Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

тариев". Одновременно снижение реальных доходов отметили около 50% специалистов технического профиля и 62% - гуманитарного.
Важным фактором, стимулирующим интеллектуальную эмиграцию, является невозможность реализовать в своей стране профессиональные устремления высококвалифицированных специалистов. Если раньше это было связано в первую очередь с политическими и идеологическими причинами, то в настоящее время - с экономической невыгодностью заниматься интеллектуальным трудом.
Значительное влияние на увеличение масштабов интеллектуальной эмиграции в ближайшем будущем может оказать рост численности безработных специалистов и, вследствие этого, пессимистическая оценка ими перспектив реализации профессиональных или личных интересов в стране.
Отсутствие в настоящее время в России объективных условий для реализации работниками умственного труда потребностей профессионального или личного характера обусловливает действие "выталкивающих" факторов, а наличие таких возможностей за рубежом формирует совокупность "привлекающих" факторов. К ним в первую очередь относятся современная научно-техническая база, более высокие доходы, лучшие условия труда.
"Утечка умов" из России косвенно стимулируется целенаправленной иммиграционной политикой большинства экономически развитых стран мира. в первую очередь США, Канады, Австралии. Так, начиная с 1949 г. иммиграционные службы США стали уделять огромное внимание притоку из-за рубежа высококвалифицированных кадров: иностранным работникам нужных специальностей на льготных условиях предоставляются въезд-
270

Этнологи, изучая проблему происхождения и развития этносов как субъектов поведения, отмечают, что в качестве этнической общности может выступать всякая общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути известную культурную специфику и осознающих себя отдельной самостоятельной группой. В социальной жизни этническая общность проявляется лишь тогда, когда входящие в нее люди не только говорят на одном языке и живут на одной территории, но также чувствуют себя принадлежащими именно к этой общности. Реальная этническая общность, определяемая Л. Н. Гумилевым как "динамическая система", включает в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурные традиции и взаимосвязи с соседними этносами.
274

Антропологи обращают внимание на то, что особенности этнических общностей не следует смешивать с расовыми признаками, тем более что расовые и этнические границы совсем не совпадают, хотя часто внешний облик представителя той или иной этнической общности может быть показателем в оценке его этнической принадлежности.
Этношнгвиспгы в качестве ведущего фактора формирования этноса рассматривают язык как своеобразную копилку исторического опыта народа Любой язык сопряжен с этническими, правовыми, религиозными формами общественного сознания. Начались этнолингвистические исследования с идеи В. Гумбольдта о реконструкции "духа народа" через особенности "внутренней формы языка" (грамматики, семантической структуры). В силу доминантности языка (речи) в структуре психических процессов развития личности исследования в этой области представляются многообещающими.
Этнокультуропоги определяющим фактором формирования этнопсихологических свойств считают культурную среду Собственно культура начинается с того, что на поведение индивидов накладываются ограничения, так как целостность культурной среды предполагает единые правила поведения, общую память, сходную картину мира у разных представителей этноса В процессе исторического развития каждый народ создает собственную систему культурных ценностей, которая используется его членами для выражения своего социального и этнического самосознания Национальное искусство в своих различных формах способствует сохранению этнического духа традиций, выступая одним из действенных механизмов адаптации этноса к деструктивным воздействиям внешних исторических сил. Но психологиче-
275

ские явления разноплановы, тесно взаимосвязаны и проявляются не только в специфических чертах созданной этнической культуры, но и во всем многообразии ментальных и поведенческих характеристик этноса.
Таким образом, формирование духовных ценностей этноса обусловлено процессами создания присущих именно этому этносу культурных традиций и сохранения этнической специфики. Собственная этническая ценностно-нормативная система выступает в качестве эталона для всех членов этноса, в связи с чем все иное оценивается в сопоставлении с нею. Механизмом трансляции этнической культуры в данном случае является "социальная память", определяющая способы поведения членов этноса. Несомненно, внутри этноса имеются сильные вариации в поведении, обусловленные социальным положением индивидов, уровнем их образования, однако без черт "народного духа" этническая общность сводилась бы лишь к сумме внешних объединений, а сам этнос как активно действующий субъект оставался бы внутренне разрозненным, разнородным (в смысле этнопсихологической разобщенности), лишенным духовной целостности.
Проявлением этнической целостности выступает этническое самосознание членов этноса, которое не тождественно национальному. Национальное самосознание основано на осознании принадлежности индивидов к определенной нации как социально-экономической и политической общности. В структуре этой формы сознания выделяются следующие элементы: национальная идентификация; представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого, об общности исторического прошлого своего народа, территории его проживания; осознанное отношение к материальным и духовным ценностям нации, ее достижениям, ориентациям и
276

