Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

разований (пусть даже очень близких друг другу в языково-культурном отношении), несомненно, замедлит процесс этнической фузии.
Для идущих в развивающихся странах процессов этнической фузии большое значение имеет наличие у складывающейся этнической общности письменности, которая может играть важную роль в интенсификации процесса. Конечно, ускорение процесса возможно только в том случае, если для всего участвующего в нем этнического массива избран какой-нибудь один диалект (наличие нескольких литературных форм может существенно осложнить положение).
Второй тип этнообъединительных процессов - этническая консолидация - заключается во внутреннем сплочении более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами. Этот процесс характерен для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей. Например, после того как русские сложились в единый народ, в течение длительного времени шло сближение локальных групп в их составе (население Московской, Тверской, Новгородской и других земель). Из племенных и локальных этнических групп формируются новые народности и нации. Например, в Африке из недавних племенных объединений складываются такие значительные народности или даже нации, как хауса, йо-руба, ибо. Быстро идет консолидация многих народов Индии, Филиппин и других стран Азии.
Этническая фузия и этническая консолидация - два тесно связанных между собой процесса. Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию. Поэтому при исследовании конкретного этнического процесса порой бывает довольно трудно дать его ти-
30

пологическую характеристику: является ли он конечной стадией этнической фузии или начальной стадией этнической консолидации.
Однако, несмотря на безусловную связь процессов двух рассмотренных типов, сущность их различна: если первый из них является этнотрансформационным процессом и приводит к смене этнического самосознания, то второй процесс этноэволюционен и к смене самосознания не ведет.
Третий тип этнообъединительных процессов - этническая ассимиляция - особенно широко распространен в экономически развитых странах, и прежде всего в тех из них, где много эмигрантов. Он состоит в растворении ранее самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. Таким образом, ассимиляция будет для одной стороны - ассимилируемых- этнотрансформационным процессом, поскольку у них изменится этническое самосознание. Для другой же стороны - ассимилирующего народа - этническая ассимиляция будет процессом этноэволюционным, так как самосознание этого этноса остается прежним.
Процесс захватывает разнообразные группы населения: как национальные меньшинства, иногда даже имеющие свою этническую территорию, так и иммигрантов. В последнем случае темпы ассимиляции зависят от многих факторов: близости языка и культуры иммигрантов и коренных жителей, степени национальной сплоченности пришельцев, сохранения ими политических и культурных связей со своей родиной, характера расселения в принявшей их стране (смешанное или компактное население, оседание в городах или сельской местности), расовых различий, отношения правящих кругов страны к тем или иным группам иммигрантов и т. д.
31

Различается естественная и насильственная ассимиляция. Первая происходит в процессе контакта народов и обусловлена самим ходом социально-экономического развития той или иной страны. Ассимиляция второго типа имеет место в странах, где национальности не равноправны. Она- результат радикальной ассимиляторской политики политической элиты так называемого титульного этноса, направленной на искоренение языка и культуры национальных меньшинств. Такая политика проводится в отношении русских в Прибалтике реликтовыми этносами -латышами и эстонцами.
Ассимиляционный процесс имеет неодинаковую скорость, которая зависит от сочетания таких факторов, как численность ассимилируемой группы, характер ее расселения, время пребывания в ассимилирующей среде, род занятий ассимилируемой группы и ее хозяйственные связи с основным населением территории, социально-правовое состояние и семейное положение ассимилируемых, частота вступления в смешанные браки, наличие или отсутствие контактов с родиной (если речь идет об эмигрантских группах), отношение к ассимилируемой группе со стороны окружающей этнической среды, близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе, соотношение уровней культуры ассимилируемого меньшинства и ассимилирующего большинства, уровень развития этнического самосознания и т. д.
Характер влияния большинства из перечисленных факторов очевиден. Но некоторые требуют пояснения.
Так, на первый взгляд может показаться, что сходство хозяйственных занятий ассимилируемых и ассимилирующих должно ускорять их сближение. На самом же деле влияние этого фактора противоречиво. В большин-
32

