Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики

ПРЕДИСЛОВИЕ

РАЗДЕЛ 1. Этнический фактор геополитики

РАЗДЕЛ 2. Описание народов Земли

2.1. Этносы: племена, народы, нации

2.2. Географическое описание

2.3. Хозяйственно-культурное описание

2.4. Антропологическое описание

2.5. Лингвистическое описание

2.6. Конфессиональное описание

РАЗДЕЛ 3. Народонаселение Земли; структура и методы изучения

3.1. Становление демографии и ее связь с другими науками

3.2. Демографические методы

3.3. Учет народонаселения

РАЗДЕЛ 4. Динамика народонаселения

4.1. Демографическая динамика

4.2. Этнические аспекты рождаемости

4.3. Этнические аспекты смертности

4.4. Миграция народонаселения

РАЗДЕЛ 5. Регулирование народонаселения как фактор политики

РАЗДЕЛ 6. Россия и ее народы. Этнолингвистический портрет

РАЗДЕЛ 7. Динамика народонаселения России

7.1. Этнодемографические процессы

7.2. Особенности миграций

7.3. Мотивация миграционного поведения

7.4. Эмиграция как проблема интеллектуального развития России

РАЗДЕЛ 8. Поведение народов

8.1. Этнос как субъект поведения

8.2. Психологические детерминанты этнического поведения

8.3. Этнические стереотипы поведения

8.4. Этнические экспектации и нормативное поведение

8.5. Социальная психология этнического взаимодействия

РАЗДЕЛ 9. Этнические конфликты

9.1. Этнические конфликты в контексте геополитики

9.2. Детерминанты этнических конфликтов

9.3. Модальность этнических конфликтов

9.4. Типология этнических конфликтов и способы их разрешения

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Геополитические ориентиры России

Используемая и рекомендуемая литература

ГЛОССАРИЙ

УДК39 ББК 63.5
П37
Рецензент д-р экон. наук проф В. Т. Пуляев (Санкт-Петербургский государственный университет)

Светлой памяти родителей и их ровесников, проживших трудную, но славную жизнь, ПОСВЯЩАЮ

Учебное издание. Платонов Юрий Петрович
Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение)
Учебное пособие
Редактор В. Николаева Художественный редактор Е. Егорова
Лицензия ЛР № 040050 от 15 08 96
Подписано в печать 7 12 2000 Формат 84х108'/з2 Печать офсетная Бумага офсетная Уел печ л 22,68 Уч -изд л 18,02 Тираж 500 Заказ 261 Издательство СПбГУ 199034 С-Петербург, Университетская наб, 7/9
Типография Издательства СПбГУ 199061, С -Петербург, Средний пр , 41

Рекомендовано к изданию Ученым советом Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы
Платонов Ю.П.
П37 Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 432 с. ISBN 5-288-02769-2
Учебное пособие посвящено анализу влияния этнологических, демографических и психологических факторов на взаимоотношения народов и государств. В геополитическом контексте рассмотрены структура и динамика народонаселения Земли, особенности взаимодействия и поведения народов, условия возникновения, развития и разрешения этнических конфликтов. Особое место занимает раскрытие специфики развития народов России, их взаимоотношения с народами сопредельных государств, во многом определяющие положение России в современном мире
Для студентов, аспиратов, слушателей факультетов менеджмента, международных отношений, социологии, психологии и социальной работы.
Без объявл. ББК 63.5

ISBN 5-288-02769-2
© Ю.П. Платонов, 2000 © Издательство С.-Петербургского университета, 2000