др. Этническое же самосознание связано в первую очередь с этническим самоопределением.
Сам факт рождения в конкретной этнической среде представляет собой вхождение индивида в определенную систему внутренних этнических связей, через призму которых он начинает оценивать все жизненные явления. Собственная этническая группа, система ее духовных ценностей выступает в качестве некоего эталона. Это обусловлено тем, что идентификация этнической группой своего статуса происходит на основе тождества и различия культур, в категориях "свое" и "чужое". Противопоставление образов жизни, типов восприятия действительности есть, таким образом, компонент этнического самосознания.
Элементы мировой или региональной культуры, воспринятые этнической общностью, становятся достоянием собственной, "локальной" культуры, ибо способность этнической общности к восприятию чужой культуры является одной из качественных характеристик психологии этноса. Эта характеристика стоит в одном ряду со способностью этноса осмысливать и устранять устаревшие элементы культуры или приспосабливать их к новому этапу своего исторического развития. Восприятие зависит и от состояния духовной культуры соседнего этноса, т. е. от взаимовлияния посредством взаимодействия этнических общностей.
Духовную культуру этноса следует рассматривать как многоуровневое образование, поскольку ее носителями выступают разные слои этноса. Причастность каждого отдельного индивида к этнической общности измеряется не столько биологическими признаками, сколько степенью сознательного приобщения к культурным ценностям, составляющим духовное богатство этноса.
277

Этносоциологи подчеркивают, что этническая специфика выражает внеличностное общественное сознание и интериоризуется в процессе передачи "межпоколенного" социального опыта народа. При этом реально существующие этнические связи отражаются в феномене этнического сознания, который является важным самостоятельным признаком этноса. Социально-психологические установки, автоматизмы, способы видения мира составляют совокупность ментальных представлений конкретной этнической общности о своем месте в мире. Причем этнический аспект социального бытия может иметь вполне самостоятельное значение только на уровне межэтнических отношений. Только в сравнении можно исследовать, как тот или иной народ представляет и оценивает свои достоинства и недостатки, насколько устойчивы или как исторически меняются эти интерэтнические оценки. Сравнение своей общности с другими выступает средством активного закрепления собственных этнических отличий, что проявляется в представлениях индивидов о типичных чертах своей общности, о ее характеристиках и достижениях.
Этническая общность как сложный системный объект обладает рядом особенностей, в частности потому, что различные ее слои отражают этнические представления по-своему. Так, менее образованные люди сохраняют "народность" только в своей общности, а попадая в иную этническую среду, вскоре "денационализируются". Более образованные люди в меньшей степени способны потерять свое этническое лицо в инородной этнической среде.
Этнопсихологи своей важнейшей задачей ставят изучение связей между внутренним, психическим, миром человека и миром внешним, предметным, социальным, этнокультурным, но только не абстрактного человека в
278

абстрактном обществе, а конкретного человека в конкретной среде, специфичной в этническом отношении. Именно очевидность подобных связей способствовала возникновению как психологических, так и этнологических концепций, анализирующих соотношение психологических и этнокультурных переменных в развитии социума и, как следствие, поведение этнофоров.
Большой вклад в становление культурно-исторической концепции о роли этнического в социальном взаимодействии народов внесли работы Л.С. Выготского, Г.Г. Шпета, Б. Ф. Поршнева, Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева. Выделяя в качестве ведущих такие категории, как психический склад нации, национальный характер, национальные чувства, национальное самосознание, эти авторы доказали, что этнические различия в психологии народа- неоспоримая реальность. Так, с помощью детального анализа особенностей психического склада тех или иных этнических общностей (системы представлений, настроений, кодов поведения) объяснялись разнообразные формы отражения социальной действительности и реагирования эгноса на воздействия внешнего мира. При этом под понятием "психический склад" подразумевались устойчивые особенности психики, сложившиеся в результате длительного исторического развития того или иного народа. Своеобразный психический склад вырабатывается у этноса под влиянием всей совокупности условий его существования. Так, среда со своими природными и историческими социокультурными особенностями накладывает отпечаток на психику этноса, что проявляется в поведении членов этноса. Но этот субъективный этнический склад не распространяется на социальные общности иного вида, например профессиональные объединения.
279

