Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Для таких сложных форм деятельности, выходящих за пре делы тех процессов, которые мы привыкли называть функция ми, было бы правильным применять название психологической системы, имея в виду ее сложное функциональное строение. Для этой системы характерны господствующие внутри нее меж функциональные связи и отношения. { 451 }

Анализ деятельности воображения в его многообразных формах и анализ деятельности мышления показывают, что, только подходя к этим видам деятельности как к системам, мы находим возможность описывать те важнейшие изменения, ко торые в них происходят, те зависимости и связи, которые в них обнаруживаются.

Позвольте в заключение остановиться на некоторых выво дах из того, что мы рассматривали до сих пор. Мне кажется, они раньше всего должны касаться того, действительно ли су ществует такой непримиримый антагонизм, такая противопо ложность между направленной реалистической мыслью и меч тательной, фантазийной, аутистической мыслью. Если мы кос немся вербального характера мысли, то увидим, что он может быть одинаково присущ и воображению, и реалистическому мышлению. Если мы возьмем так называемую направленность или сознательность мысли, т. е. мотивы и цели, то увидим, что как аутистическое, так и реалистическое мышление могут быть в одинаковой степени направленными процессами; можно пока зать и обратное: в процессе реалистического мышления человек очень часто не до конца осознает свои истинные мотивы, цели и задачи.

Если мы рассмотрим, 'наконец, связь обоих процессов - воображения и мышления - с аффективными моментами, уча стие эмоциональных процессов в процессах мышления, то уви дим, что как воображение, так и реалистическое мышление мо гут характеризоваться высочайшей эмоциональностью и между ними нет противоположности. И обратно: мы увидим, что есть такие сферы воображения, которые сами по себе вовсе не явля ются подчиненными логике эмоций, логике чувств. Иначе гово ря, все те кажущиеся, метафизические, изначальные противопо ложности, которые устанавливаются между реалистическим мышлением и мышлением аутистическим, на деле оказываются фиктивными, ложными; более глубокое изучение показывает, что здесь мы имеем дело с противоречием отнюдь не абсолютно го, а только относительного значения.

Вместе с тем мы наблюдаем еще два чрезвычайно важных момента, которые характеризуют интересующее нас отношение между мышлением и воображением с положительной стороны, а не только со стороны критической.

Эти моменты следующие. С одной стороны, мы отмечаем чрезвычайную родственность, близость процессов мышления и процессов воображения. Мы видим, что оба процесса обнаружи вают сбои основные успехи в одни и те же генетические момен ты. Так же как в развитии детского мышления, в развитии вооб ражения основной переломный пункт совпадает с появлением речи. Школьный возраст - переломный пункт в развитии { 452 } дет ского и реалистического, и аутентического мышления. Иначе говоря, мы видим, что мышление логическое и мышление аутистическ ое развиваются в чрезвычайно тесной взаимосвязи. Бо лее тщательный анализ позволил бы щам отважиться на более смелую формулировку: мы могли бы сказать, что оба они разви ваются в единстве, что, в сущности говоря, самостоятельной жизни ,в развитии того и другого мы не наблюдаем вовсе. Более того, наблюдая такие формы воображения, которые связаны с творчеством, направленным на действительность, мы видим, что грань между реалистическим мышлением и воображением стирается, что воображение является совершенно необходимым, неотъемлемым моментом реалистического мышления.

Здесь возникают противоречия, естественные с точки зрения основного положения вещей: правильное познание действитель ности невозможно без известного элемента воображения, без отлета от действительности, от тех непосредственных, конкрет ных единичных впечатлений, которыми эта действительность представлена в элементарных актах нашего сознания. Возьми те, например, проблему изобретательства, проблему художест венного творчества; здесь вы увидите, что разрешение задачи в огромной степени требует участия реалистического мышления в процессе воображения, что они действуют ib единстве.

Однако, несмотря на это, было бы совершенно неверным отождествлять одно с другим или не видеть реальной противо положности, которая между ними существует. Она заключается в следующем: для воображения характерна не большая связь с эмоциональной стороной, не меньшая степень сознательности, не меньшая и не большая степень конкретности; эти особенности проявляются также на различных ступенях развития мышления. Существенным для воображения является направление сознания, заключающееся в отходе от действительности в изве стную относительно автономную деятельность сознания, кото рая отличается от непосредственного познания действитель ности.