Традиционные представления о роли того или иного государства в международных отношениях основываются на трех главных параметрах: экономическом суверенитете, размере территории и плотности народонаселения, т.е. численности постоянного населения, приходящейся на 1 кв. км территории.
Длительный процесс заселения и хозяйственного освоения Земли зависел от конкретных природных, исторических и экономических условий отдельных районов. Но с развитием производительных сил значение природных факторов постепенно ослабевало и повышалась роль социально-экономических условий - хозяйственной деятельности, уровня развития производства. Так, с зарождением промышленности сформировались крупные сгустки населения в Европе, США, и эта тенденция в настоящее время продолжается в целом ряде развивающихся стран. Весьма заметное влияние на показатели размещения и плотности расселения оказывают также демографические различия в естественном приросте населения.
10
Средняя плотность населения обитаемой суши (ойкумены) составляет около 40 чел./кв. км. При этом примерно 70% всех людей проживает на 7% территории, а около половины земной суши имеет среднюю плотность населения менее 5 чел./кв. км.
Совершенно не освоенные людьми области занимают 15% территории суши (приполярные зоны, пустыни, высокогорья), хотя абсолютной невозможностью для обитания не отличается ни один район Земли. Эти области экстремальны по природным условиям, и естественно, что основная масса людей сосредоточена в более благоприятных для проживания и ведения сельского хозяйства районах: в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального климатических поясов, на низменностях и равнинах до 500 м над уровнем моря, примерно в 200-километровой полосе вдоль побережий морей и океанов.
Если продолжить географические примеры по неравномерности заселения, то будет интересно отметить, что в Северном полушарии сосредоточено 86% населения Земли. Плотность населения в зарубежной Европе и Азии является самой высокой среди крупных регионов - почти в три раза превышает среднюю плотность населения мира (более 100 чел./кв. км), в то время как в Америке она вдвое, а в Австралии и Океании вдесятеро меньше.
Среди отдельных стран мира наиболее высокая плотность населения в государствах-карликах. Например, в Монако этот показатель составляет 15,5 тыс., в Сингапуре - 4,5 тыс. чел./кв. км. Из крупных стран очень высок этот показатель в Бангладеш - более 800 чел./кв. км. В крупнейших странах мира средняя плотность населения составляет: в Китае - 125 (без вы-
11
сокогорий- около 200), в Индии - 300, в США - 27 чел./кв. км.
На карте плотности населения мира отчетливо выделяются 5 основных ареалов высокой плотности.
Самый крупный из них - восточноазиатский, включающий Китай, КНДР, Республику Корею и Японию. Средняя плотность здесь повсеместно (кроме горных районов) составляет около 200 чел./кв. км, а в долине Янцзы в Китае, в Республике Корея и Японии превосходит 300 чел./кв. км. Здесь проживает около 1,5 млрд. чел.
Второй сгусток населения - южноазиатский (Индия, Бангладеш, Пакистан, Шри - Ланка) со средней плотностью также около 300 чел./кв. км и наибольшим сосредоточением населения в долине Ганга и Брахмапутры, до 500 чел./кв. км. Численность населения здесь составляет более 1 млрд.чел.
Третий ареал - юго-восточноазиатский (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия), с населением более 300 млн. чел.
Четвертый ареал - западноевропейский (Великобритания, Бенилюкс, север Франции, Германия), где средняя плотность превышает 200 чел./кв. км.
Пятый сгусток населения прослеживается на северо-востоке США и юго-востоке Канады, между Атлантическим побережьем и Великими озерами.
Если сравнить эти огромные цифры с плотностью населения России, то видно, что показатели такого уровня наблюдаются лишь в Московском регионе (Москва и Московская область), где плотность населения составляет около 300 чел./кв. км, а в наиболее плотно заселенном Центральном экономическом районе она равна "только" 60 чел./кв. км. В целом по России плотность населения составляет лишь 8,7 (а сельского - 2,3) чел./кв. км.
12

Центральное место в детерминации международной политики того или иного государства кроме плотности населения отводится его географическому положению. Первоначально геополитика понималась всецело в терминах завоевания прямого (военного и политического) контроля над соответствующими территориями и народами. Впоследствии, в XIX-XX вв., теоретические основы геополитики разрабатывались в трудах многих ученых.
Остановимся лишь на геополитических аспектах отношения к народонаселению государства, выраженных в работах двух наиболее известных исследователей этнического фактора-Ф. Ратцеля и Л.Н. Гумилева.
Одним из первых, кто предпринял попытку связать между собой политику, географию и народонаселение и изучить политику того или иного народа или государства, исходя из его географического положения и динамики численности населения, был германский геополитик конца XIX - начала XX в. Фридрих Рапщель (1844-1904).
Работая на рубеже двух веков, Ратцель во многом основывал свою систему на популярных в XIX в. принципах естественных наук. Развивая идеи географического детерминизма в духе Карла Риттера и английского социолога-позитивиста Герберта Спенсера, Ратцель переносил в социальную область закономерности развития животного и растительного мира. например миграционную теорию М. Вагнера. Многие идеи Ратцеля восходят к воззрениям Иммануила Канта, Александра фон Гумбольдта и других немецких философов, которые уделяли значительное внимание физической среде и ее влиянию на общественно-историческое развитие. Например, по Гумбольдту, элементы ландшафта, повторяясь в беско-
13