Когда говорят о поведении народа (этноса), то имеют в виду проявление всего множества связей и отношений, в которых реально формируется и развивается конкретный народ или его часть. При этом характер детерминации психических свойств этноса сводится к описанию тех или иных комплексов - статичных психических особенностей народов, часто называемых "абсолютизированными психологическими паспортами". Этнические особенности поведения описываются при помощи таких понятий, как "основная" или "модальная" личность, раскрывающих наиболее существенные признаки исследуемого народа, единые для всех его членов. На этом основании большинство этнокультурных феноменов рассматриваются как бы через призму данных понятий. Несомненно, любая историческая общность (нация,
280

этнос) несет в себе способность развивать самостоятельное волевое единство, в определенной мере подчиняющее отдельных лиц, ее составляющих. Передаваемые из поколения в поколение язык, система духовных ценностей, символы, отношения к вещам и людям, унаследованные способы поведения как образцы для действий - все это факторы, определяющие "типические коллективные переживания", или особенности, тех или иных этнических общностей. У каждого народа складывается свой субъективный психологический образ, или стереотип, как специфическая национальная норма поведения.
Жизнь этноса предполагает наличие ряда условий совместного существования, в том числе способности сообщества придерживаться некоторого единства взглядов на один и тот же предмет, критериев оценки, способов поведения. Процесс формирования оценочных суждений в форме нормативно-ритуальных этнопсихологических эталонов происходит постепенно. Эти эталоны передаются из поколения в поколение в обычаях, традициях, обрядах, мифах, стереотипах, оценках и отношениях (диспозициях).
В качестве психологической детерминанты поведения следует выделить этнические стереотипы как разновидность социальных стереотипов. Под этническим стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, распространяемый на всех ее представителей. С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о других народах. Нередко при определении этнического стереотипа подчеркивают, с одной стороны, его целостность, ярко выраженную ценностную окраску, а с другой - нагруженность так
281

называемым "ошибочным" компонентом, препятствующим более полному, адекватному взаимопониманию людей, выступающим в качестве своеобразных "шор", которые искажают видение особенностей этнической регуляции социального поведения даже собственного этноса. Следовательно, система представлений, настроений, действий и свойств отдельных этнических общностей, проявляющихся в стереотипах, должна стать предметом этнической психологии.
Человек как представитель этноса одновременно является продуктом социальных отношений, которые обусловливают его действия и переживания. В психологическом смысле отношения человека - это целостная, основанная на индивидуальном и социальном опыте система связей человека как личности (субъекта деятельности и взаимодействия) с реальной действительностью или ее отдельными сторонами. Иными словами, система отношений, или система диспозиционных образований, регулирует поведение и деятельность субъекта. Осознавая свою принадлежность к определенному этносу, индивид неизбежно проявляет в своих диспозициях этническую компоненту, которая часто приобретает доминирующее значение. Причем каждому человеку присущи свойственные только ему системы отношений, или диспозиций, что и определяет его индивидуальность. Таким образом, этнические диспозиции также являются детерминантами этнического поведения.
Еще одним психологическим образованием, которое выступает в качестве детерминанты этнического поведения, являются этнические экспектагпш. В основе этнических экспектаций лежит ролевая и нормативная регуляция социального взаимодействия людей. Без прогнозирования ответного поведения невозможно представить
282