стве случаев сходные занятия, конечно, способствуют интенсификации ассимиляционного процесса: попадая в близкую ей хозяйственную среду, ассимилируемая группа быстро сливается с ассимилирующей. Однако иногда сходство хозяйственных занятий вызывает конкурентные столкновения между пришлым и коренным населением, что может затруднить ассимиляционный процесс.
Следует отметить и такой фактор, как семейное положение ассимилируемых. По этому признаку всех эмигрантов (речь идет о мужчинах, поскольку именно они чаще преобладают среди приезжих) можно разделить на три категории: женатых, приехавших без семей; женатых, приехавших с семьями; холостых. Быстрее всех ассимилируются холостяки, вступая в браки с местными девушками. Что же касается лиц, привезших на новое местожительство свои семьи, то они ассимилируются сравнительно медленно, так как в семейных ячейках сохраняется, а иногда и воспроизводится старая этническая общность. Еще более затруднена ассимиляция эмигрантов, оставивших свои семьи на родине. Живя думами о возвращении в родные края, они смотрят на страну пребывания как на временное пристанище, которое рано или поздно предстоит покинуть. Вынужденные адаптироваться к местным условиям, они вместе с тем не желают раствориться в новой среде.
На процесс ассимиляции влияет соотношение уровней культуры контактирующих народов. Быстрее всего этот процесс идет, при прочих равных условиях, у групп, поселяющихся среди этноса приблизительно одинакового с ними уровня культуры. Довольно быстро протекает ассимиляция и в том случае, когда пришельцы попадают в среду, несколько превышающую (но не очень значительно) их по уровню культуры. Наконец, при резких
33

различиях в уровне культуры, особенно когда приезжие превосходят местное население в культурном отношении, процесс ассимиляции очень затруднен.
Когда в ассимиляционном процессе взаимодействуют два очень близких по языку и культуре этноса (например, русские и белорусы), этот процесс резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближающих его с консолидационным и фузионным процессами. Он существенно отличается от обычного ассимиляционного процесса, когда взаимодействуют два неродственных или весьма отдаленно родственных народа. Это можно назвать этнической конверсацией.
Еще одним типом этнообъединительных процессов является межэтническая интеграция, состоящая во взаимодействии внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся по языку и культуре этносов; взаимодействии, которое приводит к появлению у них ряда общих черт. В результате межэтнической интеграции складываются не этносы, а особые межэтнические (метаэтнические) общности, которые в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ (а могут и никогда не слиться). Эти своеобразные общности представляют собой группу этносов, которая обладает элементами общего самосознания (оно может быть основано на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии, политических связях и т. д.).
Хотя межэтническая интеграция - это в основном этноэволюционный процесс, поскольку самосознание у отдельных этносов сохраняется, появление зачатков общего самосознания у метаэтнических общностей позволяет все же говорить о какой-то, самой начальной стадии этнической трансформации.
34

Процессы межэтнической интеграции присущи всем длительно существующим полиэтничным государством (например. Римской империи). Естественно, что с распадом многонационального государства процесс межэтнической интеграции прекращается.
Не часто встречается ныне пятый тип этнообъединительных процессов - этногенетическая миксация, в ходе которой новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством. Иногда этот процесс как бы продолжает межэтническую интеграцию, однако в отличие от нее имеет этнотрансформационный, а не этноэволюционный характер. В свою очередь, после завершения в основных чертах формирования нового этноса этноге-нетическая миксация может перейти в этническую консолидацию.
Процессы этногенетической миксации наиболее свойственны Латинской Америке, однако в прошлом они имели место и в других регионах. Этногенетической миксацией может быть названо формирование башкирского этноса, который образовался как из тюркских, так и из финно-угорских групп, включив в себя как монголо-идные, так и европеоидные элементы.
Хотя процессы этнического разделения были особенно ярко выражены на ранних этапах человеческой истории, они идут в ряде районов мира и сейчас. Существует два типа этноразделительных процессов: этническая парциация и этническая сепарация.
При этнической парциации происходит разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым (этот процесс в какой-то мере можно рассматривать как антипод этнической фузии). Так, в результате рассечения территории
35