Наряду с образами, которые строятся в процессе непосредст венного познания действительности, человек строит образы, которые осознаются как область, построенная воображением. На высоком уровне развития мышления происходит построение образов, которых мы не находим в готовом виде в окружающей действительности. Отсюда становится понятным то сложное отношение, которое существует между деятельностью реалистиче ского мышления и деятельностью воображения в его высших формах и на всех ступенях его развития. Становится понятным, как каждый шаг в завоевании более глубокого проникновения в действительность достигается ребенком одновременно с тем, что ребенок до известной степени освобождается от более { 453 } при митивной формы познания действительности, которая была ему известна прежде.

Всякое более глубокое проникновение в действительность требует более свободного отношения сознания к элементам этой действительности, отхода от видимой внешней стороны действи тельности, которая непосредственно дана в первичном восприя тии, возможности все более и более сложных процессов, с помо щью которых познание действительности становится более сложным и богатым.

Я хотел бы, наконец, сказать, что внутренняя связь, сущест вующая между воображением и реалистическим мышлением, дополняется новой проблемой, которая тесно связана с пробле мой произвольности, или свободы, в человеческой деятельности, в деятельности человеческого сознания. Возможности свободно го действия, которые возникают в человеческом сознании, тес нейшим образом связаны с воображением, т. е. с такой своеоб разной установкой сознания по отношению к действительности, которая появляется благодаря деятельности воображения.

Как мы делали при рассмотрении всех проблем, позвольте и сегодня начать с короткого схематического исторического вве дения в современное состояние этой проблемы в науке.

Как известно, попытка теоретически осмыслить и теоретиче ски развить проблему воли и дать анализ ее проявлений у взрослого человека и у ребенка идет в двух направлениях, одно из которых принято называть гетерономной, а другое - автономной теорией.

Под гетерономной теорией имеется в виду та группа теоре тических и экспериментальных исследований, которые пытаются объяснить волевые действия человека, сводя их к сложным психическим процессам неволевого характера, к процессам ассо циативным или интеллектуальным. Всякая теория, которая пы тается искать объяснения волевых процессов вне воли, { 454 } присое диняется к гетерономным теориям. Автономные, или волюнта ристские, теории в основу объяснения воли кладут единство и несводимость волевых процессов и волевых переживаний. Пред ставители этой школы пытаются объяснить волю, исходя из за конов, заложенных в самом волевом действии.

Если мы рассмотрим с вами сначала в частном, а потом в общем виде оба направления в изучении воли, то увидим, в чем заключается то главное, что составляет их содержание. При рассмотрении гетерономных теорий мы увидим, что здесь мы имеем дело с наиболее старыми теориями: ассоциа тивными и интеллектуалистическими, которые я не буду анали зировать подробно, ибо они представляют, скорее, исторический интерес, и обозначу их только схематически.

Сущность ассоциативных теорий близко подходила к изуче нию проблемы воли в том духе, в котором пытаются изложить ее рефлексология и поведенческая психология (бихевиоризм). Центральными, согласно этой теории, являются в воле следую щие моменты. Как известно, всякая ассоциация обратима. Если я, скажем, в экспериментальном опыте с памятью установил ассоциацию между первым бессмысленным слогом, который на зовем а, и вторым, который назовем бэ, то естественно, что, когда я потом услышу слог а, я воспроизведу и слог бэ. Но естественно и обратное. Это самое простое явление было назва но в свое время законом обратимости ассоциаций. Сущность его сводится к тому, что как взрослый, так и ребенок действуют вначале слепо, непроизвольно, импульсивно и реактивно, т. е, совершенно несвободно и неразумно определяют свою деятель ность по отношению к ситуации, внутри которой достигается цель.

Однако такая деятельность, совершаемая непроизвольно, приводит к известному результату, таким образом устанавливается ассоциация между самой деятельностью и ее результата ми. Но так как эта ассоциативная связь обратима, то естествен но, что в ходе дальнейшего развития может произойти простое перевертывание процесса с конца к началу. Воспользуюсь при мером Г. Эббингауза.

Если ребенок вначале инстинктивно тянется к пище, то в продолжение ряда опытов у него устанавливается ассоциативная связь между насыщением и отдельными звеньями самого процесса насыщения; этой связи оказывается достаточно для того, чтобы возник и обратный процесс, т. е. чтобы ребенок соз нательно искал пищу, когда он испытывает голод. Согласно оп ределению Эббингауза, воля представляет собой такой ин стинкт, который возникает на основе обратимой ассоциации, или, как он образно говорил, «зрячего инстинкта», сознающего свою цель. { 455 }

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Здесь же характер мышления принимался как нечто первичное
Ребенок достиг в развитии значения слов
Однако откуда возникает в потоке представлений целена правленность мышления почему из
Психология раннего детства до шестилетнего возраста

сайт копирайтеров Евгений