Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Посмотрим, какие новые сдвиги мы имеем в детской психологии но этому вопросу. Моей задачей совсем не является обри совать ход разрешения этой проблемы со всей исторической полнотой, но я должен затронуть и историю этого вопроса.

Представителем той идеи, что воображение первично, что оно изначальная форма детского сознания, из которой возника ет все прочее сознание личности, является психоанализ и его создатель 3. Фрейд. Согласно его учению, два принципа регу лируют психическую деятельность ребенка: принцип наслажде ния, или удовольствия, и принцип реальности. Ребенок стремится вначале получить наслаждение, или удовольствие; в раннем возрасте этот принцип господствующий.

Ребенок является существом, биологические потребности которого достаточно охраняются взрослыми людьми. Он не добывает себе пищу, одежду - все делает для него взрослый. Это единственное существо, которое, по Фрейду, вполне эмансипи ровано от реальности. Это существо погружено в удовольствие; отсюда сознание ребенка развивается как сознание грезящее, т. е. такое, основная функция которого не отражение реально сти, в которой он живет, и не деятельность по переработке тех или иных впечатлений, а только обслуживание желаний и чув ственных тенденций ребенка. У него нет восприятий реальной действительности, у него сознание галлюцинаторное.

Эта идея в отношении интересующей нас проблемы развита в работах Пиаже. Исходная точка зрения Пиаже заключается в том, что первичной является деятельность воображения или мышления, не направленная на действительность. Но, говорит он, между младенческим мышлением, вовсе не направленным на действительность, и мышлением взрослого человека - реа листическим мышлением - существуют переходные формы. {442 } Та кой переходной, или промежуточной, или смешанной, формой между воображением и реальной мыслью Пиаже считает дет скую эгоцентрическую мысль. Детский эгоцентризм есть пере ходная ступень от воображения к реалистическому мышлению, т. е. от мышления, напоминающего легкое сновидение, грезы, мечты, или, как образно говорит Пиаже, 'некоторое миражное построение, которое витает в области нереального, только же лаемого, к мышлению, задачей которого является приспособле ние к действительности и воздействие на эту действительность.

Как известно, мы обязаны Пиаже рядом интересных экспе риментальных исследований младенческого возраста. Сущность исследований с их фактической стороны заключается в следую щем: Пиаже экспериментально показал, что младенец недоста точно четко различает в сознании впечатления, которые полу чает из внешнего мира, и впечатления, которые получает сам от себя. Его «я» и внешняя действительность недостаточно еще дифференцированы в сознании; он часто смешивает одно и дру гое и в зависимости от этого плохо различает собственные дей ствия и поступки и действия и поступки, происходящие вовне. У него возникает ряд путаных связей, которые Пиаже чрезвы чайно остроумно и убедительно показал экспериментально.

Так, если ребенок производит какое-либо движение, которое по времени совпадает с каким-нибудь другим приятным для него впечатлением, то младенец склонен случайно совпавшее приятное для него внешнее впечатление рассматривать, сказали бы мы языком взрослого, как результат своего предшествующе го движения. Это ясно из того, что если впечатление не повто ряется, то ребенок вновь и вновь производит свои движения, чтобы вызвать это впечатление. Пиаже проводил опыт с пяти месячной девочкой. Ребенок, игравший карандашом и стучав ший им по дну жестяной .коробки, наталкивался на то, что одно временно с тем, как он ударял карандашом о коробку, в комна те раздавался звонок или экспериментатор, спрятавшись, издавал крик, подражая крику птицы. Ребенок снова ударяет по коробочке, на этот раз совершенно иначе - ударяет один раз и ждет. Раздается крик. Ребенок повторяет свое движение явно с тем,- чтобы вызвать неизвестно откуда идущие впечатления. Но вот ребенок стучит, а крик не раздается. Тогда ребенок сердито бьет много раз в жестяную коробку, добиваясь крика, начинает неудовлетворенно стучать с другой стороны. Иначе говоря, ребенок своим поведением показывает: то, что совпало случайно с его собственным движением, принимается и<м как непосредственный результат этого движения.