некогда единого древнерусского народа государственными границами из него выделились три близких между собой по языку и культуре, но вполне самостоятельных народа: русские, украинцы и белорусы.
При этнической сепарагщи от того или иного народа отделяется его часть, обычно сравнительно небольшая, которая со временем превращается в самостоятельный этнос (этот процесс можно в известной мере считать антиподом ассимиляции). Этническая сепарация вызывается разными причинами - переселением какой-то группы исходного этноса, политико-государственным обособлением небольшой части народа, религиозным обособлением этнической группы. Например, именно переселение в XVII в. части ойратов в Россию привело к созданию калмыцкого народа.
Важную роль в формировании многих наций играли и продолжают играть полигические факторы, и в первую очередь государственное обособление. Это относится, например, к голландцам, отколовшимся от родственных им фламандцев. Образование двух отдельных государств - Германии и Австрии - привело к возникновению самостоятельных наций, говорящих на одном языке. Почти все латиноамериканские нации сложились в рамках возникших государств, и политические границы стали этническими.
Если этническая парциация представляет собой чисто этнотрансформационный процесс, то этническая сепарация трансформационна только для той части исходного этноса, которая обособляется в отдельный народ.
Иногда в одном и том же массиве населения одновременно идут процессы разных типов (например, этническая консолидация какого-нибудь народа с одновременной ассимиляцией им иммигрантских групп).
36

***
Этнологический обзор народов, населяющих Землю, конечно, требует классификации их описаний. Такие описания позволяют систематизировать народы или группы народов по широкому спектру признаков: географическому, антропологическому, лингвистическому, хозяйственно-культурному, социально-экономическому, характеру материальной и духовной культуры, религиозной принадлежности и др.
Одни виды описаний основаны в первую очередь на исследовании этнической принадлежности народов, их происхождения и путей формирования, для чего первостепенное значение имеют данные сравнительно-исторического языкознания, антропологии, систематизированные сведения о материальной и духовной культуре. Другие исходят из анализа явлений, свойственных разным народам и их группам, независимо от этнической принадлежности, наличия или отсутствия культурных контактов. Прежде всего это признаки хозяйственной деятельности, зависевшие в прошлом в большой мере от природно-географических условий, экологии и в значительно меньшей степени от этнических и культурных традиций. Таково же и описание народов по уровню развития социальных отношений, а также религиозной принадлежности.
Предлагаемые описания (классификации) основываются на работах отечественных этнологов и этнодемографов [3, 15, 22, 34]. При этом следует иметь в виду, что ни один вид описаний не дает полной этнологической характеристики народа.
37

Этот вид описания необходим для упорядочения описываемых народов при этнографическом страноведении. Посредством географического описания выделяются условные географические регионы, в которых расселены народы мира. Географическое описание не отвечает на вопросы о происхождении народов, процессах их формирования, хозяйственном и культурном облике, об уровне социально-экономического развития, но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам. Хотя в отдельных случаях географическое соседство народов имеет связь с их этническим и культурным родством либо привело в ходе истории к сложившейся определенной общности в хозяйственных и культурных традициях, выяснить это, как считают этнологи, можно только с помощью других, не географических, данных. Впрочем, в отдельных случаях фактор пространственно-географического расселения народов может иметь существенное значение при решении собственно этнологических проблем.
Однако единого, принятого во всех странах и всеми учеными, географического описания не существует. Например, в русской дореволюционной и советской науке было принято выделять в качестве отдельных географических регионов Среднюю Азию и Казахстан, в зарубежной литературе они включаются обычно в состав Центральной Азии. В отечественной этнографии выделялись как самостоятельные регионы зарубежная Азия и зарубежная Европа, в настоящее время такое деление потеряло смысл. Многое еще неясно в географической принадлежности ряда регионов бывшего Советского Союза (страны Балтии, Молдавия и др.).
38