нечных вариациях, оказывают немаловажное влияние на характер народов, живущих в тех или иных регионах Земного шара (в России последователем Гумбольдта можно считать Л.Н. Гумилева). В соответствии с этой традицией Ратцель рассматривал Земной шар как единое целое, неразрывной частью которого является человек. Он считал, что человек должен приспосабливаться к своей среде точно так же, как это свойственно флоре и фауне.
Многие предшественники Ратцеля - и Монтескье, и Гердер, и Риттер - не прошли мимо факта зависимости между размерами государства и численностью населения, но Ратцель первым пришел к выводу, что пространство есть наиболее важный политико-географический и демографический фактор. Главным отличием его концепции от других было его убеждение, что пространство - это не просто территория, занимаемая государством и являющаяся одним из атрибутов его силы. Пространство, по Ратцелю, само есть политическая сила, в основе которой находится народонаселение. Таким образом, пространство в концепции Ратцеля есть нечто большее, чем физико-географическое понятие. Оно представляет собой те природные рамки, в которых происходит экспансия народов. Каждое государство и народ имеют свою "пространственную концепцию", т. е. идею о возможных пределах своих территориальных владений. Упадок государства, считал Ратцель, есть результат слабеющей пространственной концепции и слабеющего пространственного чувства. Пространство обусловливает не только физическую эволюцию народа, но и его ментальное отношение к окружающему миру. Взгляд человека на мир зависит от пространства, в котором он живет.
14

В 1882 г. в Штутгарте вышел труд Ратцеля "Antropo-geographie", в котором он сформулировал свои основные идеи: связь эволюции народов и демографии с географическими условиями, влияние рельефа местности на культурное и политическое становление народов и т. д. Так изначально чисто географическое понятие приобретает значение духовной и эмоциональной связи жителей страны и их истории.
Ратцель поставил в центр исследования географическую обусловленность политической жизни и проследил отношение внешней политики государства к географическому пространству. Он рассматривал государство как биологический организм в тесной и неразрывной связи со свойствами населяющего его этноса, частично - со свойствами Земли и природными условиями в целом. Ратцель отмечал, что географическое воззрение (рассмотрение внешних условий) и историческое разъяснение (исследование факторов развития) должны идти рука об руку. Только из соединения того и другого может получиться настоящая оценка влияния географических условий на развитие того или иного народа. История знает примеры, когда некоторые народы тысячелетия оставались одинаковыми, не меняя ни места пребывания, ни языка, ни физического облика, ни образа жизни, и только поверхностно изменили свои верования и знания. Отсутствие динамики в развитии таких этносов Ратцель объясняет условиями их географического расположения на Земном шаре, но отнюдь не психической или ментальной отсталостью, что снимает с него обвинение в расизме, которое выдвигали многие его оппоненты. Наряду с местоположением народа большое значение для дальнейшего развития цивилизации имеет, по Ратцелю, плотность населения, также относящаяся к пространственно-
15

му фактору. Он считал, что в большой плотности населения заключается не только прочность и порука энергичного развития народа, но и непосредственный стимул к росту культуры.
Государство является организмом не только потому, что оно артикулирует жизнь народа на неподвижной почве, но и потому, что эта связь взаимоукрепляется, становясь чем-то единым, немыслимым без одного из двух составляющих. Необитаемые пространства, неспособные вскормить государство, это историческое поле под паром. Обитаемое пространство, напротив, способствует развитию государства, особенно если это пространство окружено естественными границами. Если народ чувствует себя на своей территории естественно, он постоянно будет воспроизводить одни и те же характеристики, которые, происходя из почвы, будут вписаны в народ.
Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) - историк, этнолог, географ, доктор исторических и географических наук - собственно геополитические темы в своих трудах не затрагивал, но его теория этногенеза и этнических циклов продолжает линию "органицистского" подхода и отчасти "географического детерминизма", которые составляли сущность геополитики у Ратцеля, Челлена, Хаусхофера и др.
Теория Гумилева является на сегодняшний день наиболее яркой философско-исторической концепцией, объясняющей возникновение, развитие и угасание народов, империй, цивилизаций. Суть этой теории сводится к следующему.
Основным действующим лицом истории являются этносы, поскольку они представляют собой наиболее устойчивые и активные человеческие общности, охваты-
16

