Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Чтобы проиллюстрировать свою мысль, я напомню трагический и в то же время карикатурный случай, о котором газета «Монд» рассказывала в статье под заголовком «Освобождение матери». Эта с блеском написанная статья освещает судебный процесс над матерью, которая тремя выстрелами в голову убила своего сына-наркомана. Эта мать сразу признает, что ни в чем не знала меры: «Я была мать-наседка». И, ничтоже сумняшеся, добавляет: «Мы с сыном были очень сильно привязаны друг к другу. Мы были с ним во всем заодно. Я всегда защищала и опекала его. Когда он вырос, и у него начались любовные приключения, он мне все рассказывал». И она с полной чистосердечностью излагает все новые и новые подробности в том же духе. В конечном счете, все это привело ее к выстрелам, за которые ее приговорили к неслыханно мягкому наказанию — один год тюремного заключения, да и то условно. Причем, этот приговор встретили в зале суда овацией!

А я задаюсь вопросом: как суд, вынесший ей такой приговор, воспринял ее искаженное от начала до конца представление о системе символических знаков? Потому что, на мой взгляд, эта мать совершила детоу-

^ «l'effet-mere», «I'ephemere» — игра слов, которую можно перевести: «общество, где царит материнская забота» или «эфемерное общество». (Прим. изд-ва)

бийство, которое было запрограммировано изначально. Просто она совершила его с некоторой отсрочкой и совершенно безнаказанно. Неужели образ сверхлюбящей матери до такой степени подчинил себе наш менталитет, что мы могли дойти до подобной ситуации? Неужели каждый член суда вообразил себя

в роли этой матери и до такой степени забыл о правосудии, что проявил столь удивительное снисхождение? Если вспомнить, с какой яростью клеймят пресловутого «paterfamilias», который считал себя вправе казнить и миловать своих близких, то перед лицом таких фактов невольно задаешься вопросом: что же наше общество получило взамен?

И, конечно, не случайно оно таким диким образом борется с неразрешимой проблемой, которую являют собой наркотики.

Вернемся к взаимосвязи мать—ребенок и рассмотрим ее на примере этого судебного дела.

Если при появлении ребенка на свет и необходимом отделении одного тела от другого мать полностью отдается лишь одной-единственной страсти — своей заботе о ребенке, и это становится всем смыслом ее существования, взаимосвязь мать—ребенок будет развиваться и дальше в таком же духе. В результате в семье будет ребенок-король и мать-королева. Желания одного будут растворяться в желаниях другого и наоборот. Произойдет слияние личностей, очень опасное для обоих. Как показывает и этот судебный случай, жизнь матери замыкается лишь на ее ребенке, и она полностью овладевает его личностью, изо всех сил стараясь вылепить его в соответствии со своими желаниями или тем образом, который она придумала для него, что в конечном счете одно и то же. Движимая своей безграничной материнской за-

'Paterfamilias (лат ) — отец семейства. (Прим. изд-ва)

ботой, она стремится и в жизни создать для него условия, повторяющие условия его существования в ее чреве, когда он ни в чем не нуждался.

Не думайте, что подобные отношения являются редким исключением. Таких матерей — легионы, и в своей материнской любви они заходят слишком далеко, хотя чаще всего и не попадают за это на скамью подсудимых.

Так, например, одна из таких матерей с гордостью рассказывала мне, до чего она додумалась, когда родила третьего сына (у нее уже были мальчики восьми и шести лет): «Я боялась, что когда мои сыновья вырастут, они будут бояться женщин, так как у них нет сестры, а мой муж больше не хотел иметь детей. И я решила, что должна открыть им все тайны женского тела. Я показала им свое тело и все объяснила. И каждый раз, во время месячных, я показываю им, как меняю прокладки».

Как объяснить подобное поведение?

Я уже сказал: такие матери стараются продлить ситуацию и взаимоотношения со своим ребенком любого пола — это важно подчеркнуть, — которые повторяют взаимосвязь, существовавшую у них с плодом во время беременности.

Такие матери словно пытаются вернуть в себя свой плод, совершая по сути настоящий инцест. В то же время они яростно сопротивляются этому искушению, и сама мысль об этом вызывает у них нескрываемый ужас. Они полагают, что соблюдение ими внешних приличий позволяет им отбиваться от любого обвинения в инцесте. Хотя на самом деле они поступают еще хуже. Потому что в метафорическом смысле они лишают своего ребенка малейшей возможности выйти из их тела и приговаривают его на вечное заключение в своей утробе, способной расширяться благодаря эластичным стенкам. Не имея возможности вернуть в себя тело ребенка, которое, к несчастью, все время растет, они в буквальном смысле душат его своей сверхзаботой. Вот что я называю «естественной материнской предрасположенностью к инцесту». И вы согласитесь со мной, что она проявляется как раз в таких случаях — даже если дело и не доходит до непосредственных половых отношений.

Думаю, что сам язык не случайно этимологически подтверждает излишнюю родственную близость, о которой я только что говорил.

Если проследить историю слова инцест в его сегодняшнем общеупотребимом смысле, то оно

происходит от латинского incestum, что означает святотатство. А само слово incestum происходит от incestus, что означает нечистый, грязный. Слово incestus образовано из отрицательной приставки in и слова cestus, преобразованного от castus и означающего девственный, чистый. Так что incestus может иметь и значение нецеломудренный и это легко увязывается с тем сводом запретов, которым подчинялись жрецы и весталки. Но можно также допустить, что то же слово castus при эволюции языка в скором времени слилось со словом cassus, означающим пустой, свободный от чего-то, а затем и с глаголом сагео, означающим «мне не достает». Поэтому не будет никакого греха, если слово incestus переводить как «тот, кто ни в чем не нуждается», и сопоставить его с желанием каждой матери создать своему ребенку такую жизнь, чтобы он «ни в чем не нуждался».

Может, естественно, возникнуть вопрос: так ли уж все это опасно и не преувеличиваю ли я степень этой опасности, посвящая ей так много времени и места. Ведь в конце концов разве не известно, что проблемы, возникающие в раннем детстве, с возрастом решаются сами собой?

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Когда внутрисемейные отношения несут в себе угрозу для ребенка
Под надзор которого ребенок был вверен на длительный срок
Какой ущерб нанесло расследуемое преступление
Это за чувство
В каких-то случаях целесообразно сохранять ребенка в семье

сайт копирайтеров Евгений