Рассмотрим относительно простое географическое описание народов по континентам.
Австралия и Океания
Общая численность населения около 26 млн. чел. В области выделяются подобласти Австралия и Тасмания, Новая Зеландия, Полинезия, Меланезия, Микронезия.
К первой подобласти (около 20 млн. чел.) относятся Австралия, Тасмания, Новая Зеландия, Кокосовые острова (Килинг), Норфолк и о. Рождества.
Полинезию (более 500 тыс. чел.) составляют государство Восточное Самоа (острова Кука, Мидуэй, Ниуэ, Питкэрн, Токелау, Уоллис, Футуна), государство Французская Полинезия.
В Меланезию (более 4,8 млн. чел.) входят политико-административное образование Папуа-Новая Гвинея, о-ва Вануату, Новая Каледония, Соломоновы, Фиджи.
В культурную область Микронезия входят Марианские, Каролинские и Маршалловы острова, острова Кирибати и Науру.
Азия
Общая численность населения более 3 млрд. чел. В зарубежной Азии выделяются следующие подобласти:
Западная Азия (более 190 млн. чел.). В нее входят государства Афганистан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Йемен, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция;
Южная Азия (около 1000 млн. чел.). К ней относятся государства Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивская Республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка;
39

Юго-Восточная Азия (более 400 млн. чел.). Государства: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма (Бирма), Сингапур, Таиланд, Филиппины, о. Тимор;
Восточная Азия (около 1500 млн. чел.). Государства:
Китай, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Корея, Япония, территории Аомынь (Макао) и Сянган (Гонконг);
Центральная Азия (более 2 млн. чел.). Государство Монгольская Народная Республика. Часто к Центральной Азии относят также входящий в состав Китая Тибет.
Возможно, что с точки зрения географического описания к Центральной Азии могут быть отнесены Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и Казахстан (в этом случае численность населения существенно возрастает).
К Азии относятся Западная. Южная и Восточная Сибирь, а также Российский Дальний Восток. Однако они являются частью России, в составе которой они и рассматриваются.
К странам Азии относят обычно также государства Закавказья: Азербайджан, Армению и Грузию.
Америка
Северная Америка (около 300 млн. чел.). К ней относятся Канада, США, Гренландия, Бермудские острова, Сен-Пьер и Микелон.
Центральная и Южная Америка (более 400 млн. чел.). В нее входят:
Центральная материковая зона. Государства: Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Сальвадор;
Карибская зона: Аруба, Багамские острова, Барбадос, Виргинские острова, Гаити, Гваделупа, Гренада,
40

Доминиканская Республика, Куба, Мартиника, Пуэрто-Рико, Тринидад и Тобаго, Ямайка;
Тропическая Южная зона. Государства: Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайяна, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Эквадор;
Умеренная Южная зона: Аргентина, Уругвай, Чили, Фолклендские (Мальвинские)острова.
Африка
Численность народов Африки составляет около 800 млн. чел.
Северная Африка. Государства: Алжир, Египет, Ливия, Марокко, Судан, Тунис.
Восточная Африка. Государства: Бурунди, Джибути, Замбия, Зимбабве, Кения, Мадагаскар, Сейшельские острова, Сомали, Танзания, Уганда, Эфиопия и др.
Южная Африка. Государства: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, Южно-Африканская Республика.
Центральная Африка. Государства: Ангола, Габон, Заир, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад и др.
Западная Тропическая Африка. Государства: Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Ка-бо-Верде, Кот-д'Ивуар, Либерия, Мавритания, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того и др.
Европа
Численность населения Европы, включая Россию, составляет 800 млн. чел.
Восточная Европа: европейская часть России, Беларусь, Венгрия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Румыния, Словакия, Украина, Чехия, Эстония.
41

Хозяйственно-культурное описание народов мира основывается на этнографических (этнологических) методах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов и их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническими процессами, культурных и исторических отношений между народами. Хозяйственно-культурные исследования свидетельствуют, с одной стороны, об индивидуальных особенностях каждой культуры, а с другой - о глобальной непрерывности и связи между человеческими культурами, что позволяет обнаруживать закономерности их развития. Ос-
42