вающие всех людей; поскольку нет человека вне этноса и каждый человек принадлежит только к одному этносу. Этнос- система, развивающаяся в историческом времени, имеющая начало и конец. Этнос есть сам дискретный процесс этногенеза.
Универсальный критерий отличия этносов между собой - стереотип поведения, т. е. особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через условнорефлекторный механизм сигнальной наследственности, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками.
Системными связями в этносе служат ощущения "своего" и "чужого", а не сознательные отношения;
ощущение реальности стереотипа порождает самосознание и противопоставление "мы - они".
Единство этноса поддерживается геобиохимической энергией биосферы, эффект которой определяется как пассионарность - непреоборимое стремление к достижению какой-либо цели, пусть даже иллюзорной, но для осуществления которой ее носители (пассионарии) готовы пожертвовать как собственной жизнью, так и жизнью своего потомства; психологически пассионарность проявляется как импульс подсознания, противоположный инстинкту самосохранения, и индивидуального, и видового.
В зависимости от соотношения пассионарного импульса (Р) и инстинкта самосохранения (.1) Гумилевым описано три характерных поведенческих типа:
а) пассионарии (P>J),
б) гармоничные люди (P=J),
в) субпассионарии (P<J).
17

Статистически в этносе преобладают гармоничные особи; доли пассионариев и субпассионариев в процентном отношении незначительны, но изменения их определяет геобиохимическое состояние этноса как закрытой системы дискретного типа.
В зависимости от удельного веса пассионарности этнос в своем жизненном цикле (т. е. в процессе этногенеза) проходит ряд стадий: фазу подъема пассионарности (скрытую, или инкубационную, и явную); фазу предельной пассионарности (акматическую); фазу надлома (т. е. резкого спада пассионарности); инерционную фазу (постепенный спад пассионарности); фазу потери пассионарности (фазу обскурации); мемориальную фазу, когда после некоторой регенерации пассионарности этнос превращается в реликт, являющийся верхним звеном геобиоценоза определенного ландшафта.
Вспышка этногенеза - результат пассионарного толчка, т. е. определенной органической мутации, которая, в свою очередь, вызывается либо непосредственно, космическим облучением поверхности Земли вдоль определенной линии, либо посредством передачи пассионарного признака генетически - благодаря половым контактам пассионариев с менее пассионарными особями. Процесс этногенеза характеризуется угасанием энергии живого вещества (пассионарности) из-за сопротивления среды и в любой момент может быть прерван внешним вмешательством, особенно в моменты перехода от фазы к фазе, при этом этнос частью истребляется, частью "рассыпается рознью".
Этносы имеют сложную структуру, включая в себя субэтносы, консорции и конвиксии, и сами составляют более сложные структуры - суперэтносы, объединяемые общей доминантой. Между разными этносами воз-
18

можны следующие типы связи: симбиоз (добрососедство), ассимиляция (слияние), ксения (добровольное объединение без слияния), химера (объединение без слияния путем подчинения одного этноса другим, чуждым ему по доминанте), война за господство на определенной территории (внутри суперэтноса), война на истребление (при враждебных контактах на суперэтническом уровне).
Поскольку импульс пассионарности имеет чисто энергетический характер, направленность расходования этой энергии зависит от выбора доминанты - определенной идеи, чаще всего религиозной, которая составляет мироощущение и жизненную программу ее носителей. Все мироощущения делятся на жизнеутверждающие (теистические и оптимистичные) и жизнеотрицающие (атеистические и пессимистичные). При этом только первый тип мироощущений может стать основой нормальной жизни этноса.
Краткое изложение концепций влияния этнического фактора на геополитику, предложенных Ф. Ратцелем и Л. Гумилевым, обозначили крайние границы проблемы существования и развития любого государства, претендующего на лидерство в своем регионе.
19

Землю населяют множество народов, находящихся на разных стадиях социально-экономического и культурного развития. Они представляют собой особый вид социальной общности людей, определяемый совокупностью таких признаков, как общность языка и территории, близость культуры и быта, общность исторического развития и, в некоторых случаях, принадлежность к одному государству.
По принятой в российской этнологии динамике становления народов как этносов к самому раннему их типу относятся племена и группы племен, характерные для первобытнообщинного строя. С рабовладельческой и феодальной формациями связан такой тип этноса, как народность (некоторые исследователи считают, что для каждой из этих формаций характерны свои типы этносов). С развитием товарно-денежных (капиталистиче-
22