Впервые понятие "стереотип" было введено в науку американским психологом У. Липпманом. В 1922 г. в книге "Общественное мнение" он использовал термин социальный стереотип, определяя его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой "картинку мира" в голове человека. Он же указал на две важнейшие причины стереотипизирования.
Первая причина заключается в реализации принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие явления каждый раз по-новому, а подводят их под уже имеющиеся категории. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на типичных для данной общности представлениях. Окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия, а
283

отказ от стереотипов потребовал бы от человека постоянного напряжения внимания и превратил бы сам процесс жизни в бесконечную череду проб и ошибок, подчас небезопасных. Для продуктивного функционирования стереотипа необходимо расчленение индивидом окружающей действительности с помощью процессов категоризации. При этом категоризация может разворачиваться посредством либо когнитивных, либо аффективных, либо поведенческих составляющих психики индивида. Вторая причина стереотипизирования связана с защитой групповых ценностей как чисто социальной функцией, реализующейся в виде утверждения своей непохожести, специфичности. Образно говоря, стереотипы - это крепость, защищающая традиции, взгляды, убеждения, ценности индивида, ему уютно за стенами этой крепости, ибо там он чувствует себя в безопасности. Поэтому любое посягательство на стереотипы есть покушение на безопасность индивида, он расценивает такие действия и как покушение на основы своего миропонимания.
Отсюда следуют два важных обстоятельства. Первое заключается в том, что функция защиты социальных (групповых) ценностей неизбежно требует от индивида пусть и непостоянного, периодического, импульсивного, но крайне необходимого обращения к вербальной форме подачи информации о ценностях своей группы и их отличиях от ценностей других групп. Если на уровне экономии усилий процессы категоризации могут идти бессознательно, то защита групповых ценностей требует знания этих ценностей, умения их выделить и обобщить. Второе обстоятельство заключается в умении индивида отнести себя к конкретной, определенной из всего множества группе, ценности которой выступают точкой от-
284

счета в процессах стереотипизирования. Именно поэтому социальную стереотипизацию следует рассматривать как функцию межгрупповой дифференциации, т. е. оценочного сравнения своей и чужой групп. Данная дифференциация может принимать две формы: противопоставления ("внутригрупповой фаворитизм") и сопоставления ("миролюбивая нетождественность"). В случае межэтнических контактов эта дифференциация может иметь принципиальное значение.
Понятием стереотипа (в понимании У. Липпмана) описывались реальные и социально важные свойства психики. Поэтому в 1920-е годы начался активный поиск эмпирических данных о механизмах и формах стереотипизирования, о внутренней структуре стереотипа, о влияющих на его содержание факторах. Интерес американской социальной психологии к социальным стереотипам объяснялся тем, что ее методологической основой выступал структурный функционализм, который исходил из модели общества как структуры, состоящей из культуры, системы социальных институтов и малых групп; это была наиболее распространенная в США философская парадигма. Такой подход неизбежно привел американских авторов в начале 1930-х годов к исследованию стереотипа прежде всего как этнического феномена. Но и до сих пор этнические стереотипы рассматриваются ими как разновидность социальных стереотипов. Интерес же именно к этническим стереотипам связан с их отчетливостью, рельефностью, яркостью, практической значимостью и актуальностью.
Отечественная психологическая школа также уделяет значительное внимание проблеме этнических стереотипов. В результате проведенных исследований в отечественной науке сложилось определение социального
285

стереотипа как устойчивого психического образования, в котором схематизированно, упрощенно и эмоционально отражается некоторый достаточно сложный факт действительности, прежде всего образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Стереотипы являются чувственно окрашенными образами, аккумулирующими в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов. Необходимо отметить, что как психологический феномен стереотип обладает рядом качеств: в статическом плане - целостностью, оценочностью, ценностной окраской, наличием доли ошибочной информации; в динамическом плане - устойчивостью, ригидностью, консерватизмом, низкой пластичностью в отношении новой информации; в структурном плане- сочетанием эмоционального, волевого и рационального элементов. Этнический стереотип, являясь одной из форм социального стереотипа, обладает всеми свойствами последнего и отличается лишь содержательно.
Под этническим стереотипом сегодня принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. Этнический стереотип характеризуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы.
В стереотипе выделяются четыре основных параметра:
- содержание - набор характеристик, приписываемых этнической группе;
- степень согласованности - единообразие характеристик, приписываемых этнической группе;
- направленность - общее положительное или отрицательное восприятие объекта стереотипизирования
286