мысление путей прогресса культуры и его этапов началось еще в эпоху античности, когда были предприняты попытки связать этапы развития общества с определенными ступенями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охота, пастушество, земледелие, что способствовало переходу от дикости к варварству и от него к цивилизации. Эта схема, основанная на эмпирических наблюдениях и логических умозаключениях, длительное время в той или иной мере оказывала воздействие на позднейшие взгляды. К XVIII в. получила распространение идея о прохождении всеми народами пути от простейших видов хозяйственной деятельности к более сложным и совершенным.
В середине XIX в. немецкий экономист Ф. Лист выделил пять ступеней хозяйственного и культурного развития: дикость; пастушество; земледелие; земледелие в сочетании с ремеслом; земледелие, ремесло и торговля. Идея прохождения культурным прогрессом определенных этапов содержалась в трудах многих эволюционистов: А. Бастиана, И. Бахофена, Дж. Мак-Леннана, Эд. Тейлора и др. Попытка периодизации культурного развития человечества на основе материальных факторов производства и культуры была предпринята Л. Г. Морганом. Однако при этом не были соблюдены обязательные для любого описания условия фундаментальности и сопоставимости признаков, заложенных как критерии выделяемых этапов, а также не учтено различие хозяйства и культуры в разных природно-географических зонах Земли, что вызвало критику его концепции противниками прямолинейных эволюционистских построений.
Значительный вклад в разработку проблемы хозяйственной и культурной систематики внес этнолог и географ Фридрих Ратцель, предложивший классифициро-
43

вать культурные явления в связи с картографированием их географического многообразия. Большое внимание рассматриваемым проблемам уделяли исследователи, разрабатывавшие концепцию "культурных кругов" (Л. Фробениус, Ф. Гребнер), а также основатель "культурно-исторической школы" В. Шмидт и его сторонники. Проблемы описания хозяйственных и культурных явлений нашли отражение в трудах основателя американского "исторического метода" Ф. Боаса. Его ученики, О. Мэсон, К. Уисслер, В. Холмс, Э. Сэпир, разработали систему "культурных ареалов" Северной Америки кануна европейской колонизации. Значительный шаг в решении проблемы периодизации этапов развития хозяйства и культуры сделал русский этнограф В. Г. Тан-Богораз. Его концепция свободна от механических установок сторонников теории "культурных кругов", так как в значительной мере строилась на принципах историзма.
Отечественные ученые, основываясь на положениях о единстве исторического процесса и закономерностях движения человечества по ступеням развития культуры и смены способов производства, стали разрабатывать концепцию о культурных общностях в виде хозяйственно-культурных типов. Одновременно велась работа по выделению "историко-культурных", или "историко-этнографических" областей.
В современном понимании хозяйственно-культурные типы - это комплексы хозяйства и культуры, исторически сложившиеся у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях среды. Преобладает точка зрения, что начало формирования хозяйственно-культурных типов восходит к эпохе палеолита- времени появления человека современного вида. Они возникали, формировались,
44

развивались, частично исчезали на протяжении всей истории в ходе адаптации людей к окружающей среде, политическим и социально-экономическим условиям, хозяйственного использования природных ресурсов в системе жизнеобеспечения. При этом одни типы сложились еще в глубокой древности, в эпоху присваивающего хозяйства, другие возникли на разных континентах позднее, в процессе распространения навыков земледелия, скотоводства, металлургии, ремесла. Существующая хозяйственно-культурная типология охватывает общества от времени появления первобытнообщинного строя в позднем палеолите и до начала индустриальной эпохи и внедрения механизации в сельское хозяйство.
Основные, определяющие признаки хозяйственно-культурного типа - характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Облик и характер культуры имеют при этом важное, но не решающее значение, так как культуры народов мира разнообразны. В отличие от бесчисленных разновидностей явлений культуры, хозяйственно-культурные типы, даже с учетом промежуточных хозяйственных подтипов, достаточно ограничены и, что особенно существенно, могут тесно увязываться с этапами социально-экономического развития, способами производства, так как они включены в экономику самим процессом хозяйственной деятельности и относятся к экономическому фундаменту общества. Хозяйственно-культурный тип - органическая составная часть любого способа производства, практически конкретное материальное его воплощение, его основание. Категория "хозяйственно-культурный тип" выступает связующим звеном между производительными силами и производственными отношениями. Включенная в систему способов производства (помимо поня-
45