ских) отношений и усилением экономических связей между народами возникает и такой тип этноса, как нация.
Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития разных стран и регионов в настоящее время на Земле сосуществуют три типа этносов: племя - народ - нация [З].
Исторически самый ранний тип этносов - племя. Племена состояли из нескольких (первоначально, вероятно, двух или трех) родов - социальных ячеек, связанных кровными узами. Для племен эпохи первобытнообщинного строя (кроме ее завершающего этапа) было характерно отсутствие социального расслоения.
В настоящее время племена в чистом виде встречаются весьма редко, причем термином "племя" различные исследователи обозначают этносы с весьма разным уровнем социально-экономического и культурного развития. Одни из таких "племен" насчитывают миллионы, другие - сотни или десятки тысяч, третьи - лишь тысячи или даже сотни человек. Только немногие (самые отсталые и малочисленные) этнические группы обладают сейчас особенностями, присущими настоящим племенам, чаще же этносы сохраняют лишь некоторые черты родо-племенной структуры. Обычно современные "племена" уже включены в той или иной форме и степени в систему феодальных или даже капиталистических отношений и, подобно народностям или нациям, распадаются на социальные группы. Черты родо-племенной организации сохраняются прежде всего у кочевых и полукочевых народов, которых исследователи чаще всего и включают в число так называемых племен.
В процессе разложения первобытнообщинного строя общность интересов многих племен приводила к появлению их союзов, таких, например, как Лига ирокезов в
23

Северной Америке, союз трех племен ацтеков в Мексике, союз зулусских племен в Южной Африке, татаро-монголы в Евразии. Образование этих союзов, сопровождавшееся развитием хозяйственных межплеменных и культурных связей, вело к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородственных связей связями территориальными. Так родилась новая форма этносов - народность: исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации.
Первыми сформировались народности рабовладельческой эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования народностей завершился в основном в период феодализма (древнерусская - из восточнославянских племен полян, древлян, вятичей и др., польская - из славянских племен поморян, вислян, мазовшан и др., немецкая - из германских племен саксов, алеманов и др., северофранцузская и провансальская - из галльских племен, римских колонистов и германских племен франков, вестготов и бургундов смешавшихся в результате завоевания одних другими, и т. п.).
В процессе образования народностей по мере усиления хозяйственно-экономических и культурных связей между ними язык одной (обычно более многочисленной или более развитой) становился общим, а остальные племенные языки низводились до роли диалектов или вовсе исчезали; формировалась определенная территориальная, культурная и хозяйственная общность. Впрочем, общность эта (особенно в экономическом отношении) была еще неустойчивой. Одним из показателей сложившейся общности служил новый единый этноним, под которым народность становилась известной соседям.
24

С развитием экономических и культурных связей ликвидируется характерная для народностей хозяйственная разобщенность, происходит превращение их в нации. Присущие народностям признаки получают новое качество: нации отличаются устойчивой общностью территории, экономики и культуры, общим языком; наконец, формируются общие черты национального характера, более четкое этническое самосознание.
Обычно нации - результат этнического развития народностей, чье название они, как правило, сохраняют. Однако народности, разрезанные государственными границами,'часто дают начало нескольким этническим образованиям (например, португальцы и галисийцы, немцы и австрийцы и т. д.). Древнерусская народность послужила общим корнем русской, украинской и белорусской народностей, сложившихся впоследствии в нации. Нередки случаи, когда в формировании одной нации участвовало или участвует несколько народностей (так, индонезийская нация формируется из яванцев, мадурцев и других народностей). Распространены случаи образования этнографических групп при длительном отрыве части народа от основного этнического массива (в результате миграционных процессов, изменения государственных границ и т.п.). Весьма отчетливо выделяются группы, различающиеся в конфессиональном отношении.
Следует подчеркнуть, что трехчленное деление этносов (племя - народность - нация) не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей. Картину усложняют проживающие во многих странах (особенно они характерны для стран иммиграции) переходные этнические группы - иммигранты первого, второго или более поздних поколений, частично подвергшиеся ассимиляции основной нацией. Они еще
25

