки и на о. Врангеля. Американские эскимосы живут также в США (35 тыс. чел.), Канаде (26 тыс. чел.), Гренландии (45 тыс. чел.). Азиатские эскимосы практически не христианизированы и сохранили свои традиционные верования - промысловые культы, шаманизм.
Алеуты (самоназвание алеут, унанган) - коренное население Командорских островов. В России проживает всего 644 алеута, а их численность на территории бывшего СССР достигала 702 чел. Алеуты живут также в США (Алеутские острова, юго-западная оконечность Аляски и некоторые прилегающие к Аляске мелкие острова). Общая численность алеутов в мире составляет 3 тыс. чел. Алеутский язык распадается на уналашкин-ский (восточный), аткинский (центральный), аттуанский (западный) диалекты. Родной язык сохранили немногие алеуты, перейдя в основном на русский или английский (в США) языки. Все алеуты, православные, на них сильное влияние оказала русская культура. Для традиционных верований алеутов характерны вера в духов, шаманство.
209

Китайско-тибетская группа
Китайцы в настоящее время представлены как собственно китайцами, так и их потомками от смешанных браков, которые считают себя китайцами, но в большинстве не знают китайского языка. В 90-е годы XX в. численность китайцев в России возросла и требует уточнения.
Кавказские народы
Кавказ - живой музей языков и народов, которые населяли эту территорию с древнейших времен. Это армяне, чей язык относится к индоевропейскому; народы Северо-Западного Кавказа- абхазы и адыги; на-хские народы - чеченцы и ингуши, населяющие склоны Большого Кавказского хребта; картвелы (грузины), занимающие юго-западную и центральную часть Кавказа, а также около 30 народов Дагестана. Автономия кавказских народов сыграла важную роль в сохранении национальных языков, поддерживая преподавание на родных языках, трансляции передач национального радио и телевидения.
На Кавказе всегда был обычен би- и трилингвизм, но в процессе советизации русский язык постепенно вытеснял тюркский в качестве lingva franca, языка межнационального общения. Культурное доминирование русских вызвало эрозию даже такого древнего языка, как грузинский, но процесс русской экспансии и колонизации затронул Кавказ в гораздо меньшей степени, чем Сибирь.
210

Нахско-дагестанская группа
Нахская подгруппа
Чеченцы (самоназвание нохчий; 899 тыс. чел.)- коренное население Чечни. Их численность в Чечне и Ингушетии составляет 734,5 тыс. чел., в Дагестане - около 58 тыс., в Ставропольском крае- 15 тыс., в Волгоградской области - 11,1 тыс., в Калмыкии - 8,3 тыс., в Астраханской области - 7,9 тыс., в Саратовской области - 6 тыс., в Тюменской области - 4,6 тыс., в Северной Осетии - 2,6 тыс., в Москве - 2,1 тыс. чел. В Казахстане численность чеченцев достигает 49,5 тыс. чел., в Киргизии - 2,6 тыс., на Украине - 1,8 тыс. чел. Чеченцы - мусульмане-сунниты, среди них распространены суфий-ские учения двух толков - накшбанди и надири. Особую экстерриториальную группу составляют чеченцы-аккинцы Дагестана.
Чеченский язык делится на ряд диалектов: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, кистинский (под сильным влиянием грузинского языка), галанчожский (близкий к ингушскому языку). В составе нахской подгруппы вместе с ингушским и чеченским выделяется также бацбийский язык, употребляемый в единственном Цова-тушинском селении Ахметаского района Грузии.
Ингуши (самоназвание галгаи; в Российской Федерации 215,1 тыс. чел.) проживают в Ингушетии и Чечне (163,8 тыс. чел.). Северной Осетии (32,8 тыс. чел.) и др. Общая численность ингушей составляет более 237 тыс. чел. Верующие ингуши, как и большинство коренных народов Северного Кавказа, - мусульмане-сунниты.
211