Ж. Пиаже основывается на этом исследовании младенческо го возраста, но, понимая, что оно недостаточно правомочно, переходит к другому методу, к методу интерполяции, { 443 } рассмат ривая ребенка по ступеням развития Чем младше ребенок, тем, по Пиаже, его эгоцентризм сильнее, тем больше его мысль направлена на удовлетворение его желаний. Эгоцентризм у семи летнего ребенка сильнее, чем у десятилетнего, у трехлетнего - сильнее, чем у пятилетнего, и т. д. Идя этим путем, мы должны констатировать далее, что на ранних ступенях развития у ре бенка господствует абсолютный эгоцентризм.

Что же такое эгоцентризм? Пиаже отвечает, что это чистый солипсизм, т. е. чистое состояние сознания, которое не знает никакой действительности, кроме самого себя, которое живет в мире собственных построений. Детский солипсизм - такое со стояние, которое имеется на начальных этапах развития дет ского сознания вообще; через промежуточные формы эгоцен тризма в детском совнании постепенно начинает развитие логи ческая, реалистическая мысль взрослого человека

Чтобы перейти от изложенного к учению о воображении в детском возрасте, необходимо конспективно перечислить основные моменты развития сознания ребенка начиная с раннего возраста и проследить, как оно развивается. Этих моментов не сколько. Пиаже, как и все другие исследователи, здесь многим обязан Фрейду. Согласно этой точке зрения, первичная форма воображения есть деятельность подсознательная, отличная от реалистического мышления, которое является сознательной дея тельностью Отличие авторы видят прежде всего в том, что в реалистическом мышлении отдается отчет относительно це лей, задач и мотивов, которыми оно приводится в действие. Мышление же, которое руководствуется фантазией, не осознает основных задач, целей и мотивов - все это остается в сфере подсознательной. Первое отличие заключается, следовательно, в том, что реалистическая мысль сознательна, а фантазия в сво ей основе подсознательна. Второе отличие заключается в отношении к действительности. Реалистическое развитое сознание подготавливает нашу деятельность, связанную с действительно стью. Воображение есть деятельность, которая в этом отноше нии всецело обнаруживает принцип удовольствия, т. е. функция его иная.

Третье отличие видят в том, что реалистическая мысль мо жет быть сообщена словесно, она социальна и вербальна. Соци альна в том отношении, что, поскольку она отражает внешнюю деятельность, одинаковую для различных сходно устроенных сознаний, она может быть сообщена, передаваема; так как ос новным средством сообщения, передачи является слово, то реа листическая мысль одновременно и социальная и вербальная мысль. Человек с большей или меньшей полнотой передает со держание и ход своей мысли. Наоборот, аутистическое мышле ние не социально, а индивидуально, потому что обслуживает { 444 } желания, ничего общего не имеющие с социальной деятельно стью человека. Оно есть бессловесное, образное, символическое мышление, такое, которое проникает в построение ряда фанта стических образов и не является сообщаемым.

Можно привести еще ряд отличий, но для нас достаточно и этих. Следовательно, воображение в его первичных формах рассматривается этими авторами как деятельность подсозна тельная, как деятельность, обслуживающая не познание реальности, а получение удовольствия, как деятельность несоциаль ного, несообщаемого характера.

Эта точка зрения встретила первые и самые существенные возражения фактического характера со стороны биологически мыслящих психологов, хотя казалось бы, что этот взгляд в изве стной мере продиктован ультрабиологическими воззрениями, потому что он рассматривает человека как существо, развиваю щееся вначале не социально, «о к которому социальная дея тельность присоединяется как нечто внешнее, вторичное.

