Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Существуют различные классификации идейных, в том числе философских течений в XIII в. Одни исследователи полагают, что основными философскими течениями этого периода были аристотелизм, августинизм и неоплатонизм, другие утверждают наличие августинизма, неоплатонизма, аверроистского аристотелизма и томизма;

третьи говорят о неортодоксальном аристотелизме, томизме и неоавгустинизме, и т. д. Из этих классификаций видна ключевая роль аристотолизма в философии и теологии «золотого века» схоластики. Отличные от аристотелизма течения при этом заимствуют те или иные его компоненты. Более того, оформление и развитие этих течений осуществляется в основном через соотнесение с аристотелизмом, поскольку он стимулирует идейную борьбу, побуждает своих противников актуализировать все ресурсы иных философских традиций. И хотя представляется чрезмерным утверждение о том, что XI II в, является «веком аристотелизма», доля истины в таком утверждении несомненно есть.

Ключевая роль аристотелизма в идейной жизни XIII в. неизбежно предполагала постановку вопроса о роли «естественного знания», т. е. прежде всего «профанного» философского знания, а также отдельных профанных наук, поскольку аристотелизм представлял собой целостную систему философских и научных дисциплин. Соответственно, любые попытки серьезного размежевания с аристотелизмом предполагали обязательное решение проблем соотношения теологии и философии, а также теологии и отдельных наук.

Проблема отношения естественного, т. е. философско-научного, и теологического знания приобрела, поэтому, особую остроту. От решения же ее зависело и преодоление идейного кризиса, о котором было сказано выше.

Философские и научные идеи и представления надо было согласовать каким-то образом с содержанием вероучения. Теологам предстояло найти способы предотвратить назревавший идейный раскол в христианском мире. Речь шла, по существу, о том, чтобы найти способы интеграции нового содержания в христианское знание, т. е. вновь подтвердить необходимость подчинить все науки теологии, «священной науке».

Существовало несколько основных вариантов решения этой задачи. Один заключался в стремлении воспроизвести традиционный способ отношения теологии и научного знания, а именно, полностью и без остатка сделать всякое знание по существу теологическим. Этот вариант наиболее полно представлен в творчестве Джованни Фиданцы, получившего прозвище Бонавентура.

Противоположным является вариант Сигера Брабантского, сделавшего радикальные выводы относительно различия между теологическим и естественным знанием.

Своего рода промежуточными можно считать позиции двух доминиканцев — Альберта фон Больштедта и Фомы Аквинского. Они признают различие между теологическим и философско-научным знанием, утверждают правомерность относительной автономии последнего, по при этом ищут способы однозначно подчинить его теологии.

Бонавентура (1221—1274) был, несомненно, наиболее крупным теологом парижской школы францисканцев и не мог остаться в стороне от философских споров. Философские идеи проникают в его произведения. Он стремился разработать собственную систему в соответствии со своими теологическими и мистическими установками. В эту ортодоксальную систему включались аристотелевские, авиценнистские и некоторые другие философские элементы при главенствующей роли традиционных платоническо-августипиапских построений. В теории познания Бонавентура утверждал определяющую роль озарения, т. е. такого вида высшего познания, связанного с вечным присутствием божественного света и истины, где чувственность не имеет никакого значения. Только вера, только абсолютная достоверность божественного откровения могут для Бонавентуры служить надежными основаниями истинного познания. А цель философии заключается в усилении и углублении любви к богу. Природа в его системе предстает как чувственное облачение сокрытых истин, открывающихся разуму, просветленному божественным откровением. Всякое естественное познание само по себе, соответственно, обесценивается. Такое познание неспособно воспринимать мир как книгу, в которой с блеском засвидетельствовано божественное присутствие. Примечательно, что Бонавентура действительно использует применительно к природе обозначение «книга». Символический менталитет, как мы видели, зиждется на восприятии природы как особой книги, подлежащей особому прочтению.

В свете таких воззрений неудивительно, что Бонавентура выдвинул требование полного возведения всех искусств и наук к теологии. Примечательно в этом отношении название одного из его произведений — «О возведении искусств к теологии». Программа Бонавентуры в области отношений теологии, философии и наук — это программа того, что можно назвать «теологическим интегрализмом».

