Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Расцвет арабо-исламской науки и философии, наблюдавшийся после встречи ислама с сохранявшейся на Ближнем Востоке античной традицией, продолжался недолго. Уже в конце XIII — начале XIV вв. возобладала исламская ортодоксия и начался упадок наук. Однако арабо-исламская наука успела передать свой познавательный импульс латинской науке.

Начиная с XI в. в Европе развернулась интенсивная переводческая деятельность сначала с арабского, а в XIII в.— с греческого. Вся переводная литература представляла собой различного рода комментарии к греческим, индийским и сирийским источникам. Переводились также и сами эти источники и оригинальные произведения арабо-исламской мысли: арабские трактаты по медицине, химии, математике, астрономии, естественнонаучные, математические и философские произведения греческой классики. Имена переводчиков и одновременно людей, сыгравших громадную роль в распространении этих произведений, хорошо известны. Это Аделярд из Бата, Роберт Честер, Альфред Сарешаль, Герард Кремонский, Платон из Тиводи, Бургундио из Пизы, Яков из Венеции, Эудженио из Палермо, Михаил Скотт, Вильем из Мёрбека. Имя последнего переводчика особенно прославлено. В 1260—1271 гг. он перевел с греческого почти все известные произведения Аристотеля, и именно его переводами пользовался Фома Аквинский. Основными переводческими центрами были Толедо (двор короля Альфонсо Х Мудрого), Сицилия, где арабы организовали светские школы, в которых обучались и христиане, и Палермо (двор короля Фридриха II).

Греко-арабская литература проникала на Запад в форме светского знания, не задевавшего основоположения христианства. Но культурное влияние, оказываемое этой литературой, было столь велико, что и церковные круги не могли остаться равнодушными к этому процессу.

В XIII в. в результате четвертого крестового похода, когда была захвачена Византия, в Европу хлынул поток греческих рукописей. Начинается активное изучение греческого языка, создаются греко-латинские словари, Роджер Бэкон пишет грамматику греческого языка. Это еще более активизирует процесс усвоения греко-арабской науки и философии, в результате чего в огромной степени увеличивается объем латинского научного знания.

Процесс усвоения греко-арабской науки и философии на Западе в XI—XIII вв. можно рассматривать как вторую встречу христианства с античностью. Однако теперь условия были совсем иные. К этому времени христианство превратилось в мощную и единовластную идеологическую силу, что и обусловило характер включения греко-арабской философии и науки в лоно христианского знания. Принятию произведений исламских и еврейских мыслителей способствовало то обстоятельство, что в общем и целом в них повторялся тот же образец включения науки в религиозную идеологию, который в свое время был выработан и в христианстве.

Кимелев Ю. Полякова Т. Наука и религия

Глава 2. Христианство и наука в Западной Европе эпохи средневековья

Оформление схоластической натурфилософии

XI—XII века были эпохой культурного обновления Европы. В эту же эпоху оформляется схоластическая философия средневековья, представляющая собой синтез различных компонентов античной философии на основе христианского мировоззрения.

Схоластическая философия понималась в общем как «рациональное исследование последней реальности, а также наиболее фундаментальных причин и принципов вещей». Такое понимание философии не только проявляется непосредственно в философской деятельности средневековых мыслителей, но и оформляется как эксплицитное определение философии. Эти представления о философии связаны с убеждением, что существует независимая от человеческого духа реальность, образующая основу всех явлений и в принципе постижимая до определенных пределов.

Вся схоластическая философия отчетливо демонстрирует преемственность с античностью. Однако мы не разделяем взгляды тех, кто считает ее всего лишь непосредственным продолжением или воспроизведением античной философии. Такие взгляды, по сути дела, отрицают оригинальную философскую деятельность в средневековье.

Схоластическая философия отказалась в основном от символического менталитета и обратилась к рациональным методам познания. Однако при всем том характер этой рациональности определялся общими религиознотеологпческими установками.

С Х века наблюдается пробуждение интереса к диалектике. Основой рационального познания становится диалектика, это и означает появление нового мышления, отличного от символического.

Крупнейшими представителями диалектики были Ансельм из Безаты (родился в 1000) и Беренгарий Турский (умер в 1088). Основой их философии стали логические произведения Аристотеля, прежде всего «Категории», а также комментарии Боэция к «Введению» Порфирия и логическим работам Аристотеля.

Историко-культурный контекст формирования средневековой философии был бы неполным и это не позволило бы нам понять особенности средневековой философии, суть её взаимоотношений с официальной религиозной идеологией, и в частности непосредственный предмет нашего внимания в данном параграфе но был бы до конца понятен, если бы мы не коснулись вкратце довольно сложного вопроса истории философии, а именно, вопроса о формировании двух течений — номинализма и реализма,— которые породили споры, в стороне от коих не мог остаться ни один философ и теолог. Итак, в XI— XII вв. возникла дискуссия между сторонниками реализма и номинализма. Сторонники реализма, которых возглавлял Ансельм Кентерберийский, утверждали, что общие понятия (универсалии) существуют самостоятельно и предшествуют существованию единичных вещей.