(может быть выведена непосредственно из содержания стереотипа: наличие большего или меньшего количества положительных или отрицательных характеристик);
- интенсивность - степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе (можно получить ранжированием характеристик, приписываемых этнической группе).
Феномен стереотипизирования можно раскрыть с помощью ряда положений:
1. Людям психологически легче характеризовать обширные человеческие группы (как по социальному, так и по национальному признаку) недифференцированно, грубо и пристрастно.
2. Такая категоризация имеет внутренне присущую тенденцию сохранять стабильность в течение длительных отрезков времени.
3. Изменения в социальной, политической и экономической сферах могут обусловливать изменение стереотипа, однако это происходит не всегда или бывает отсрочено во времени.
4. Стереотипы усваиваются очень рано в качестве "чувственной ткани мира" (А. Н. Леонтьев) и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.
5. Социальные стереотипы редко проявляются на поведенческом уровне при отсутствии явной враждебности в отношениях между группами, но в условиях напряженности или конфликта эти же стереотипы становятся определяющими детерминантами, которые слабо поддаются модификации и управлению, они ужесточа-ются, заостряются и начинают играть доминирующую роль в реальном поведении индивидов, вплоть до откровенной враждебности.
287

На содержание этнических стереотипов влияют три группы факторов:
1) специфика стереотипизируемой группы (ее этническая психология, закрепленная в культуре и в обыденном сознании система ценностей, общественно-историческое развитие);
2) социально-политические и экономические условия развития групп и специфика взаимоотношений между ними, сложившаяся на данный момент;
3) длительность и глубина исторического контакта. В отношении третьей группы факторов необходимо отметить, что далеко не всякое межэтническое общение формирует позитивные межэтнические стереотипы. Условиями оптимальной организации контакта этносов выступают:
а) признание безусловного равенства сторон;
б) наличие обстановки открытости и доверия;
в) принятие общих, значимых для обеих сторон целей;
г) уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга.
Выполнение перечисленных условий требует наличия в национальных идеологиях контактирующих этносов неконкурентных, недискриминационных стратегий, а это возможно лишь при наличии у этносов полновесных, зрелых, конгруэнтных этносу элит.
Поскольку этнические стереотипы не существуют "вообще", сами по себе. а выполняют в общественном сознании определенную функцию, то они нерасторжимо связаны с социумом, с общественными условиями и, объединяя ранее отчужденных индивидов, структурируют этносы в целостные образования для решения следующих специфических этносоциальных задач: защиты
288

территории этнических границ; предпочтения соотечественников (соплеменников) пришельцам (мигрантам), базирующегося на усилении чувства солидарности со своими и чувства вражды (подчас непримиримой) по отношению к иноплеменникам.
На социальном уровне этнический стереотип имеет две функции: идеологизирующую (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы) и идентифицирующую (создание и сохранение положительного образа "мы", формирование которого происходит прежде всего с помощью ритуалов и невербальных средств).
Этнический стереотип, как любой социальный стереотип, может быть автостереотипом, т. е. описывающим собственную группу, и гетеростереотипом, т. е. описывающим другую этническую группу. На становление этнических авто- и гетеростереотипов влияют три группы условий:
1. Политическая, экономическая и религиозная системы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, императивов. В идеальном случае формирование этого набора происходит в непротиворечивом единстве, присущем ценностному отражению, ценностному атрибутированию действительности этнической элитой.
2. Социально-психологическая представленность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непосредственного окружения индивида. Установлено, что индивид тем легче идентифицирует себя с определенной группой, чем больше его коммуникативных связей замыкается внутри нее.
3. Индивидуально-психологическое бытие индивида, т. е. совокупность реальных фактов жизни индивида.
289

