Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Процесс формирования новой идеи природы происходил под влиянием практически всех античных космологий. В первую очередь это относится к космологической концепции «Тимея» и стоиков. Влияние платонизма и стоицизма чувствуется во всей натурфилософии XII в. и прежде всего проявляется в концепции космоса как живого организма, наделенного душой, которая реализует и гарантирует гармонию целого. Было бы трудно понять новую идею природы без учета ее связи с идеей души мира, которая истолковывается в XI—XII вв. не только

как выражение воли божьей, управляющей миром, но и как подлинная естественная сила. В самом начале XII в. Шартр демонстрирует возрождение попыток объяснить универсум в терминах естественных причин, создаются натурфилософские космологические построения.

Тьерри Шартрский попытался дать рациональное объяснение творению, заявил, что для понимания Книги Бытия необходим интеллектуальный навык, формируемый изучением квадривия, прежде всего знанием математики, которая лежит в основе всякого рационального знания. Тьерри интерпретировал рассказ о творении в том смысле, что в самом начале бог создал пространство или хаос, который для Платона был предсуществующим и из которого демиург создал материальный мир в соответствии с предсуществующими вечными формами. У Августина демиург был заменен христианским богом-творцом, а формы, придаваемые демиургом материальному миру, превратились в отражение вечных идей, существующих в уме бога.

В платоновском «Тимее» четыре элемента, из которых сотворены все вещи — земля, вода, воздух и огонь,— состоят из малых невидимых частиц. При этом каждый элемент состоит из частиц, имеющих определенную геометрическую форму, эти-то геометрические формы и упорядочивает демиург, созидая мир из хаоса. Упорядоченный мир представляет собой систему концентрических сфер, в центре которых находится земля, затем располагается вода, затем воздух и огонь. Пространство, занимаемое воздухом, простирается до сферы Луны, пространство огня — от сферы Луны до сферы неподвижных звезд, включая, таким образом, все планетные сферы.

Согласно Тьерри огонь выпаривает часть вод на поверхность земли и поднимает их к небесному своду, отделяя, таким образом, воды, которые под небесным сводом, от вод, которые над небесным сводом. Такое уменьшение в количестве вод, покрывающих центральную сферу Земли, приводит к появлению сухой земли. Теплота воздуха и влажность земли порождают растения. Звезды образованы как конгломерации, скопления вод, которые над небесным сводом. Тепло, вырабатываемое в результате их последовательного движения, приводит к появлению птиц и рыб из земных вод, а животных — из самой земли.

Движение небесных тел объясняется тем, что универсум, будучи сферическим, обладает свойством равномерного кругового движения вокруг фиксированного центра. Семь сфер с соответствующими семью планетами — Луной, Солнцем, Венерой, Меркурием, Марсом, Юпитером и Сатурном — вращаются с различной скоростью, как это можно наблюдать. Каждая из этих сфер обладает своей собственной интеллигенцией, или душой, которая является источником движения.

Влияние «Тимея» определило и систему физических представлений шартрцев. Они отрицали пустоту, пространство — это полнота, «пленум» у шартрцев. В соответствии с этими представлениями движение может иметь место только если одно тело вытесняет другое, т. е. будет иметь место нечто вроде водоворота тел. Падение и поднятие тел объясняется стремлением тел одинаковой природы соединиться друг с другом. Непосредственно с «Тимеем» связана также вера в неразрушимость материи и объяснение свойств элементов в терминах движения частиц, обладающих различной скоростью движения и различной твердостью. Различные качества тел объяснялись собственными их качествами, зависящими от их внутренней структуры. Гильом из Конша развил даже натурфилософскую атомистическую концепцию, основанную на комбинации идей Платона и Лукреция.

Платоновские и стоические космологические идеи видны также и в космологических построениях Бернара Сильвестра в его поэме «О всеобщности мира, или большой и малый мир». Так же как у Тьерри, у Бернара Сильвестра мир созидается в соответствии с божественными идеями-архетипами не из ничего, а из хаоса — бесформенной и неупорядоченной материи. Непосредственно из бога эманирует логос, содержащий божественные идеи в виде вечных форм вещей. Из Логоса появляется Мировая душа, она и преобразует хаос в упорядоченную мировую структуру. Процесс творения или упорядочивания начинается с появления четырех элементов и заканчивается появлением человека.

Натурфилософия Шартрской школы не могла не породить и породила оппозицию со стороны клерикальных кругов, крупнейшим идеологом которых в XII в. был Бернар Клервосский (1091—1153). Однако в общей культурной атмосфере эпохи настолько явно присутствовало стремление к знанию, к общему культурному обновлению, что изгнать его было уже невозможно.

