Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Относительной самостоятельностью, согласно Фоме Аквинскому, обладают и отдельные научные дисциплины. И он при этом не ограничивается лишь общим тезисом, а подтверждает его своей практикой. Но Фома вовсе не выступает за действительную автономию научных дисциплин. Науки ни в коем случае не должны покидать лона христианского знания. Именно Фома, как мы увидим ниже, внес определенный вклад в дело оформления христианской астрономической картины мира.

Все описанные выше варианты отношений между теологией, философией и науками оформились в Парижском университете под более или менее сильным влиянием аристотелизма.

В Оксфорде воздействие аристотелизма было не столь сильным, хотя аристотелизм и здесь пустил прочные корни. Здесь преобладала платоническо-августинианская традиция в сочетании с интересом к математическим и естественным наукам. В целом для Оксфорда был характерен высокий накал религиозной жизни.

Но несмотря на преобладание платоническо-августинианской традиции, оксфордцы в общем тяготели к тому, чтобы разделять религиозно-теологическую и философско-научную сферы. Термин «опыт», бывший здесь в ходу, обозначал и отношение теолога к богу, и отношение ученого к природе. Сфера физического познания, развертывавшегося в соответствии со строгими математическими законами, отделялась от сферы религиозного опыта и мистической устремленности к богу. Научная ориентация на опыт и использование математики, а также культивирование сферы внутреннего религиозного опыта — вот две основные характеристики оксфордской философии эпохи зрелой и поздней схоластики от Роберта Гроссетеста и Роджера Бэкона до Дунса Скота и Уильяма Оккама.

В своих научных исследованиях оксфордцы самым широким образом использовали новые философские и научные источники, ставшие доступными в XIII в. Так, знаменитая космологическая теория Роберта Гроссетеста, которого в определенном смысле можно считать зачинателем оксфордской научной традиции, вряд ли была бы возможна без знания арабской философии, работ арабов в области оптики и перспективы.

Роберт Гроссетест (ок. 1170—1253) оказал огромное воздействие на интеллектуальную атмосферу Оксфордского университета. Изучение классических языков, интерес к лингвистическим исследованиям, логике и математике—эти области научных интересов Гроссетеста во многом определили и общую ориентацию университета.

По сложившемуся в истории науки мнению Гроссетеста можно считать одним из основоположников научного метода. Действительно, он стремился, говоря современным языком, к разработке методологической проблематики науки. Он много занимался и непосредственными научными исследованиями. Наука, по Гроссетесту, должна пользоваться и индуктивными и дедуктивными методами. Индукция позволяет на основе имеющихся наблюдений установить законы, по которым существуют и действуют вещи в соответствии с их формами, т. е. с их природой. Законы, таким образом, объясняют вещи и позволяют делать относительно них определенные выводы. Однако установление причин вещей в науке о природе будет всегда неполным, поскольку мы не знаем всех фактов и не можем рассматривать все объяснения, которые можно было бы сделать на основе неизвестных фактов.

Недостоверность познания, проистекающая из ограниченности человека, может быть исправлена посредством божественного вмешательства. Если душа освободится от отягчающего воздействия тела, то с помощью божественного озарения ей станет доступным знание вещей в свете их идей. Законы, управляющие вещами, суть отражения идей, существующих в божественном уме. А необходимость чувственного познания, наблюдения, даже эксперимента связана только с тем, что в нашем земном существовании нам недоступна совершенная истина, заключающаяся в соответствии идее в божественном уме.

Математика гораздо достовернее естествознания и метафизики, но и она в силу ограниченности способностей человека не дает абсолютно достоверного знания. Тем не менее познание природы должно опираться на математику. Главенствующая роль математики связана с тем, что свет, образующий телесный, физический мир, распространяется в соответствии с математическими, прежде всего, геометрическими законами.

Космология Гроссетеста, в отличие от его методологических рассуждений, не оказала сколько-нибудь заметного воздействия на развитие науки. Однако в XIII столетии она имела широкий резонанс. Его космологическая концепция базировалась на его теории света. По его мнению, без знания природы и свойств света нельзя объяснить ничего: ни образования универсума, ни сущности тел, ни качественных и количественных аспектов тел, ни законов, управляющих земными явлениями. Свет является тончайшей телесной субстанцией, приближающейся к бестелесности. Свет — это не тело, образуемое материей и формой, а первоформа, актуализирующая первоматерию. Свет предстает как сама актуальность материи и способен существовать только в соединении с материей. Материя и свет, таким образом, суть конститутивные принципы физической реальности: в тот момент, когда бог сотворил их из ничего, универсум начал существовать. Простое соединение материи и света, т. е. соединение двух сущностей, не являющихся, до Гроссетесту, протяженными, не способно породить протяжение, трехмерную телесность. Необходимо, чтобы появился новый фактор. Такой фактор Гроссетест ищет в свойствах самого света, его способности умножаться и распространяться во все стороны до бесконечности. Но это распространение не является перемещением, попранием пространства, что предполагало бы существование пространства и времени, т. е. протяженной реальности. Свет не находит протяженность, он ее порождает. Свет распространяется мгновенно. Тут перед нами становление, которое является не движением, а изменением, аналогичным переходу от небытия к бытию в акте творения. Именно в бесконечности распространения следует видеть объяснение непостижимого перехода от непротяженности к протяженности. Бесконечное умножение объясняет и возникновение конечных вещей. Свет, его распространение объясняют все формы становления, наблюдаемые во Вселенной.