Дагестанская подгруппа
Аваро-андо-цезская ветвь. Аварцы - коренное население Дагестана. Их численность в РФ, включая родственные андийские, цезские народы, арчинцев (говорящих на языке, близком к лезгинскому), составляет 544 тыс. чел., в том числе в Дагестане - 496,1 тыс. Аварцы живут также в Чечне, Калмыкии, а кроме того, в Азербайджане (44,1 тыс.), Грузии (4,2 тыс.), Казахстане (2,8 тыс.). Общая численность всех аварцев достигает 601 тыс. чел. Диалекты аварского языка делятся на две группы: северное наречие и южное наречие. Аварцы исповедуют суннитское направление ислама.
Андийские народы - группа народов в составе ан-до-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана. Их общая численность в РФ (вместе с цезскими народами) достигает, по оценочным данным за 1992 г., 55-60 тыс. чел. Андийские народы населяют высокогорья Западного Дагестана и в языково-культурном отношении родственны аварцам. Среди них выделяются андийцы (около 30 тыс., по оценкам 1992 г.). Андийский язык имеет семь говоров, которые объединяются в два сильно различающихся между собой диалекта- верхнеандийский и нижнеандийский. Среди андийцев распространены также аварский и (у мужчин) чеченский языки. В качестве отдельных андийских народов можно назвать ахварцев, багулалов (или кванадинцев), ботлихцев, годоберинцев, чамалалов, каратинцев, тиндалов. Языки этих народов обычно употребляются в пределах лишь одного или нескольких аулов, поэтому для общения между собой и с народами цезской группы используется аварский язык.
Цезские народы - группа этносов в составе андоцезских (андодидойских) народов Дагестана; родствен-
212

ны аварцам, в составе которых и учитывались при проведении переписей. Эта группа народов - коренное население Западного Дагестана. Их селения разбросаны по ущельям в приграничной с Грузией полосе. Часть цез-ских народов в годы советской власти переселилась на Кумыкскую плоскость. Цезские языки имеют значительное количество диалектов; различия между этими языками сильнее, чем между андийскими. Наиболее крупный народ - цезы (или дидойцы), которые кроме Западного Дагестана живут также в Грузии. Их общая численность, по оценке 1989 г., 8 тыс. чел. Часть исследователей считает дидойцев субэтнической группой в составе аварцев. Другие цезские народы - хваршины, гинухцы, гунзиб-цы,бежтинцы.
Даргинская ветвь. Даргинцы в РФ (вместе с кайтаг-цами и кубачинцами) достигают численности 353,3 тыс. чел., в том числе в Дагестане - 280,4 тыс. чел., в Ставропольском крае- 32,7 тыс. и в Калмыкии- 12,9 тыс. Общая их численность- 365 тыс. чел. Важнейшие диалекты даргинского языка - акушинский, цудахарский, урахинский (хюркилинский). сирхинский, мекегинский, хайдагский, муэринский, губденский, кадарский, куба-чинский, чирагский, мегебский. В составе даргинцев выделяется несколько этнографических групп, в первую очередь - кубачинцы и кайтагцы, а также акушинцы, хюркилинцы, цудахарцы, сирхинцы, муэринцы, Кайтаг-цев одни исследователи считают субэтнической группой даргинцев, а другие- самостоятельным этносом. Они говорят на хайдагском (кайтагском) диалекте даргинского языка и живут в средней части Дагестана (предгорная, горная и равнинная зоны) с районным центром в с. Маджалис. По переписи 1926 г. численность кайтагцев составляла 14,4 тыс. чел. Кубачинцы - жители пос. Куба-
213

чи Дахадаевского района Дагестана (по оценке, 1,9 тыс. чел.). Переписью 1926 г. они выделялись как самостоятельный этнос (2371 чел.), в дальнейшем включались в состав даргинцев.
Лакская ветвь. Лакцы (или казикумухцы; 106,2 тыс. чел.) живут в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы), а также в равнинной части Дагестана (Новолакский и другие районы) и за пределами Дагестана (Ставропольский край и др.). Общая их численность- 118,1 тыс. чел., из них в Дагестане живут 91,7 тыс. чел. Лакский язык распадается на ку-мухский, вицхинский, вихлинский, шаднинский, ара-кульский, бартхинский и аштикулинский диалекты.
Лезгинская ветвь. Лезгинские языки делятся на пять подгрупп: восточнолезгинскую с лезгинским и табасаранским языками; западнолезгинскую с рутульским, агульским и цахурским языками; южнолезгинскую, или шахдагскую, с крызским и будугским языками, а также арчинский и удинский языки, составляющие каждый отдельную подгруппу.
Лезгины (в РФ 257,2 тыс. чел.) - коренное население Юго-Восточного Дагестана (Курахский, Сулейман-Стальский, Магарамкентский, Ахтынский, частично Ру-тульский и Хивский районы, где их насчитывается 204,4 тыс. чел.) и прилегающих районов Азербайджана (171,4 тыс.). Общая численность лезгин в бывшем СССР - 466 тыс. чел. Диалекты лезгинского языка делятся на три группы: кюринскую, самурскую и кубинскую. Этнографические группы совпадают с диалектными. Большинство лезгин кроме родного знают азербайджанский и русский языки. Хотя верующие лезгины - мусульмане-сунниты, в с. Мискинджа Ахтынского района распространено шиитское направление ислама.
214