тий "производительные силы" и "производственные отношения") категория хозяйственно-культурный тип наполняет эту систему живым содержанием, показывает локальные варианты, органически соединяя совокупность хозяйственно-производственных навыков и экономику в общественном производстве с многообразием природной среды. Таким образом, хозяйственно-культурный тип, с одной стороны, характеризует хозяйственно-производственную, технологическую сторону способа производства, а с другой - его конкретное этнокультурное выражение, этнологический облик общественной системы в целом и социально-экономических укладов в частности. Хозяйственно-культурный тип - историческая категория, и именно смена типа, а не только развитие отдельных элементов культуры (орудий труда и технологии), ведет к изменению способа производства. Одновременно со сменой хозяйственно-культурного типа происходили и изменения в производственных отношениях. Такой подход позволяет тесно увязать хозяйственно-культурную типологию с наиболее крупными эпохами в социальном развитии человечества - первичной, догосударственной (эпоха до возникновения цивилизации), и вторичной, начавшейся со сложения цивилизации и первых государств. Соответственно, хозяйственно-культурный тип четко коррелирует и со способами производства.
Предложено несколько видов хозяйственно-культурного описания - от относительно простых, включающих основные, наиболее характерные типы, до очень сложных, в которых наряду с основными типами перечисляется множество подтипов, переходных форм и т. д., имеющих не универсальное, а лишь локальное распространение. Расширительное толкование хозяйственно-
46

культурных типов открывает дорогу субъективному подходу к описанию, неопределенности не только переходных форм, но и типов, что делает систематику недостаточно последовательной и аргументированной. Вследствие этого целесообразно включать в хозяйственно-культурное описание только основные, наиболее характерные для разных регионов Земли и бесспорные типы, тесно увязывая их с социально-экономической периодизацией, что позволяет четко разграничить типы на разных этапах развития общества.
Первичная, первобытнообщинная, эпоха включает два этапа: присваивающего и нормативно-производящего хозяйства. К ним относятся следующие группы хозяйственно-культурных типов.
Присваивающий этап. Общества, относящиеся к наиболее архаической группе хозяйственно-культурного типа, обычно не знакомы с выплавкой и горячей обработкой металлов. Орудия изготавливаются из традиционных материалов: кости, рога, дерева, камня, раковин, а также из полученных от более развитых соседей заготовок металла, который обрабатывается холодным "неолитическим" способом. Хронологически типы этой группы относятся к эпохам камня и палеометалла, но на периферии развитых обществ и государств существуют вплоть до новейшего времени, постепенно сменяясь более производительными видами хозяйственной деятельности.
Наиболее примитивным хозяйственно-культурным типом рассматриваемой группы является тип "бродячих охотников и собирателей", некогда широко распространенный в тропической экваториальной зоне и сохраняющийся в наши дни только в немногих, географически изолированных и неблагоприятных для жизнедеятельности областях тропических лесов Юго-Восточной Азии,
47

Южной Америки и Австралии. При крайне ограниченных пищевых ресурсах и слабой вооруженности бродячие охотники и собиратели почти ежедневно, с короткими дневками и ночлегами, собирают по пути все съестное. Их хозяйственные навыки, материальная и духовная культура находятся на самом низком уровне развития.
Примерно таков же уровень социального, материального, культурного развития народов, занимавшихся на побережьях озер, рек, морей главным образом собирательством даров моря и растительных продуктов, прибрежным рыболовством.
Значительно более развиты народы, группа хозяйственно-культурных типов которых связана со специализированной охотой и собирательством, требующими более высокого уровня развития производительных сил. К ней относятся хозяйственно-культурные типы:
- специализированная охота и собирательство в тропиках;
- охота, рыболовство, собирательство в умеренном поясе;
- пешая таежная охота;
- арктическая охота на морского зверя;
- оленная охота;
- охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства.
Все перечисленные выше хозяйственно-культурные типы образуют первобытно-присваивающий способ производства.
Производящий этап (ранний). Примерно 10 тыс. лет тому назад, а может быть и несколько раньше, в так называемых "первичных" (по Н. И. Вавилову) центрах, в предгорьях сухих и влажных субтропиков Восточного Средиземноморья, юго-запада Средней Азии, позднее в
48

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Смешиваясь с окружающим населением
Глубинные причины эмиграции
Социология Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики 3 населения
При высокой рождаемости
Культурных связей со своей родиной

сайт копирайтеров Евгений