<<< ΛΛΛ >>>
нынешнему утилитаризму, ибо и подобные умственные перевороты, разрушительные для
прежней мысли, созидающие для нового общества, бывали (например, в то время,
когда христианское духовенство разрушало языческие храмы и вообще произведения
эллино-римской культуры; мысль царила другая, не та, что царила у язычников)...
Все это возможно.
Но с точки зрения умственной непозволительно мечтать о всеобщей правде на земле,
о какой-то всеобщей мистической любви, никому ясно даже и не понятной, нельзя
мечтать о равномерном благоденствии. Даже в главном теперешнем вопросе, в
вопросе социально-экономическом, можно, руководясь примером прошлого (а кое-где
и настоящего), ожидать образования новых весьма принудительных общественных
групп, новых горизонтальных юридических расслоений, рабочих, весьма
деспотических и внутри вовсе не эгалитарных республик, вроде мирских монастырей;
узаконения новых личных, сословных и цеховых привилегий...; ибо все это бывало и
все это не противоречит в основании учению о реальных силах, от которого
социальной науке уже невозможно отказаться... Можно, не изменяя науке и здравому
смыслу, доходить даже до такой мысли, что вся земля будет разделена между
подобными общинами и личная поземельная собственность будет когда-нибудь и
где-нибудь уничтожена, можно думать об этой возможности и с отвращением, и с
пристрастием, но каково бы ни было чувство наше при этой мысли, все равно оно
имеет за собой правдоподобие; но не имеют правдоподобия ни психологически, ни
<<< ΛΛΛ >>>
Этому утилитарному направлению Крайне различного положения в обществе Культурно заразимся ли мы столь несокрушимой в духе своем китайской государственностью Незнание -- значит малое накопление фактов для обобщения Полезный человек остается пожать только плечами
|