Философия Сигера Брабантского (1235—1282) при определении отношения между теологическим и философско-научным знанием является прямо противоположной творчеству Бонавентуры. Он и его приверженцы отстаивали полную автономию философско-научного знания по отношению к теологии.

Поскольку все теологические и философские воззрения в XIII в., особенно во второй половине, лучше всего определяются через отношение к аристотелизму, то можно сказать, что философия Сигера Брабантского — это радикальный аристотелизм. резко отличающийся от всяких разновидностей «христианского аристотелизма». В силу близости воззрений Сигера Брабантского и Аверроэса, философия первого и его последователей часто, особенно прежними историками, называлась «латинским аверроизмом».

Огромную роль в разрешении идейного кризиса, обусловленного ознакомлением с «языческой» литературой, сыграл Альберт фон Больштедт (ок. 1193—1280), прозванный впоследствии Альбертом Великим. Он указал для церковной идеологии основные пути преодоления этого кризиса. Ратуя за всемерное распространение аристотелизма, он считал, что аристотелизм при этом должен был подвергнуться определенной обработке, которая заключалась в критике и устранении тех «заблуждений», которые делали его неприемлемым и опасным для христианства. Другими словами, аристотелизм должен был подвергнуться «христианизации», и в таком виде стать составной частью христианской идеологии.

Разумеется, и до Альберта фон Больштедта христианские мыслители предпринимали попытки использовать в своих целях те или иные компоненты аристотелевской философии. Однако только в его произведениях эта философия предстала практически в полном объеме. В силу всех этих причин Альберта фон Больштедта справедливо называют зачинателем христианского аристотелизма. Правда, в его творчестве аристотелизм не был представлен в чистом виде, что связано не только с его «христианизацией», но и с использованием целого ряда других философских традиций — неоплатонизма, авиценнизма, аверроизма. Так, несомненное влияние на аристотелизм этого философа оказали комментарии Аверроэса. В таком широком использовании разнообразных философских источников ярко проявляется энциклопедизм творчества Альберта фон Больштедта. Подобный энциклопедизм проявляется и в его научных занятиях. Сфера его научных интересов охватывала минералогию, ботанику, зоологию, географию, астрономию, физику, химию, медицину. Эта сфера была столь широка, что он заслужил звание «универсального доктора». Особенно заметными являются заслуги Альберта Великого в области биологии. Он был наиболее крупным ботаником и зоологом со времен Аристотеля и Теофраста. Мы вправе сделать вывод о том, что Альберт фон Больштедт был не только теологом и философом, но и ученым, исследователем природы.

В своей научной деятельности Альберт фон Больштедт использовал самые разнообразные источники — произведения античных писателей, арабскую и еврейскую научную литературу, различные научные компиляции, а также произведения своих современников, в том числе научную энциклопедию другого доминиканца — Фомы из Кантимире. Способ освоения этого огромного научного материала у Альберта фон Больштедта не был традиционно-компиляторским, т. е. не был простой экспозицией унаследованных и современных текстов. Его произведения содержали немало собственных наблюдений и рассуждений. Кроме того, он соблюдал определенную критическую дистанцию по отношению к заимствуемому научному материалу.

В сфере истории отношений науки и религии особое значение имело то обстоятельство, что Альберт фон Больштедт первым ввел разделение теологии, философии и науки. И теология, и философия, и науки, по его утверждению, обладают своей собственной предметной сферой, своими собственными методами и своими авторитетами. Эти воззрения Альберта являют собой разрыв с прежними представлениями, в соответствии с которыми науки имеют смысл только как нечто служебное по отношению к теологии.

Следует, однако, подчеркнуть, что разделение сфер теологии, философии и наук, предложенное Альбертом фон Больштедтом, — это разделение в рамках единого христианского знания. Истины веры неоспоримы для пего. Альберт не колеблясь осуждает и отвергает как заблуждения те воззрения Аристотеля и других языческих философов, которые противоречат христианскому учению. Для доминиканца Альберта фон Больштедта немыслима и полная мировоззренческая автономизация отдельных наук.

Но различение теологии, философии и наук, проведенное Альбертом фон Больштедтом, утверждается и в творчестве Фомы Аквинского (1224—1274) — одного из наиболее выдающихся представителей средневековой схоластики. Томизму суждено было стать на многие века официальным философским учением Римской католической церкви.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Движутся несколькими движениями
Астрономии
Проблема выбора картины мира

сайт копирайтеров Евгений