Особенностью автостереотипов является стремление этнической общности внести в их содержание нечто от идеала, подчеркнуть наиболее самобытные черты национального характера. Например, установлено, что группы с более высоким статусом в экономической сфере имеют тенденцию характеризовать себя как компетентных и добившихся экономического успеха, а группы с более низким статусом - как отличающихся добротой, сердечностью, гуманностью, с одновременным снижением значимости тех качеств, которые и обеспечивают чужой группе экономическое превосходство, - деловитости, предприимчивости. Другим исследованием установлено, что весьма консервативные и морализующие студентки колледжа, не способные признать свои собственные "недостойные" сексуальные желания, демонстрировали склонность переносить эти желания на представителей этнических меньшинств, оценивая тех как слишком доступных и порочных. В то же время, как следует из исследований этнографов, этнические автостереотипы не константны. Они претерпевают в ходе исторического развития этноса определенную эволюцию и в значительной мере отражают уровень этнического самосознания.
Важное место в когнитивной составляющей стереотипов занимают представления членов этноса об окружающей их действительности, что проявляется в так называемых "картинках мира". В рамках этих концептуальных структур интериоризуются отдельные процессы восприятия, памяти, мышления членов этноса. Это может служить основой для типологизации этносов по имплицитной картине мира.
Концептуальные "этнические доминанты" негласно существуют во всех областях жизнедеятельности и в каждую отдельную эпоху воспринимаются этносом как
290

единственно возможный способ общежития. Структура этнического стереотипа поведения проявляется в виде строго определенной системы отношений, отражающей разнообразные типы социальных связей в обществе. Изменения в жизни этноса обусловливают изменения в этнической организации его жизнедеятельности, внося коррективы в нормы поведения, в традиционно-мировоззренческие и социально-психологические установки и этнические представления. В качестве факторов изменения этнического поведения на уровне этнической группы могут выступать глобальные процессы, связанные с историческим развитием этноса, влиянием экономических, политических, демографических, религиозных, а также особенно обострившихся в последнее время экологических и техногенных факторов. Таким образом, стереотипы поведения этноса столь же динамичны, как и сам этнос. Об этом говорят и результаты исследований этнологов, фиксирующие довольно сильные вариации в поведении и установках на поведение представителей различных этнических групп.
Стандарты поведения в значительной степени коррелируют с реальной стратификацией общества. Тем не менее социально одобряемые программы поведения не охватывают всей сферы поведения человека в обществе, поэтому некоторые стороны поведения, рассматриваемые традиционно как социально незначимые, остаются нерегламентированными, и именно они имеются в виду, когда говорится об индивидуальных особенностях субъекта деятельности, о своего рода "стилистике поведения". На упорядочение разнородных вариантов поведения работает центростремительная тенденция унификации поведения, выработка общепринятых стандартов поведения.
291

Стандарты и нормы определяются как исторически сложившиеся правила поведения, которым присущ и оценочный смысл. Различные типы культур по-разному диктуют субъективную ориентированность на норму: в одних случаях высоко оценивается "правильное поведение", в других поощряется стремление к оригинальности и необычности, основанное на возможности альтернативного поведения. Следует отметить, что именно эта субъективно-культурная вариативность норм и дает возможность существовать различным этническим оценкам относительно тех или иных поступков, т. е. нормы выступают как выражение некоей внешней точки зрения, в соответствии с которой данный поступок может быть охарактеризован. В случае же необходимости оценивания поступков индивида, принадлежащего к иному этносу, вступают в действие законы межэтнического взаимодействия.
Согласно концепции этногенеза Л. Н. Гумилева, типов взаимодействия может быть несколько, в зависимости от уровня этнической истории, отражающегося на содержании и динамике этнических стереотипов:
- на уровне консорций - нестойкие этнические сочетания, слабо отражающиеся на этнических стереотипах;
- на уровне конвиксий - деформированные этнические сочетания, при которых у отдельных индивидов можно наблюдать эффект "разбухания" нижних (аффективных) этажей этнических диспозиций, что безусловно сказывается на этнических стереотипах наименее социально и этнически толерантных членов конвиксий;
- на уровне субэтносов - симбиозы, т. е. такие формы взаимополезного существования этносов, при которых этносы сохраняют свое своеобразие компенса-
292

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Населением осознавалась как проблема демографической политики
Где подавляющее большинство населения являются протестантами
Старожильческое население современной ленинградской области
Социология Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики 3 населения

сайт копирайтеров Евгений