окончательно не оторвались от народа своей родной страны и целиком не влились в этнос принявшей их страны (к таким группам относятся, например, немцы, шведы, итальянцы и др. в США и Канаде). Переходные группы формируются и в зоне этнических границ, где контактируют два и более народа. Характерная черта этих групп -двойное этническое самосознание.
Указанное деление не учитывает существования этнических общностей различных уровней, к каким, например, относятся казаки - обособленная группа русских. Одна и та же совокупность людей может входить одновременно в состав нескольких этнических общностей разного ранга, что и создает своеобразную их "иерархию".
У любых, даже самых сплоченных и консолидированных, народов имеются группы, сохраняющие отличия от основного этнического массива. Такие группы, получившие наименование этнографических, представляют собой территориально обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраняют своеобразие (они имеют свои наречия или говоры, обладают спецификой в материальной и духовной культуре, могут отличаться в религиозном отношении и т. д.). Этнографические группы обычно образуются при ассимиляции народностью или нацией инонациональной группы или же при слиянии племен в народность, когда эти племена еще сохраняют некоторые характерные черты. Существуют и общности, охватывающие целую группу народов, так называемые метаэтнические, или надэтнические, общности. Они объединяют несколько народов, у которых появились элементы общего самосознания, основанного на этногенетической близости или на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии, а в классовом об-
26

ществе - и на политических связях. К таким общностям можно отнести, например, славянские, романские, монгольские и другие народы, близкие не только по языкам, но, в определенной мере, и по культуре и быту.
Бывают и этнорелигиозные метаэтнические общности. Например, индуизм оказал огромное влияние на всю общественную и культурную жизнь разноязычных народов Южной Азии и сейчас индуистские народы этого региона, бесспорно, образуют определенную общность.
В рамках многонациональных государств складывались и складываются этнополитические общности, которые также можно с известной долей условности отнести к метаэтническим. При формировании таких общностей наблюдается постепенное социально-экономическое и культурное сплочение всех или почти всех народов соответствующей страны, этническое же и языковое сближение у них выражено значительно слабее.
История свидетельствует о том, что процессы, при которых несколько небольших этносов сливались в один большой или малая этническая общность растворялась в составе крупного народа, т. е. процессы этнического объединения, имели место в самых различных районах и в разных социально-экономических условиях. Что же касается противоположных им процессов этнического разделения, то они были особенно характерны для раннего периода развития человечества: рост народонаселения приводил к членению племен и к расселению людей по Земному шару. Лишь в некоторых регионах мира этно-разделительные процессы продолжают и сейчас играть заметную роль. Так, переселение европейцев в Америку, Австралию и отчасти Африку сопровождалось формированием там новых этносов. Новые народы возникают и при расчленении единых этносов изменяющимися госу-
27

дарственными границами, пример тому- возникновение новых государств (СНГ).
Этнические процессы весьма разнообразны, много-плановы и с трудом поддаются глубокому изучению. До сравнительно недавнего времени, несмотря на очевидную важность их для понимания геополитической ситуации в различных регионах мира, как у нас, так и за рубежом им не уделялось достаточного внимания.
Среди этнических процессов в этнологии принято выделять два основных вида: этноэволюционные и эт-нотрансформационные [8, 22]. Процесс называется этно-эволюгщонным в том случае, когда при изменении отдельных компонентов этнос или какая-либо его группа тем не менее остаются самими собой, т.е. их этническое самосознание не изменяется; при этиотрансфор.маг{ион-ном процессе самосознание изменяется и этническая принадлежность человека становится иной.
В зависимости от преобладания центростремительных или центробежных тенденций этнические процессы подразделяются на две основные типологические группы: этническое объединение и этническое разделение. При характеристике конкретных типов этнических процессов в каждой из этих групп процессы могут быть по своей этнической сути и этноэволюционными, и эт-нотрансформационными, и смешанными, эволюционно-трансформационными.
Процессы этнического объединения весьма различны по характеру, однако у них есть некоторые общие черты. Прежде всего любой форме этнического объединения свойственно культурное и языковое сближение вовлеченных в процесс лиц; постепенно нивелируются, а иногда и полностью уничтожаются имеющиеся между людьми различия.
28

 ΛΛΛ     >>>   

Численность народонаселения земли с 1500 по 1900 г
Этническая структура населения очень сложна в материалах последней переписи населения российской области республики
При высокой рождаемости
В основе такого рода конфликтов лежали
Плахов В. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития

сайт копирайтеров Евгений