Арчинцы (оценочная численность свыше 1 тыс. чел.) - коренное население Дагестана. Обычно включались в ходе переписей в состав аварцев, хотя арчинский язык близок к лезгинским языкам.
Табасараны (93,6 тыс. чел.; в Дагестане 78,2 тыс.) живут в юго-восточной части Дагестана (Хивский и Табасаранский районы), на равнине (Дербентский район), а также в предгорной зоне Табасаранского района. Общая численность - 97,5 тыс. чел. Табасаранский язык распадается на северный и южный диалекты.
Агулы (17,7 тыс. чел.; в Дагестане 13,8 тыс. чел., а общая численность 18,7 тыс.) делятся на четыре этнографические группы, именуемые по названиям соответствующих ущелий. Агульский язык имеет диалекты:
тпигский (агульский), керенский (ричинский), кошан-ский, буркиханский, фитинский, а каждая община - свой говор.
Рутульцы (19,5 тыс. чел.) живут в Рутульском и Ах-тынском районах Дагестана, основное селение - Рутул. В Дагестане их численность достигает 14,95 тыс. чел., они живут также в Нухинском районе Азербайджана. Их общая численность - 20,4 тыс. чел. Рутульский (или му-хадский) язык имеет диалекты: мухадский, шиназский, мюхрекский, ихрекский, борчинско-хновский.
Цахуры (6,5 тыс. чел., из них в Дагестане - 5,2 тыс.) живут также в Азербайджане (13,3 тыс. чел.). Общая численность- 19,8 тыс. чел. Цахурский язык включает цахский и гельмецкий диалекты.
Удины (их численность в РФ - 1,1 тыс. чел., в Азербайджане- 6,1 тыс.) живут также в Грузии. Их общая численность около 8 тыс. чел. Удинский язык имеет два диалекта: варташенский и ниджский. Среди них распространены, кроме того, азербайджанский и армянский
215

языки. Верующие удины - христиане (монофиситы и православные).
В особую группу ("шахдагская группа") объединяются три народа лезгинской ветви - будугцы, крызы и хиналугцы. Каждый из них говорит на своем языке, но в быту почти все пользуются азербайджанским языком. Из них только будугцы в настоящее время живут в пределах России - в нескольких селениях Кубинского и Хачмас-ского районов Дагестана.
Абхазо-адыгская группа
Адыги- этническая общность, включающая в настоящее время адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов. Численность адыгского населения РФ- 559,7 тыс. чел. Адыги живут, кроме того, во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где их обычно называют черкесами. Здесь адыгские народы расселены компактно и включают таюке абхазов, абазин, осетин и других выходцев с Северного Кавказа. Общая численность адыгов свыше 1 млн. чел. По вероисповеданию все они мусульмане-сунниты. Языки - адыгейский и кабардино-черкесский. По другим классификациям выделяется один адыгский язык, включающий западно-адыгскую диалектную группу (адыгейский язык с диалектами) и восточноадыгскую группу (диалекты кабардино-черкесского языка).
Кабардинцы (самоназвание адыгэ; 386,1 тыс. чел.) проживают в Кабардино-Балкарии (363,5 тыс. чел.), а также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Общая численность в пределах бывшего СССР около 391 тыс. чел. Кабардинский язык делится на диалекты: Большой Кабарды (его баксанский говор лег в
216