Сторонники номинализма, напротив, считали, что действительным объективным существованием обладают только единичные вещи, а общие понятия — лишь имена (nomina). Во главе номиналистов стоял Росцелин (ок. 1050 — ок. 1120). Позицию Росцелина можно назвать крайней номиналистической позицией, ибо он вообще объявил общие понятия всего лишь «звуками голоса». Значительно более умеренным номиналистом был Пьер Абеляр (1079—1142). Его умеренный номинализм, согласно которому общие понятия имеют объективное существование как производные человеческого ума, получил название концептуализма и оказался чрезвычайно жизнеспособной философской позицией. «Историческая заслуга Абеляра в истории западноевропейской философии средневековья состоит в том, что он, ориентируясь на Аристотеля, выделил сферу чувственного познания, отличая его от познания собственно умственного, интеллектуального. При этом в качестве номиналиста Абеляр подчеркнул, что человеческое знание есть знание о единичных вещах, которым только и принадлежит реальное существование. Именно в процессе чувственного познания и возникают универсалии, общие понятия, выражаемые в словах, имеющих определенное значение, тот или иной смысл». Соколов В. В. Средневековая философия. Концептуализм явился той философской платформой, на основе которой совершался поворот к внешнему природному миру, к бытию единичных вещей.

Пьер Абеляр признавал зависимость природы от бога. В момент творения природе была дана богом сила, посредством которой в течение шести дней были созданы все вещи и задана способность к развитию и увеличению. Абеляр уверен, что этот мир — лучший из всех возможных, поскольку он обнаруживает соответствие и схожесть между создателем и его творением. Мир рационален, эта рациональность проистекает от бога, ею одинаково наделены и природа и человек. Подобно природе человек обладает разумом и руководствуется им в форме естественного закона. Посредством этого естественного закона человек может постигнуть бога в творении и различать добро и зло. Подчеркивая сходство закона откровения и закона природы, Абеляр пытается искать «след» бога в совершенстве и рациональности природы, а также в божественно данном человеку разуме. Этому понятию рационального естественного закона, которому подчинена природа и которым руководствуется в своих познании и деятельности человек, суждено было сыграть громадную роль в становлении новой европейской науки.

Новая философия природы появляется у представителей Шартрской школы.

Шартрская школа была основана в конце Х в. Фульбером — учеником знаменитого Герберта, архиепископа Реймса, а затем папы Сильвестра II, изучавшего арабо-язычную науку в Толедо и принесшего эти знания на латинский Запад. Фульбер, так же как и его учитель, был знатоком арабо-исламской науки, которая при его посредничестве стала одним из теоретических оснований натурфилософии Шартра.

Основными источниками натурфилософии Шартрской школы послужили платоновский диалог «Тимей», а также библейская Книга Бытия. Наряду с ними использовались и произведения Сенеки, Боэция, Макробия, Августина и Беды Достопочтенного, и, кроме того, введенные к этому времени в научный оборот естественнонаучные, математические и астрономические произведения античной и арабо-исламской науки, логические работы Аристотеля. Определенный отклик нашли и атомистические воззрения Демокрита, Эпикура и Лукреция.

Гносеологическим основанием натурфилософии Шартра послужили взгляды Жильбера де ля Порре (1076— 1154), стоявшего на позициях умеренного реализма аристотелевского типа. Для него идеи — это начала, существующие в единичных вещах, а не в божественном уме. Они-то и образуют ту объективную основу, которая позволяет познающему уму в процессе абстрагирования от частностей создавать общие понятия. Процесс абстрагирования неотделим от опыта, поэтому знание носит опытно-индуктивный характер. Оно объективно и обоснованно. Гарантом его объективности служит то, что идеи имеют объективное онтологическое существование в вещах.

Период расцвета натурфилософии Шартрской школы приходится на XII в. и связан с именами Бернара Шартрского (ум. 1130), Жильбера де ля Порре, Теодорика Тьерри (ум. 1155), Гильома из Конша (1080—1145), Иоанна Солсберийского (1115—1180), Аделарда из Вата, Алана Лилльского (ум. 1202), Бернарда Сильвестра (ум. 1167). Именно этими выдающимися представителями философской мысли XII столетия была создана совершенно новая концепция природы.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Наука в западной европе эпохи средневековьяоформление схоластической натурфилософииxixii века были
Имели ничего вполне установленного относительно исследования этих движений
Восемь разделов воспроизводили аристотелевский комплекс научных дисциплин
Проблемы религии
Истинные движения в совокупности

сайт копирайтеров Евгений