Рассуждения Гроссетеста о науке могут показаться вполне соответствующими тем представлениям о природе науки, которые оформились в Новое время. Гроссетест действительно указал на некоторые характерные моменты научного метода, каким он предстанет в Новое время. Его методологические размышления объективно содействовали процессу развития науки. Однако преувеличивать значение вклада Гроссетеста в оформление науки Нового времени не стоит, поскольку его теория в общем не выходит за пределы обычного для средневековья сочетания августинианства с аристотелизмом. В целом Гроссетест оставался полностью средневековым мыслителем.

Роджэр Бэкон (ок. 1214—1294) — еще один выдающийся представитель Оксфордского университета (он преподавал и в Парижском университете) вошел в историю как энтузиаст науки, страстный пропагандист ее возможностей, ее преобразовательной силы. Он предугадал некоторые научно-технические достижения грядущего. Бэкон превозносил мощь разума, ратовал за обращение к опыту. Он, по-видимому, первым употребил понятие «опытная наука». Однако он никогда не выходил за пределы христианской ортодоксии, и все его высказывания, даже самые смелые, следует понимать в контексте его религиозного миросозерцания.

В своих рассуждениях о характере отношений между теологией, философией и науками Бэкон не нарушает традицию, сложившуюся в предшествующие столетия. Теологию Бэкон, вслед за Августином, понимает как универсальную науку, как всеобщую мудрость, охватывающую все знание, потребное для правильного и глубокого постижения Св. Писания, а также для правильной ориентации в жизненных делах. Философия должна подчиняться и служить теологии, хотя у нее есть своя правомерная ограниченная сфера деятельности.

Науки при всех приносимых ими материальных благах и преимуществах должны все же в первую очередь служить религиозным и моральным целям. Соответственно, и науки, как и философия, должны стать служанками теологии как универсальной науки, истолковывающей мудрость божественного откровения.

Трудно с полной определенностью сказать, считал ли Бэкон необходимым, чтобы все виды светского знания растворились во всеединстве теологии, или стремился только к строгому соблюдению соответствующей субординации. В любом случае речь может идти о традиционном, унаследованном от раннего средневековья образце отношений теологии, философии и наук.

Идейная жизнь XIII в. свидетельствует об устремленности к знанию, к расширению интеллектуальных горизонтов. Университетская форма получения образования, преподавательской и теоретической деятельности, утвердившаяся в этом столетии, создавала наиболее благоприятные условия для реализации такой устремленности.

Об огромной потребности в знании свидетельствует и широкое распространение такой литературной формы знания, как энциклопедия. Эта форма выступает удобным способом организации, хранения и передачи значительно увеличившегося объема знаний. Важное значение имело то обстоятельство, что энциклопедия позволяла сохранять преемственность по отношению к традиции, представавшей в основном в компилятивно-энциклопедической форме.

Вообще энциклопедизм являлся одной из важнейших характеристик духовной деятельности зрелого средневековья. Всеобъемлющие философско-теологические «суммы» отражали стремление зрелой средневековой мысли к наиболее полному познавательному отображению мира. Ничто в мироздании, каким оно представлялось схоластам, не должно остаться без внимания.

Энциклопедизм являлся одновременно выражением принципиальной установки средневековой мысли на то, чтобы быть не столько исследованием, сколько учением. Энциклопедизм есть, по сути дела, устремление к всестороннему и всеобъемлющему научению. «Сумма теологии» Фомы Аквинского призвана дать свод философского и теологического знания для клириков. Его «Сумма против язычников» по существу стремилась к научению неверующих понимать истину христианского вероучения.

В основе средневекового схоластического энциклопедизма заключался мощный педагогический импульс. Не случайно зрелая и поздняя схоластика существовали преимущественно в рамках университетов. В историческом плане этот энциклопедизм был продолжением деятельности компиляторов позднеантичной и раннехристианской эпохи. А такая деятельность также преследовала в основном педагогические цели.

Наряду с философско-теологическими «суммами» существовали и другие энциклопедические произведения, содержавшие и собственно научные сведения. Так, Фома из Кантимпре, Винценц Бовэ и Альберт Великий составили обширные энциклопедии, где была представлена совокупность знаний того времени. Эти энциклопедические произведения наглядно воплощали принципы схоластического отношения к научному знанию, которое должно было, прежде всего, образовывать часть всеобъемлющего теологического синтеза, расширять и углублять то понимание бытия, которое проповедовалось католической церковью. Научное знание должно было служить целям апологетической, проповеднической и миссионерской деятельности церкви.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Сложные движения лишь видимость
Коперниканство под прикрытием этой фикционалистской установки на астрономическое знание

Все планеты осуществляют равномерные круговые движения

сайт копирайтеров Евгений