основу литературного кабардино-черкесского языка), моздокский, бесленеевский и кубанский (диалект кабардинцев, живущих в Адыгее); выделяется также малокабардинский говор в составе диалекта Большой Кабарды. Кабардинцы - мусульмане-сунниты, но моздокская группа народа- в основном христиане-православные.
Адыгейцы (самоназвание адыгэ; 122,9 тыс. чел.) живут в Адыгее (95,4 тыс.), а также в соседних районах Краснодарского края (20,8 тыс. чел.). Часть адыгейцев живет в Турции и других странах Ближнего Востока. До начала XX в. существовали следующие субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, еге-рухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоев-цы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. Западноадыгская диалектная группа включает четыре диалекта: тимиргоев-ский (положенный в основу адыгейского литературного языка), абадзехский, бжедугский и, наиболее своеобразный, шапсугский.
Черкесы (самоназвание адыгэ; 50,8 тыс. чел.) проживают в 17 аулах Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. чел.), а также в странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, куда переселились во второй половине XIX в. Черкесы имеют единый литературный язык с кабардинцами.
Шапсуги в настоящее время выделяются как самостоятельный народ. В 1992 г. было принято решение о создании Шапсугского национального района. Современная численность шапсугов около 10 тыс. чел. Они живут в Туапсипском и Лазаревском районах Краснодарского края и небольшими группами в Адыгее.
Абхазы (самоназвание апсуа; 7,3 тыс. чел.) - коренное население Абхазии (93,3 тыс. чел.). Живут также в Турции, Сирии, Иордании и в некоторых странах Западной Европы, США. Диалекты абхазского языка- аб-
217

жуйский и бзыбский. Верующие абхазы - христиане-православные и мусульмане-сунниты.
Абазины (самоназвание абаза; 33 тыс. чел.) расселены в Карачаево-Черкесии (27,5 тыс.). Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. чел.). Общая численность около 44 тыс. чел. Язык, близкородственный абхазскому, имеет два диалекта (соответствующих двум субэтническим группам): тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Тапантский диалект занимает особое место в абхазо-абазинской языковой общности, ашхарский же близок к абхазскому языку. Распространен также кабардино-черкесский язык.
Некоторые исследователи говорят о едином абхазо-абазинском языке и его диалектах. Промежуточное положение между адыгским и абхазо-абазинским языками занимает ныне почти мертвый убыхский язык. Его помнят лишь несколько человек - потомки убыхских ма-хаджиров, проживающие в Западной Турции. Оставшиеся сегодня убыхи полностью ассимилированы либо абхазами, либо адыгейцами-шапсугами.
Картвельская группа
Из представителей этой языковой семьи в РФ проживают по преимуществу грузины (самоназвание картвели; 130,7 тыс. чел.). Грузины - основное население Грузии (3787,4 тыс. чел.); в пределах России живут в Москве, Санкт-Петербурге, Северной Осетии (12,3 тыс. чел.). Краснодарском крае (12,8 тыс.). Ставропольском крае (6 тыс.), Чечне (1 тыс.), Дагестане (0,9 тыс. чел.). Грузинский язык имеет многочисленные диалекты. Свои языки имеют субэтнические группы в составе грузин - мегрелы, сваны (Западная Грузия), лазы (в основном
218

Турция). Сохраняются локально-этнические группы грузинского народа- картлийцы, кахетинцы, имеретины, тушины, хевсуры, пшавы, мтиулы, мохевцы, рачинцы, лечхумцы, гурийцы, аджарцы, месхи, джавахи, ингилой-цы (в Азербайджане). Большинство грузин - христиане-православные. Аджарцы, грузинские месхи и ингилой-цы - мусульмане-сунниты. Есть небольшие группы грузин-католиков.
Грузинские евреи (самоназвание эбраэли) - этнолингвистическая группа евреев. В РФ их 1,2 тыс. чел., в Грузии- 14,31 тыс. чел. Говорят на грузинском языке. Используют его также в качестве письменного языка. Верующие- иудаисты. В 1970 г. 43 тыс. грузинских евреев называли родным грузинский язык; 70% из них к концу 1970-х годов выехало в Израиль.
Финно-угорские народы
Финская группа
Народы финской группы уральско-юкагирской языковой семьи составляют несколько ветвей: прибалто-финскую, поволжско-финскую и пермскую.
Мордва (998 тыс. чел.)- коренное население Мордовии (313,4 тыс.). Живут также в Башкирии (31,9 тыс.), Татарии (28,9 тыс.), Чувашии (18,7 тыс.), Самарской (116,5 тыс.), Пензенской (86,4 тыс.), Оренбургской (68 тыс.). Ульяновской (61,6 тыс.). Нижегородской (36,7 тыс.). Саратовской областях (23,4 тыс.), в Сибири и на Дальнем Востоке (более 80 тыс.), а кроме того, в Казахстане (30 тыс.), на Украине (19,3 тыс.), в Узбекистане (11,9 тыс. чел.). Мордовский народ состоит из двух су-
219

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Общая численность каракалпаков превышает 423 население дагестана
Так как целостность культурной среды предполагает единые правила поведения
Социология Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики 11 населения
На процесс ассимиляции влияет соотношение уровней культуры контактирующих народов

сайт копирайтеров Евгений