Это стремление к знанию присутствует даже у сторонников старого символического подхода, в том числе у платонизирующих мистиков, таких, как представители Сен-Викторской школы. Их символизм опирается уже не на подобия и аналогии между чувственной и интеллигибельной реальностью, а на саму структуру чувственного, в которой реализуется и проявляется интеллигибельное. Так, например, у Гуго Сен-Викторского (1096—1141) природа рассматривается не только как символ; для него природа обладает собственной реальностью. Термин «природа» имеет три значения: 1) архетип, образец всех вещей, находящийся в божественном духе; 2) то, что делает каждую вещь той или иной, отличной от других; 3) оформляющий огонь. Кроме того, термин «природа» означает не только сущность каждой вещи, но и совокупность сотворенных вещей, т. е. мир.

У знаменитой аббатисы Ильдегарды из Бингена личный мистический опыт вступает в сочетание с самыми разнообразными элементами арабской физической науки. Это напоминает об общем культурном фоне шартрцев.

Следует упомянуть и характерное для культуры XII в. признание ценности языческой античной этики как наиболее адекватного выражения закона природы, «записанного» богом в самом порядке творения. Это связано не только с новым поворотом в судьбе античного наследия, но и с более общим «открытием природы». Даже Сократ «вписывается» в натурфилософские рассуждения. Комментарии XII в. к диалогу Платона «Тимей» свидетельствуют о том, что средневековые мыслители уловили связь между «прологом на небесах», содержащимся в космологической концепции «Тимея», и моральными воззрениями Платона. Предметом этой концепции, по их разумению, является естественная справедливость или сотворение мира.

Юристы и канонисты восстанавливают стоическую доктрину естественного права. Начинается дифференциация естественного и божественного права. Природа, понимаемая как сила, устрояющая связь творения, как сотрудница богов, становится также принципом достойного человеческого действия. Особенно четко это проявляется у Алана Лилльского, творчество которого отражало все различные смыслы, вкладывавшиеся в идею природы в XII в. Новая реальность, которую натурализм XII в. открыл посредством обращения к платоническим, стоическим и перипатетическим источникам, проявлялась таким образом во всей своей полноте. Новое понимание природы свидетельствовало об отходе от аллегорического и символического истолкования природы. Это было, по существу, открытием ценности земной и «профанной» реальности. Открытие это изменило и характер познавательного отношения человека к миру. Родилась «философия мира» как новая глава в истории европейской культуры.

Кимелев Ю. Полякова Т. Наука и религия

Глава 2. Христианство и наука в Западной Европе эпохи средневековья

«Золотой век» схоластики

XIII век является эпохой расцвета европейской схоластики. Историки часто называют его поэтому «золотым веком схоластики». Его характерной приметой является возникновение разнообразных идейных течений, каждое из которых получает довольно многообразные способы выражения. Они находятся в состоянии постоянного противоборства, нередко принимающего конфликтные формы.

Именно в XIII в. начинают в полной мере осознаваться различия между теологией, философией и науками, становящиеся предметом рассуждений и дискуссий. Обратимся к рассмотрению того, как в схоластике поры ее расцвета представлялись отношения между теологией, философией и науками.

Целый ряд теологов стремится обосновать методы «священной науки» и уточнить ее отношения с философией как относительно автономной дисциплиной. Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский, Сигер Брабантский и многие другие, в основном те, кто придерживался той или иной разновидности аристотелизма, прилагали значительные усилия к обоснованию самостоятельности и своеобразия философии. Роберт Гроссетест, тот же Альберт фон Больштедт, Роджер Бэкон и некоторые другие утверждали своеобразие методов отдельных наук. Если учесть, что своеобразие объектов отдельных наук фактически признавалось всегда, то утверждение своеобразия методов этих наук создавало необходимые условия для их автономизации в будущем.

Расцвет схоластики в XIII в. был тесно связан с тремя факторами: с появлением на латинском Западе огромного массива античной, арабо-исламской и еврейской литературы; с возникновением значительного числа новых университетов и с учреждением новых религиозных орденов.

Ознакомление с новой литературой, начавшееся в XII в., в XIII в. расширяется и углубляется. Завершалась впечатляющая своим размахом и интенсивностью переводческая деятельность, благодаря которой стали возможными повторная встреча с античным наследием, а также приобщение к достижениям арабо-исламской и еврейской философии и науки. Особенное историческое значение имело то обстоятельство, что в общем потоке новой литературы содержались и те произведения Аристотеля, с которыми латинский Запад прежде не был знаком. Теперь перед ним предстала практически вся аристотелевская философия. В дополнение к уже известной в основном логике Аристотеля теологи и философы получили возможность узнать натурфилософские и метафизические воззрения великого греческого философа. Знакомство с целостным аристотелевским наследием и вообще с огромной массой новой литературы имело особое значение для натурфилософии, поскольку эта область знаний до сих пор находилась в наибольшем забвении.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вообще за право астрономии
Теологам предстояло найти способы предотвратить назревавший идейный раскол в христианском мире

Также выдвижение на первый план позитивистских концепций теории науки привело к чисто формальному
В эту же эпоху оформляется схоластическая философия средневековья

сайт копирайтеров Евгений