Биологически мыслящие психологи установили два капи тальных факта. Первый касается мышления и воображения у животных. Очень точно и очень интересно поставленный эксперимент голландского исследователя К. Бойтендайка, как и дру гие эксперименты, показал, что в животном мире мы почти не находим элементов аутистического мышления или фантазии в собственном смысле слова. С биологической точки зрения трудно допустить, что первично в филогенезе возникает мышление как функция удовлетворения, удовольствия, но не как функ ция познания действительности. Ни одно животное, говорил Блейлер, не могло бы просуществовать ни одного дня, если бы психическая деятельность этого животного, теснейшим образом связанная со всей его жизнедеятельностью, была эмансипиро вана от действительности, т е если бы она не давала ему представления об окружающей реальности, отражения реальности соответственно уровню психической деятельности, ню котором стоит данное животное. Итак, было бы невозможно допустить теоретически, а после исследований Бойтендайка нельзя допус тить и со стороны фактической, что в филогенетическом ряду воображение и мышление направлены на получение удовольст вия, что миражное построение, мечта более первичная форма, чем мышление, направленное на действительность.

Вторая группа фактов заключается в анализе наблюдений над ребенком. Исследователи доказали, что в самом раннем возрасте мы не имеем дела с галлюцинаторным получением удовольствия, что получение удовольствия у ребенка связано не с галлюцинаторным, а с реальным удовлетворением потреб ности. Об этом хорошо говорит Блейлер: он не видел ни одного ребенка, который бы испытывал галлюцинаторное { 445 } удовлетворе ние от воображаемой пищи, а видел, что ребенок получает удов летворение и удовольствие от получения реальной пищи

Получение удовольствия ребенком и первичное наслаждение настолько связаны с реальными потребностями, которые удовлетворяются в реальной действительности, что они являются первичной формой сознания.

Реальное удовлетворение, если мы будем говорить о простых его формах, связано с удовлетворением потребностей, а удов летворение потребности есть одна из основных форм жизни и деятельности живого существа, в котором сознание принимает участие с самой ранней ступени его возникновения Мышление, которое направлено на удовлетворение потребностей и на полу чение удовольствия, не идет в противоположном направлении; как говорит Блейлер, путь к реальному удовольствию лежит в раннем возрасте через реальность, а не через уход от нее. Эти моменты связаны и обусловлены тем, что удовлетворение простейших потребностей связано в раннем детстве с интенсив ным удовольствием, которое выдвигается на первый план и до минирует над всеми остальными моментами

В сущности говоря, положение о первичности воображения и аутистического мышления получило в каждом пункте со сторо ны исследователей ряд фактических опровержений, которые я и перечислил.

Из исследований, с фактической стороны опровергающих положение о мечтательной форме детской мысли, на первое место, мне кажется, должны быть поставлены исследования, которые выяснили действительное отношение, существующее между развитием речи ребенка и развитием его воображения.

С точки зрения Фрейда и с точки зрения Пиаже, существен ная особенность первичной детской фантазии та, что здесь мы имеем дело с невербальной и, следовательно, с несообщаемой мыслью.

Таким образом, между словесной мыслью и аутистической мыслью воздвигается противоположность в виде вербального и невербального характера этих двух видов мысли

На самом деле исследования показали, что очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в не посредственной связи с усвоением речи, что задержанные в рече вом развитии дети оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии воображения. Дети, речевое развитие которых идет по уродливому пути (скажем, глухие дети, (Которые из-за этого остаются полностью или частично немыми детьми, лишенными речевого общения), оказываются в то же время детьми с чрез вычайно бедными, скудными, а иногда и положительно ру диментарными формами воображения. Между тем, исходя из положения Фрейда и других, следовало бы ожидать, что, когда { 446 } у ребенка недоразвита речь, когда она отсутствует или запаз дывает, то создаются особо благоприятные условия для развития первичных, несообщаемых, несловесных форм воображения.

Таким образом, наблюдение за развитием воображения об наружило зависимость этой функции от развития речи. Задерж ка в развитии речи, как установлено, знаменует собой и задерж ку развития воображения.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Глава о восприятии разра ботана с той полнотой
Примененной к эксперимен тально выработанному действию
В процессе детского развития возникает связь функции восприятия с функциями эйдетической памяти
человек делает по пути своего исторического развития

сайт копирайтеров Евгений